Использование музыкального фольклора в формировании музыкально-творческих способностей дошкольников
консультация на тему
Районный семинар музыкальных руководителей"Использование регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников МБДОУ "Детский сад№2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rmo.docx | 18.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ Абсалямовский детский сад «Светлячок» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
Доклад на тему:
«Музыкальный фольклор- как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников»
Музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Фаляхова В.М.
Одной из главных задач во всестороннем развитии личности дошкольника является эстетическое развитие дошкольника на основе русского и татарского народного музыкального фольклора.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитании
Главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, а также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка
Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Анализ методической литературы и практики музыкального воспитания дошкольников выявил ряд противоречий между:
• Потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью реализации их на практике;
• Между культурой быта в семье и прививаемой в ДОУ традиционной народной культурой.
Эти противоречия помогли определить проблему, состоящую в:
• поиске путей оказания помощи дошкольникам в развитии музыкальных способностей.
Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
• выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;
• определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников;
• включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкально-творческих способностей дошкольников.
Цель:
• Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной народной культуре
Задачи:
• Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
• Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;
• Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;
В ходе работы использую следующие методы:
• Анализ методической литературы;
• Индивидуальные занятия;
• Наблюдения;
• Анализ продуктов детской деятельности.
Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволяет выявить ряд недостатков:
• Напряжение в пении:
• Неправильную певческую установку;
• Зажатость, не эмоциональность исполнения.
Работая с детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я использую метод соревнования между рядами. Каждый ряд старается спеть лучше, выполняя правила пения. Это повышает интерес детей к пению.
Большое внимание уделяю дикции. Одним из сложных навыков для детей является чистота интонирования. Дети с фальшивым пением прислушиваются к пению детей с чистой интонацией голоса.
Работая над ритмическим рисунком песни, использую хлопки в ритме мелодии, шумовые музыкальные инструменты.
Условия активизации певческих навыков:
• Ребенок должен понимать, чего нужно добиться, выполняя задание;
• Знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение;
• Повторение упражнения должно быть направлено на устранение недостатков.
В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к ребенку. Стремиться к тому, чтобы дети со средними музыкальными данными приобретали правильные навыки.
В своей работе я использую распевки с элементами игры; игры на развитие правильного звукообразования; песенки-игры для развития певческих навыков; народные попевки, упражнения для развития дыхания, дикции и голоса.
В результате у детей наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается положительно на качестве пения и благотворно влияет на развитие музыкальных способностей детей.
Для более успешной работы в развитии музыкально – творческих способностей детей средствами музыкального фольклора необходимо привлекать родителей: нужно проводить больше бесед с родителями и чаще привлекать для проведения совместных мероприятий.
Развитию творческих способностей дошкольников также способствуют педагогические условия:
• Методическая музыкальная литература, программы по музыкальному воспитанию. Основным условием в реализации программ является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
• Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, где воссозданы элементы народного быта, насыщение его подлинными предметами, традиционными игрушками. Мы его назвали «Татарский музей». Сейчас в музее много подлинных предметов татарского быта, изделия народных промыслов, рукоделия.
• Приобщение детей к традиционной культуре осуществляется посредством проведения специально разработанных комплексных музыкально- фольклорных занятий. Наряду с изучением народно-обрядовой культуры Татарстана и России проводится вокально-хоровая работа.
• В своей работе использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям.
• Планирование работы осуществляется на основе народного календаря. Итог этой работы – проведение народных праздников. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.
Таким образом, задача приобщения дошкольника к народной культуре является актуальной темой. Дети становятся активными участниками праздников и развлечений, посвященных народным праздникам; принимают участие в концертах для родителей и для детей младших групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников
Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для де...
Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности...
Консультация на тему: "Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников"
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов. Занятия, в которых используется фольклор, име...
Консультация для педагогов «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»
Консультация на тему: «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников
Выступление на педагогической конференции 2019г....
Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор — как средство развития творческих способностей дошкольников »
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня - не в экономических реформах, не в смене политической систе...
Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»
Русский народный фольклор - это кладезь народной мудрости! Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские народные песни, календарные песни, кол...