Формирование литературно - творческих способностей дошкольников в процессе развития связной речи детей с ОНР 3-4 уровня
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №30»
Формирование литературно - творческих способностей дошкольников в процессе развития связной речи детей с ОНР 3-4 уровня
Подготовила: М.А. Яворская.
учитель - логопед
Г. Троицк, 2016 год
Среди учащихся массовых школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка. Речевые недостатки, наиболее часто встречающиеся у учащихся начальных классов, как то: бедность словаря, недостатки звукопроизношения нередко затрудняют овладение ими правильным чтением и грамотным письмом.
Но успешность обучения детей в школе во многом зависит и от уровня овладения ими связной речью. Только обладая хорошо сформированной связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов и учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений также является достаточный высокий уровень развития связной речи школьника.
К перечисленным проблемам добавляется проблема свободного общения в цепочках: «ребёнок – ребёнок» и «ребёнок-взрослый». Если у детей не сформированы навыки свободного диалога, то они не могут полноценно общаться со сверстниками, обращаться с просьбой или за помощью к взрослому, не могут чётко высказать или отстоять своё мнение. Такие дети нередко бывают неуспешны или неприняты в детском коллективе, что приводит к ряду проблем психологического характера, внутреннему дискомфорту.
Большую помощь педагогу может оказать его величество творчество.
Хотелось бы поделиться опытом работы по формированию литературно-творческих способностей у старших дошкольников с ОНР 3-4 уровня. Сразу оговорюсь, что проходит этот процесс в форме кружковой работы, причём в кружок приглашаются не только фантазёры и выдумщики, а все желающие – решающим являются слова: «я хочу», «я буду» с одним условием – звуковая сторона речи должна быть максимально скорректирована и приближена к норме.
Формирование творческого рассказывания – процесс длительный и трудоёмкий. Для его успешного осуществления используется множество интересных приёмов. Так, на протяжении ряда лет я предлагаю детям старшей и подготовительной к школе группы придумывать разные истории, реалистические и сказочные, по возможности иллюстрировать их; или наоборот, сделать или подобрать рисунок, а затем придумать к нему историю. Что происходит сначала, а что потом не принципиально – важен конечный результат.
Выбор темы почти всегда произвольный. Многие дети, особенно в подготовительной к школе группе, могут проявлять самостоятельность и активность при выборе темы; если ребёнок затрудняется, то логопед ему помогает, напоминая произошедшие ранее события, ориентируя на свободное сочинение.
Бывает, что творческие работы выполняются дома: спокойная семейная обстановка способствует концентрации мысли, тщательному выбору речевых средств. Задача логопеда в данном случае – разъяснить родителям их роль в формировании детского творчества.
Часто в понедельник даже часть логопедического занятия посвящается прослушиванию детских историй. На доску прикрепляются рисунки, дети по очереди рассказывают свои истории. Дети слушают очень внимательно. Каждая история записывается, ни одно слово при этом не меняется. В течение года собираются картинки и сочинения, периодически оформляются книжечки детского творчества. Родители и дети с удовольствием листают их и бережно хранят.
Тематика рассказов разнообразна: «Здравствуйте – это Я!», «Моя мама», «Мой папа», «Как я провёл зимние каникулы». «Наши сказки» и так далее.
Следующий этап - придумывание рассказов и сказок.
Для чего ребёнку нужна сказка?
«Для того, чтобы создавать, выстраивать структуру своего интеллекта, устанавливать разного рода связи: «я и другие люди», «я и предметный мир», «предметы и события подлинные и выдуманные»… сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории и культуры… Кладезь характеров и судеб, откуда ребёнок черпает сведения о реальности, которой он ещё не знает, черты будущего, о котором он ещё не умеет задумываться…» Джанни Родари.
Исследователи - теоретики и педагоги - практики отмечают, что сказка вводит ребёнка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу.
А.М Виноградова считает, что в момент слушания сказки у ребёнка активируются механизмы, отвечающие за опережающее восприятие: додумывание и воображаемое дорисовывание образов и ситуаций; освоение приёмов фантазирования, оживления персонажей в своём воображении.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребёнка. Через сюжет новой сказки взрослый может показать ребёнку его способности и возможность влиять на конкретные обстоятельства.
Работа на кружковом занятии с «картами Проппа».
