Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.
материал (подготовительная группа) на тему
Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МК ДОУ Воронцовский детский сад
Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Из опыта работы воспитателя ВКК Олейниковой Нины Михайловны.
2017 г
«… Таланты будущих поколений могут быть охраняемы
только путем развития и воспитания юных талантов;
для этого же необходимо их раннее узнавание»,
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Для создания благоприятных условий проявления признаков одаренности воспитанников, необходимо раннее выявление их творческих возможностей и способностей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации.
Признаки высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве по К. Тэкэксу:
Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.
Любопытство.
Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.
Отличная память.
Большой словарный запас.
Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).
Высокая избирательная концентрация внимания.
Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.
Высокий уровень притязаний в этой сфере.
Моя работа по развитию творческой одаренности детей основывается на принципах:
– принцип развития детского творчества, воображения на всех этапах обучения и воспитания дошкольников.Важность его обусловлена тем, что творчество – наиболее содержательная форма психической активности, в которой эмоциональная насыщенность процесса детского творчества влияет на структуру личности ребенка.
– принцип оптимального педагогического взаимодействия, сотрудничества с воспитателями и родителями.
Диагностическую работу по изучению способностей детей к творчеству важно осуществлять во взаимодействии с педагогами и родителями. Роль воспитателя здесь трудно переоценить. Ведь воспитатель осуществляет руководство разных видов деятельности дошкольников, есть возможности для изучения эмоционального благополучия, внутреннего душевного комфорта дошкольников – их психологического здоровья.
В работе с дошкольниками младших групп я использую методы, взаимодополняющие друг друга: это наблюдение, беседа, обобщение опыта воспитательной работы. Один из главных методов по выявлению признаков творчески одаренных детей – метод наблюдения.
Как правило, творчески одаренным детям свойственно относительно легкое, быстрое усвоение доступных для них этических норм поведения, положительных социально-эмоциональных качеств. Ценные данные дает наблюдение за общением дошкольников в процессе их ведущей деятельности – игры. Оценка степени выраженности у дошкольников коммуникативных качеств и умений, проявляемых в ходе игры, позволяет расширить и углубить представления и знания о коммуникативной компетентности своих воспитанников, развитости, их социальных способностей.
Разные методы можно использовать для изучения творческой одаренности детей в средней и старших группах. Следует шире использовать жизненные показатели развития личности, в том числе самооценки, самоуважения, притязаний ребенка, которые могут дать немало ценной информации. Показатели уровней одаренности в детском возрасте не остаются константными, поэтому некоторые методики я провожу во всех возрастных группах.
Театрализованная деятельность предполагает активность, свободу творческого самовыражения, атмосферу доверия и эмоциональной близости и становится средством для развития творчески одаренных детей.
Цель работы: развитие структурных компонентов одаренности детей, успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, способствующих социальному становлению, а также созданию оптимального психологического климата дошкольников. Создание детской театральной группы.
Для реализации цели, я поставила следующие задачи:
Ознакомить детей с разными видами детских театров: театр масок, настольный театр, пальчиковый театр, теневой театр, театр «Би-ба-бо», кукольный театр за ширмой. Обучить приемам манипуляции детских театров различных видов. Для этого в группе были изготовлены разнообразные театры: театр ложек, дисков,театр из носка, пальчиковый театр и т.д.
Познакомить с понятиями «эмоции», «пантомимика», умение распознавать эмоциональные состояния других. Развивать эмоционально-творческий потенциал дошкольников.
Поддерживать стремление к дружеским контактам в совместных играх-драматизациях, создавать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей. На основе театрального творчества расширять у дошкольников общую осведомленность об окружающем мире, формировать определенный элементарный опыт профессиональных действий, железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через театрализацию. Развивать интерес к изготовлению декораций, костюмов, настольных театров своими руками.
Формировать умение принимать критику без обид, а так же способности находить недостатки в собственных суждениях, оценках. Формировать независимость мышления, то есть находить собственные решения, открыто излагать смелые идеи, гипотезы. Развивать воображение, фантазию в сочинении собственных сказок методом моделирования.
Развивать умение адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях. Вовлекать родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
В средней группе я знакомлю детей с разнообразием детских театров (настольный, «Би-ба-бо», театр масок, теневой театр, пальчиковый театр).
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Выполнение движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, концентрирует внимание на одном виде деятельности.
Перчатки мы изготавливаем совместно с детьми, каждому ребенку – индивидуальная пара. Дети помогают клеить картонные головы героев сказки «Волк и козлята». Разучив сценарий к сказке, каждый ребенок имеет возможность забрать перчатки домой для показа своих умений дома – вот такой у нас получился своеобразный подарок мамам ко Дню матери.
