Способы и методы психологического исследования воспитанников
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы и методы психологического исследования воспитанников.
Что же такое личность? До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение займёт очень много времени и все равно не будет корректным и исчерпывающим. Педагоги, психологи, врачи используют этот термин, имея в виду неповторимое сочетание свойств каждого и то впечатление, которое человек производит при общении. При этом подразумевается, что облик человека и его индивидуальные черты как заданы природой, так и являются результатом влияния среды, социальных отношений, воспитания.
Кто-то считает, что личностями можно назвать только людей, достигших выдающихся результатов в определенной области – искусстве, литературе, науке, политике. Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевский, Колумб, Наполеон, Петр Первый, Эйнштейн... Этот список можно продолжать до бесконечности. Однако неповторимой личностью с определенным набором душевных качеств, со свойственными только этому субъекту талантами, направленностью интересов является любой человек, независимо от его социального статуса.
Личность проявляется в отношениях к трём основным сферам бытия: к миру, к другим людям, к самому себе. И эти отношения могут быть ценностными (позитивными), не ценностными (равнодушными) и анти ценностными (негативными). Однако, на мой взгляд, для полноценного изучения личностного роста ребёнка недостаточно этих трёх сфер бытия.
Каждый ребенок представляет собой неповторимую в своем своеобразии человеческую личность. Благодаря специфическим для данного ребенка внешним и внутренним условиям развития, особенностям личной биографии, в процессе которой у него накапливается собственный опыт поведения и отношений с окружающими людьми, у этого ребенка формируются индивидуальные, только ему одному присущие особенности личности. Например, специфические в каждом отдельном случае соотношения между возможностями и потребностями ребенка, особенности его эмоциональной сферы, свойственные ему черты характера, а также то особое сочетание всех сторон личности ребенка, которое и создает его индивидуальный облик и делает его непохожим ни на кого из других детей.
Выбираем направления изучения личности воспитанников:
Индивидуальные особенности | Особенности взаимодействия в коллективе | |
Творческие способности | Познавательные способности |
Определяем способ выявления результата:
Диагностические методики | Педагогическое наблюдение |
Тесты Опросники Анкеты Проективные методики | Определение предмета наблюдения Выбор способа наблюдения и регистрации данных Создание плана наблюдения Собственно наблюдение Обработка и интерпретация полученной информации |
Определяем способ и этапы проведения диагностики:
1 способ | 2 способ | 3 способ | |
1 этап | Запрос педагога | ||
2 этап | Определение содержания и составление плана диагностики совместно с психологом | Определение содержания, разработка методик педагогом | |
3 этап | Проведение психологом | Проведение педагогом | |
4 этап | Анализ результатов | ||
5 этап | Фиксация результатов |
Выбираем диагностические методики, ориентируясь на цель исследования и возрастные особенности воспитанников
Возрастной период | Дошкольники | Младшие школьники | Подростки | Юноши |
Возрастные особенности | Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра. Интенсивное развитие воображения и наглядно-образного мышления. | Ведущей становится учебная деятельность. Развиваются новые познавательный потребности. | Стремление общения со сверстниками, утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Развивается способность к рефлексии. Становление Я-концепции. | Преход от детства к взрослости. На первый план выступает проблема профессионального самоопределения. Готовность к личностному и жизненному самоопределению. |
Рекомендуемые диагностические методики | Проективные методики Игровые упражнения Интервью | Проективные методики Игровые упражнения Интервью Тесты | Опросники Анкеты Беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-192809-1359618962.jpg)
Развитие мотивации младших школьников-психологическое исследование
Развтие мотивации младших школьников-психологическое исследование...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-419335-1396505593.jpg)
Психологический комфорт воспитанников в саду и семье, как метод профилактики психосоматических и ассоциируемых с ними заболеваний
Помощь психологам и педагогам...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/24/picture-256468-1372058868.gif)
семинар – практикум «Релаксационные паузы как способ сохранения психологического здоровья воспитанников»
семинар – практикум «Релаксационные паузы как способ сохранения психологического здоровья воспитанников»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-772254-1459106432.jpg)
Тема: «Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»
Методы исследования………………………………………..……...31.1. Эмпирические методы&helli...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/14/picture-1199409-1642171986.jpg)
«Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»
laquo;Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/21/picture-1517452-1711007674.jpg)
Учебный материал по теме самообразования «Актуализация личностного становления воспитанников детского сада через методы психологической коррекции, посредством игровой деятельности»
Ритуалы начала и оканчания тренинга, игры, приветствия, беседы, игры-перевоплащения, пантомимы, пластические этюды....
Способы и методы психологического исследования воспитанников.
Что же такое личность? До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение займёт очень много времени и все равно не будет ...