Известный русский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп выделил определённую структуру, по которой строится каждая народная (волшебная) сказка. Он сформулировал 31 функцию, выполняемую героями сказки в той или иной последовательности. Джанни Родари предложил использовать «пропповские функции» для создания сказочных историй с детьми и свёл их двадцати. Предписание или запрет, нарушение, вредительство или недостача, отъезд героя, задача, встреча с дарителем, волшебные дары, появление героя, сверхъестественные свойства антагониста, борьба, победа, возвращение, прибытие домой, ложный герой, трудные испытания, беда ликвидируется, узнавание героя, ложный герой изобличается, наказание антагониста, свадьба. Если в процессе работы педагог успешно и неоднократно использует «карты Проппа» на занятии по сочинению сказочных историй он может пользоваться 20 картами. При работе с детьми 10-11 лет лучше сократить функции до 16, при работе с дошкольниками – до 10 – 12 штук. Для занятия понадобится плакат с крупно написанными сказочными функциями. Рядом можно нарисовать небольшие понятные рисунки, поясняющие значение каждой функции. После того, как плакат прикреплён на доску, педагог начинает занятие: «Сегодня мы будем сочинять сказочные истории при помощи необычной схемы. В сказках происходят разные события, но если их внимательно читать, можно увидеть, что все сказки чем-то похожи друг на друга». Итак, в сказке случается…
1.Запрет или поручение. Главному герою сказки часто запрещают что-то делать. Например, Спящей красавице было запрещено прикасаться к веретену, а Братцу Иванушке сестрица Алёнушка строго запрещала пить из лужицы. При этом главного героя обычно предупреждают, что за нарушение им грозит смерть или болезнь (Если оглянешься – окаменеешь!).
2.Нарушение. Сказка не была бы сказкой, если бы главный герой не нарушил запрет. Так, жена Синей бороды заглянула в закрытую комнату, братец Иванушка напился воды из лужи, а Красная Шапочка заговорила с волком. В результате герой терпит наказание: впадает в долгий сон, заболевает или должен выполнить сложное поручение. . Иногда герою не запрещают, а наоборот, поручают, приказывают что-то сделать. Например, царь отправляет своих сыновей за молодильными яблочками, а купеческая дочь просит привезти ей аленький цветочек. Причём как правило, для того чтобы привезти полученное, герой тоже что-то нарушает.
3.Вредительство или недостача. Бывает так, что герой нечаянно портит или теряет какую-то вещь, из-за чего ему приходится отправляться в дальний путь или выполнять сложную работу. Например, в сказке «Госпожа Метелица» девочка уронила ведёрко в колодец, и её пришлось за ним спускаться, а потом служить у госпожи Метелицы. Иван – царевич сжёг лягушачью кожу, а красавица не вернулась вовремя на сказочный остров.
4.Отъезд героя. Герой в сказках не сидит на месте. Рано или поздно ему приходится уезжать из родного дома (царь Салтан уезжает на войну, Стрелец – молодец идёт искать «то, не знаю что»). Он может уехать в начале сказки – отправиться искать приключений по свету, а может уехать, чтобы исправить ту беду, которая на него свалилась. Например, как в сказке «Двенадцать месяцев» злая мачеха приказала девочке: «И без подснежников не возвращайся!»
5.Задача. Задача – это то задание, которое нужно выполнить герою. Например, нарвать подснежников, найти прекрасную принцессу или даже просто отнести пирожки.бабушке.
6.Встреча с дарителем. Очень часто в сказках герой встречает человека, волшебника, фею, который помогает ему и дарит какой-нибудь волшебный предмет. Все помнят фею, которая подарила и карету, платье волшебные башмачки. Даже Баба-Яга дарит Ивану-царевичу чудо – коня, а старичок – лесовичок - волшебный клубок. Бывает, что даритель сообщает некие знания: «Смерть Кощея на конце иглы».
7..Волшебные дары. Волшебные дары – это волшебные предметы, которые помогают нашему герою (шапка – невидимка, сапоги – скороходы, ковёр – самолёт…). Можно спросить детей, какие волшебные предметы бывают в сказках. Однако волшебный предмет может принести неприятности, если с ним неправильно обращаться. Так, в сказке о горшочке, который наварил целый город каши, потому что мама забыла заклинание. Кстати, забывание заклинания считается своеобразным «вредительством».
.8.Сверхъестественные свойства злодея. Азлодей – это антигерой, который противостоит главному герою (например, мачеха в «Золушке»). Часто с таким злодеем сложно бороться, потому что он обладает сверхъестественными способностями (у змея Горыныча вырастают отрубленные головы и т.д.). Иногда со злодеем сложно бороться, потому что он наделён властью или волшебной силой (колдунья-мачеха, которая ненавидела Белоснежку).
9. Испытания или борьба. Герой обязательно должен пройти через трудные испытания, чтобы завоевать своё счастье: уйти за тридевять земель и вернуться, служить в слугах у госпожи Метелицы, и даже спать на жёсткой горошине. Часто в испытаниях ему помогают волшебные дары. Борьба – это битва героя и злодея, в борьбе также часто используются волшебные дары. Как правило, во всех сказках главный герой побеждает злодея
10.Возвращение. Герой часто возвращается домой, по пути встречая тех, кто ему помогал. Обычно герой прибывает домой после сложных испытаний, где его ждут как победителя. Но герой может возвращаться домой и в середине сказки, а потом снова уезжать – как в сказке «Аленький цветочек», когда купеческая дочь вернулась домой на несколько часов, а впереди её ждали ещё испытания. При этом часто беда ликвидируется. Спящая красавица просыпается, братец Иванушка из козлёночка вновь становится мальчиком, Чудовище превращается в прекрасного принца. Словом, всё несчастье становится счастьем.
