Занятия с использованием информационно – коммуникативных технологий (ИКТ), по познавательному развитию с элементами экспериментирования и причинно – следственных связей
план-конспект занятия по теме

Могильченко Оксана Анатольевна

Занятия с использованием информационно - коммуникативных технологий (ИКТ), по позновательному развитию с элементами экспериментирования и причино - следственных связей

Тема: "Вода и её  свойства"

Подготовила : Воспитатель Детского дома - интерната №24

Могильченко О.А

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия с использованием информационно – коммуникативных  технологий (ИКТ),  по  познавательному  развитию  с  элементами  экспериментирования   и   причинно – следственных связей

                                             Тема: «Вода и её свойства»

                                                                                    Подготовила: воспитатель  

                                                                                     Могильченко Оксана Анатольевна

                                                                                   Детский дом – интернат №24 г.Москвы 

Цели занятия:        

Образовательные: расширять  знания  детей  о  свойствах  воды  и  о  ее  значении  в  жизни   человека.

Закреплять  знания  об агрегатных состояниях воды: дёд – вода – пар. Формировать представления об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Познакомить детей с  причинно – следственным связями как одним из важнейших условий целостности нашего мира.  

Развивающие: развивать  любознательность  и  навыки  проведения  лабораторных  опытов. 

Развивать  социальные  навыки: договариваться, учитывать  мнение  партнера, отстаивать  собственное  мнение.

Развивать умение находить, определять, манипулировать» частным»  причиной и следствием.

Воспитательные: воспитывать  бережное  отношение  к  воде.

Воспитывать коммуникативные качества. Умение взаимодействовать друг с другом.

Материалы и оборудование: на занятие были использованы ИКТ: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Вода и её свойства».

 Демонстрационный: слайды, сюжетные картины, DVD фильм «Живая вода».

Раздаточный: краски, листы бумаги, стаканчики, трубочки, шапочки капелек.

Обогащение словаря: активизировать  и  обогащать  словарь  детей  существительными, прилагательными  и  глаголами  по  теме  ( поднимается, испаряется, нагревает, охлаждает)

Предварительная  работа: чтение  сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»  и  сказок  народов Сибири: «Живая  вода», «Как  утка  землю  добывала». Наблюдение  за   льдом, водой. Рассматривание  различных  изображений  воды, репродукций  картин И. Айвазовского. Просмотр  мультфильмов  «Серая  шейка», «Дюймовочка». Подвижные  игры «Какой  бывает  вода» и «Море  волнуется». Дидактические  игры «Кому  нужна  вода», «Куда  течет  вода».Загадки  о  различных  состояниях  воды.

Тип занятия: комбинированный

Методы  и приёмы обучения:

  1. Игровые  приемы:

- создание игровой  ситуации

- воображаемая ситуация

- загадывание и отгадывание загадок

 Словесные методы и  приёмы:

- рассказ педагога

- беседа

- вопросы  поискового характера.

  1. Наглядные  методы:

- демонстрация наглядных пособий

- сравнительное  наблюдение

- показ образца.

                                     План занятия

1. Организационный момент. Календарь.

2.  Сюрпризный момент.  Путешествие – поиск капелек по группе.  

      Сообщение темы .

3. Рассказ сказки про капельку. ( Показ слайдов)

4. Беседа по содержанию сказки.

5.Знакомство с новым материалом.  Показ слайда

6. Опыты.

7. Игра «Лёд – вода – пар»        

8. Малоподвижная игра "Ходят капельки по кругу»

9. Клясография.

10. Итог занятия        

                                     

                                                  Ход  занятия

1. Организационный момент. Календарь.

 Занятие начать со слов: Доброго утра! Удачного дня! И от солнышка, и от меня!

 - Сегодня 15 февраля.

- Какой сегодня день недели? (день недели пятница)

- Назовите время суток. (Время суток утро)

 - Какое сейчас время года? (Сейчас время года зима)

 - Назовите, какие зимние месяца  вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

 - Кто мне скажет,  какой сейчас  месяц?

Педагог выборочно спрашивает у детей название зимних месяцев, дети перечисляют их. Затем  педагог обращает  внимание ребят на  иллюстрации с изображение зимы.  Глядя на  них, дети перечисляют признаки зимы: «Зимой очень холодно, часто бывают сильные морозы, идёт снег, вся земля покрыта снегом».

2. Сюрпризный момент «Путешествие – поиск капелек по группе. Сообщение темы.

