Конспект индивидуального занятия «Как клубок себе друга нашел» по формированию сенсорно-перцептивной деятельности у ребенка с ЗПР на основе использования «Даров Фрёбеля» (возраст 3,6 мес.)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

Тютюнникова Анна Александровна

Занятие направлено на формирование у ребенка сенсорно-перцептивной деятельности на основе восприятия формы, цвета, тактильных ощущений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

«Как клубок себе  друга нашел»

по формированию  сенсорно-перцептивной деятельности у ребенка с ЗПР

 на основе использования

«Даров Фрёбеля»

(возраст 3,6 мес.)

Цель: формирование сенсорно-перцептивной деятельности на основе восприятия формы, цвета, тактильных ощущений.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

-стимулировать речевую  активность (развитие активного словаря и накопление пассивного словаря);

-формировать навык соотносить предметы по цвету, форме.

- побуждать к самостоятельной деятельности;

Коррекционно-развивающие:

-развитие зрительного восприятия на основе сравнения;

-формирование пространственной ориентации;

-развитие зрительно-моторной         координации,         тактильной чувствительности, коррекция внимания, памяти, мышления;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, активность;

-поощрять интерес к совместным игровым действиям.

Предварительная работа: игры на восприятие цвета, формы, тактильных ощущений, упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, консультация для родителей «Веселые клубочки».

Словарная работа: стимулировать собственную речь ребенка, развивать номинативный (клубок, кирпич, брусок), адъективный словарь - иди, трогай, катай и т.д., предикативный словарь-желтый, круглый, мягкий и т.д.

Оборудование: комплекты  «Дары Фрёбеля»- №1, №4, №11, эталоны цвета и формы, имитация дорожки из бумажных  красных и синих камней, цыпленок- игрушка, корзина, осеннее дерево, осенний пенёк, интерактивная физминутка (видеоролик), ноутбук, проектор.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы, объяснение, стихотворные сопровождения на всех этапах занятия.

Наглядные:  показ средств образной наглядности (игрушки, набор деревянного конструктора,  геометрические тела, шнурки, эталоны цвета, формы, мультимедиа).

Практические: дидактические игры и упражнения, физкультурно-музыкальное упражнение.

Коррекционные: методы стимулирования и контроля.

Структура занятия:

I. Вводная часть: 

Дефектолог: Дарина, у меня в руке клубок (текстильный шарик из даров Фрёбеля), он по цвету желтый, вот такой же (показ эталона цвета)! Покатай клубок,  по форме круглый (обследование  эталона формы),  на ощупь клубок мягкий (обследование с помощью тактильного анализатора),  как цыплёнок (показ цыпленка), они похожи? Да, похожи! Но клубок одинокий, он потерял друга, ты поможешь найти друга? (Да). Для этого, тебе нужно пройти к осеннему дереву по цветной дорожке, под деревом будет спрятана корзина, в корзине среди множества разноцветных клубков ты найдешь такой же - желтый, круглый, мягкий! Ты готова отправиться в путь? (Да). К дереву нужно пройти по зеленой дороге! (показ эталона цвета).

По дороге мы шагаем, топ-топ-топ!

Мимо мы не наступаем, топ-топ-топ!

Дефектолог: Посмотри внимательно, где  корзина?

Дарина подходит к корзине с разноцветными клубками (текстильные шарики из Даров Фрёбеля, набор № 1) и находит клубок нужного цвета.

Дефектолог: Дарина, ты нашла клубок такой же – желтый, круглый, мягкий! (обобщение признаков). И теперь они снова друзья! Ну а нам пора возвращаться обратно. Возвращаться нужно по синей дорожке (показ эталона цвета).

- По дороге мы шагаем, топ-топ-топ!

- Мимо мы не наступаем, топ-топ-топ!

Дефектолог: Дарина, проходи к столу.

II. Основная часть.

Дефектолог и ребенок садятся за стол.

Дефектолог: Дарина, возьми клубок в правую руку. (Ребенок выполняет инструкцию педагога).  Клубок по цвету какой? (показ  эталона цвета).

Дарина: Желтый.

Дефектолог: Покатай клубок! Вот так, катай! (Ребенок выполняет инструкцию педагога). Клубок по форме какой? (Показ эталона формы).