Для того, что бы развивать эмоционально-творческий потенциал и формировать невербальные средства общения, разыгрываем сценки-этюды, знакомимся с различными эмоциями, пантомимикой.
Использую такой метод, как сказкотерапия, порождающая у ребенка воображение как психологическую основу творчества, делающего его способным к созиданию нового. Например, после чтения и обсуждения русской народной сказки «Колобок», я детям задаю ряд вопросов: «Что произошло бы с Колобком, если бы он жил в нашем городе? Куда бы он покатился? Если бы он жил на высоком этаже? и т.д. Что нужно сделать, что бы с Колобком не произошла беда? Как бы мы ему помогли? Благодаря такому методу, у детей развиваются положительные социально-коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь.
Таким образом, мы с детьми придумали новый сюжет сказки «Мы спасаем Колобка», которую инсценировали в старшей группе.
В старшей группе я использую метод моделирования, который является одним из самых эффективных методов обучения детей сочинению сказок, позволяющий формировать различные навыки сочинения сказок (выбирать объект, сюжет). Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
В старшей группе по выбору сюжета, я в основном делаю уклон на раннюю профориентацию по различным тематикам. . Готовых сказок и рассказов на определённую тему мало, поэтому все инсценировки и спектакли, поставленные детьми – это продукт детской фантазии. Благодаря методу моделирования у детей формируются знания, определенный элементарный опыт профессиональных действий, развивается интерес к различным профессиям, к труду взрослых через театрализацию.
Например, та же сказка «Колобок», только вместо Колобка я предложила модель паровозика. И в итоге совместных сочинений у нас получилась сказка «Паровозик Пых», где дед смастерил паровозик, а он был настолько любопытный, что отправился на прогулку, где попадал в приключения.
Исходя из того, что на развитие одаренности, кроме особенностей психического развития ребенка, влияет и социальное окружение ребенка, я предложила совместное творчество по сочинению сказок детям, их родителям и воспитателям. Это послужит достижению целей развития творческой одаренности дошкольников и их социального становления. Последняя совместная работа с родителями по сочинению сказки «Репка» представлена на конкурс «Играем в театр» 2017 года.
Дети в старшей группе принимают участие в изготовлении костюмов и декораций. Так же изготавливаем домашний теневой театр, который дети при изготовлении заберут для домашних инсценировок. Благодаря такому способу обыгрывания театра в домашней обстановке, повышается уровень самооценки ребенка, уверенность в своих возможностях, сплоченность семьи.
В подготовительной группе мы с детьми ставим спектакли, придуманные так же совместно взрослыми и детьми. Очень нравится детям рассказ о человеке рассеянном С.Я. Маршака. Сочинили слова к песням, подобрали музыку, и у нас получился мюзикл.
На основе сказки «Волк и семеро козлят», мы добавили героев, которые по очереди приходили к козлятам, звали их погулять, волк был очень одинокий и тоже пришел к козлятам. В итоге козлята и другие герои пожалели волка, а мама коза решила своих детей и волка отвести в детский сад. Эта сказка учит состраданию, умению понимать других, налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
– В ходе театрализованной деятельности, проводимых методик, обнаружилось достаточное повышение творческой одаренности у детей, а также значительное повышение интереса воспитателей и родителей к результатам этой работы.
– Ребенок часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов; изобретателен в творческой деятельности, способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат.
– Ребенок избирает средства общения, нацеленные преимущественно на мирное урегулирование конфликта: смягчение противостояния, учитывая интересы «детского общества»; при урегулировании напряженной обстановки проявление находчивости в поисках путей позитивного разрешения конфликта; прекращение ссоры, поиск наиболее адекватных путей её разрешения.
– Выступление перед аудиторией формирует у детей уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи.
Полученные результаты:
Дети с удовольствием участвуют в различных театрализованных представлениях, умеют перевоплощаться в героев сказок, владеют силой и окраской голоса, чисто артикулируют, раскрепощённо и эмоционально играют роли сказочных героев. Любят выступать на публике. В течении шести лет дети моей группы принимают участие в районном фестивале «Хочу на сцену».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...
Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"
В рамках проекта планирование работы воспитателя по театрализации с детьми средней группы детского сада. Сценарий спектакля "Кто сказал МЯУ?" для постановки с детьми средней группы детского сада...
Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредствам театрализованной деятельности.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры.Театр - неисчерпаемый источник развития чувств п...
ООД по социально – коммуникативному развитию (формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной деятельности) в средней группе Тема: "Путешествие в сказочную страну"
laquo;Знакомство детей с основами безопасности жизнедеятельности через театрализованную деятельность»....
План работы по самообразованию на тему: «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
План работы по самообразованию с детьми средней группы, целью которого является повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя....
Отчет по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Отчет воспитателя по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»...
Консультация для педагогов «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Консультация для педагогов«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»...