11.Наказание. Злодея или злодейку (мачеху, ведьму. Бабариху, колдуна, Тролля), которые строили нашему герою всевозможные козни, изобличают и наказывают: выгоняют из страны, сажают в бочку с гвоздями, выставляют на всеобщее посмешище, привязывают к лошадиному хвосту и так далее.
12. Свадьба. Здесь всё понятно. Часто сказка заканчивается свадьбой, пиром и долгими годами жизни. Можно спросить у детей, какими словами обычно заканчиваются сказки.
После того как педагог объяснил значение каждой функции, он предлагает детям сочинить сказку: «В сказке всё может вставать с ног на голову. Поэтому совсем необязательно, чтобы сказочные события следовали друг за другом, как на нашем плакате. Какие - то события могут не происходить совсем. Давайте сочиним новую сказку, которая начинается так…» В руках у педагога 10 табличек размером примерно 20*15, на каждой из которых нарисована одна сказочная функция. Когда дети только знакомятся с «картами Проппа», им сложно связать в логический ряд сразу 10 функций, расположенных в произвольном порядке. Поэтому педагог перемешивает таблички, вынимает только 5-6 штук и прикрепляет на доску. При необходимости ведущий может поменять местами пару табличек, но можно этого и не делать. Такие же карточки, но размером с детскую ладошку, используют в качестве раздаточного материала. Детские истории по своей сути почти всегда подражательны – заимствуются сказочные обстоятельства, события, мотивы поступков сказочных героев и т.д., что ни в коем случае нельзя поставить ребёнку в упрёк (многие авторские сказки основаны на фольклоре). Главное, что день за днём раскладывая сказочный пасьянс, ребёнок творит, переживает, думает, совершенствует свои мыслительные способности и речевые навыки и обязательно придумывает счастливый конец каждой истории. Вместо постскриптума: его величество творчество – поистине неисчерпаемо, ведь среди многочисленных сказочек и историй, сочинённых детьми, я увидела две совершенно неподражаемых. В одной из них чётко видна мысль – хорошо, когда тебя любят, а в другой ребёнок попытался объяснить, откуда взялась Жар – птица. Вот они:
Иван-царевич и Жар-птица.
Ну, вот вам история. Жил царь богатый, был у него сын Иван-Царевич. Взял он богатырского коня и поехал в чистое поле – невесту себе искать. Вставало на небе красное солнце, а на волшебной лодочке плыла по небу Василиса-Царевна. Разбил Иван палатку, сидит и вкусно кушает. Подплыла к нему Василиса-царевна, а Иван говорит: «Угощайся! Вот арбуз, вот пироги, вот конфеты».
Угостилась Василиса-царевна и согласилась поехать к Ивану во дворец, замуж за него идти. Но тут говорит: «Осталась у меня во дворце моя любимая Жар-птица, жить без неё не могу, привези её мне».
Поехал Иван-царевич в Василисино царство. Зашёл во дворец – красота, только Жар-птицу найти не может, весь дворец исходил – нет, как нет. Только в одной комнате сидела в уголке клетки, опустив крылья серая птичка. Делать нечего – взял её Иван-царевич и вернулся в своё царство, едет и думает – что я Василисе – царевне скажу? Не пойдёт она за меня замуж.
А птица … как увидела свою Василису-царевну, встрепенулась, расправила крылья, запела и засияла всеми цветами радуги. Весь народ так и ахнул! Потом весёлую свадьбу сыграли.
Тут и сказочке конец! А кто слушал – молодец! Вольвач С. 6,5.лет
Жар-птица и её королева.
Жила-была одна красивая царевна и была у неё птица, в клетке сидела и пела песни свое королеве.
Один раз, когда шёл сильный дождь, а королевы не было дома, злая сестра королевы открыла клетку и говорит птице: «Лети, куда хочешь, надоело мне, что королева только тобой и любуется, мне нарядов не дарит, в гости ко мне не ходит!»
Вылетела птица под дождь, а там гром и молния, полетела птица, туда, где королева в гостях была, подлетает к окну, окно распахнулось, королева и гости увидели птицу. Но не успела королева её взять, как ударила в мокрую птицу молния, и загорелась птица жарким пламенем. Заплакала королева, даже в обморок упала, но случилось великое чудо – не погибла птица, а так и осталась гореть ярким цветом.
Жила она опять со своей королевой и никто кроме неё не мог к клетке подойти – жаром обжигался. Вот и сказке конец! Сиромля И. 6 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов пескотерапии в процессе развития связной речи детей
Доклад на педсовет...
План по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связной речи детей подготовительной логопедической группы по теме "Домашние птицы"
План логопеда по теме "Домашние птицы"...
Значение игровой деятельности в процессе развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
В данном материале приводятся доказателства того, что игровая деятельность детей является неотъемлемой частью в процессе всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста, в том числе и связной речи...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Бояринова Е.А., Сомова Н.И. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе познавательно – исследовательской деятельности программа
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. В процессе эксперимента развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойст...
Творческие краткосрочные проекты в развитии связной речи детей с ТНР
Формирование связной речи детей должно проходить в несколько этапов, затрагивая различные приемы работы. Творческие проекты помогают детям не только развивать речь, но и укрепляют взаимодействие между...