Дарина: Круглый.

Дефектолог: Дарина, трогай клубок, потрогай клубок, он на ощупь какой?

Дарина: Мягкий.

Дефектолог: Молодец, Дарина! Положи клубок на стол.  Мы немного устали и дети из нашего детского сада приглашают нас отдохнуть, ты согласна?

Дарина: Да!

Проводится  физкультурно-музыкальная  физминутка «Веселые ребята».

Дефектолог и ребенок выходят из-за стола, подходят к заранее подготовленной фиксирующей ориентировке в виде двух осенних листочков на ковре и выполняют физкультурно-музыкальное упражнение  с использованием интерактивной физминутки.

После окончания физминутки, возвращаясь к столу, дефектолог предлагает  подарить подарки клубкам, смастерить разноцветные бусы. Дефектолог и ребенок садятся за стол, педагог  показывает сортировочный поднос с цветными телами ( «Дары Фрёбеля», набор № 11), предлагает Дарине взять шнурок и нанизывать  разноцветные бусины. (педагог оказывает помощь ребенку при затруднениях в проталкивании и вытягивании шнурка).

 -Уж совсем мы не скучаем,

 -Клубкам бусы собираем,

 -Ах, какая красота,

 - Будут рады им друзья!

После окончания работы, дефектолог  и ребенок дарят бусы клубкам.

Дефектолог: Дарина, молодец! Клубки получились нарядные! Дарина, нашим клубкам пора отдыхать, но у них даже дома нет! Предлагаю тебе построить новый дом! Дефектолог показывает ребенку сортировочный поднос с кирпичами и брусками  (из  набора № 4  «Дары Фрёбеля»).

Дефектолог: Дом мы будем строить из кирпичей (обследование  кирпича – с помощью тактильного анализатора). Крышу мы будем строить из брусков (сравнение длины бруска и кирпича). Выполнение совместных действий по постройке дома.

Строим, строим новый дом, бом-бом-бом!

Мы построим новый дом, бом-бом-бом!

Дефектолог: Крышу мы будем строить из брусков. Возьми брусок! Возьми еще брусок! (Дарина строит крышу, дефектолог при необходимости оказывает помощь). А теперь, нам нужно дом укрепить! (дефектолог предлагает взять молоточки, чтобы укрепить дом).

Строим, строим крепкий дом, бом-бом-бом!

Мы построим крепкий дом, бом-бом-бом!

Дефектолог: Молодец, Дарина! Кати клубки в дом! (ребенок выполняет задание педагога).

III. Заключительная часть.
Дефектолог: Интересная история произошла с клубком! Дарина, ты молодец! Ты  не только  помогла найти друга, но и помогла построить новый дом! Ну а мы с тобой, Дарина, обязательно в следующий раз поиграем с клубками другого цвета!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША», КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Тема...

Игровые упражнения с использованием даров Ф.Фрёбеля

Игровое упражнение «Времена года»Задачи: формировать временные представления о временах года, упражнять в выкладывании предметной картинки по образцу из деталей игровых наборов Фребеля, до...

Тема «По сказочной тропинке» с использованием даров Ф.Фрёбеля возраст 5-6 лет

Тема «По сказочной тропинке» с использованием даров Ф.Фрёбеля возраст 5-6 лет...

ООД математическое развитие в старшей группе с использованием даров Ф.Фрёбеля

ООД математическое развитие в старшей группе с использованием даров Ф. Фребеля...

Конспект игры - занятия Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Направление «Изобразительная деятельность», (лепка) Тема: «Покормим цыплят» возрастная группа: группа раннего возраста

Конспект игры - занятия/ Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»/ Направление «Изобразительная деятельность», (лепка).Тема: «Покормим цыплят...

Конспект индивидуального занятия " Дифференциация звуков «С-Ш» с использованием здоровьесберегающих технологий для ребенка с задержкой психического развития".

Цель: Дифференциация звуков «С-Ш»с использованием  здоровьесберегающих технологийЗадачи:Коррекционно-образовательные:1. Уточнить представление ребенка о звуках «с-ш»Коррек...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей 6-7 лет с использованием Даров Ф. Фрёбеля»

laquo;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей 6-7 лет с использованием ДаровФ. Фрёбеля»...