 - Ребята, вы наверно заметили, что у нас  в группе в  гостях тучки и много капелек.        

Они  к нам  пришли  в гости, посмотреть , какие здесь  замечательные ребята. Но когда  они  расположились в группе, некоторые капельки убежали, и спрятались куда- то.

 - Давайте,   мы  с вами поможем, сестричкам найти  их в нашей группе.

Ребёнок идёт по группе, делает остановку.  В уголке природы: возле растений. Находит  там капельку и рассказывает , почему она  там спряталась.( Цветы  надо поливать, они живые, без воды засохнут – им нужна вода)

Ребёнок находит  капельку  около мойки в подсобном помещение и рассказывает , почему она  там спряталась. (Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе)

В  игровом уголке. ( Вода нужна, чтобы мыть загрязнённые игрушки)

В туалетной комнате. (Вода нужна, чтобы мы могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования.)

 -  Ребята, но это не просто капельки, посмотрите,  на каждой капельки  нарисована буква, наверно  собрав все капельки, мы  с вами узнаем тему  нашего  занятия.

 Дети  находят капельки и по буквам собирают слова «Вода».

Правильно  ребята, мы сегодня вспомнили, для чего нам нужна вода, и где она может находиться. А также нашли капельки с буквами,  которые нам подсказали, как называется тема нашего занятия. (Вода)

3. Рассказ сказки про капельку. 

 Дети садятся на стульчики. Посмотрите, кто к нам пришел? (Капелька)

 Послушаете сказку про капельку.

«Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже.

После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться.

Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.

Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю».

4.Беседа по содержанию сказки.

- О чём эта сказка?

- Что интересного случилось с капелькой?

- Во что может превратиться капелька?

- Ребята  мы с вами узнали, что вода может превращаться из жидкого состояния в твердое, из твёрдого в жидкое и т. д.

 - Ребята вам  понравилась, сказка!

5.Знакомство с новым материалом.  Показ слайда

 - Я сегодня собираюсь вас  познакомить с удивительным миром воды. Вы готовы?

 - Что находится у меня в стакане?

 - А кто знает, что  такое вода? – слайд 1.

 - Какой бывает вода? – слайд 2.

 - Где люди сталкиваются с водой?  - слайд -3.

 - Вода приносит пользу или вред? – слайд 4.(Дети выдвигают свои предложения)

- Молодцы, ребята! Вы всё знаете о воде!

- А сейчас мы отправимся в путешествие,   в научно исследовательскую лабораторию.

6. Опыты.

Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Надо доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды.

Опыт №1: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. “Льется вода? Почему?”.Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт №2: “Вода прозрачная”

Какого цвета вода? На столе у вас лежат трубочки разных цветов; с их помощью мы определим цвет воды. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой).

Опыт №3 “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №4 “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №5: “Вода не имеет формы”

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.

– Что можно сказать о форме воды?

Опыт №6:“Лед – твердая вода”

Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?

Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт №7:“Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Вывод: пар – это тоже вода.

Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?

 - Молодцы ребята, вы  все хорошо справились с опытами, вы настоящие исследователи.

7. Игра «Лёд – вода – пар»

Помните игру «Твёрдый – жидкий»? А сегодня мы будем играть по – другому. Вспомните, как мы изображали лёд.

Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съёживаются        

Лед растает, и тогда

Будет из него…..(вода) (Дети «плавают».)

Если сильный – сильный жар,

Из водички будет..(пар). (Дети изображают пар движением рук – поднимают руки  вверх и вращают кистями, произнося. «Ф-ф-ф!»)

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар….(в водицу). (Дети  плавают».)        

Если холод вдруг придёт,

Из водицы будет…(лёд). (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съёживаются.)

 - Очень хорошо, молодцы!

 - А теперь поиграем по – другому: я буду показывать картинку, а вы – «превращаться».

  –  Но  сначала ответьте, как можно лёд превратить в воду? (нагреть) а как можно лёд нагреть? (На плитке,  на солнышке.) Правильно!

 - Я вам показываю, например, такую картинку. (Демонстрирует символ тепла – солнце). Значит, вы должны из льда превращаться в …(воду).

 - А если вы изображаете, а я вам показываю эту же картинку, то что будет с водой? (Она превратится в пар.)

  Педагог показывает символ холода (Дед Мороз на фоне снежинок) и спрашивает: «Если вы изображаете  пар и я показываю этот символ - что случится с паром? (Он превращается в воду).  А если воду заморозить, что будет (Лёд).и .д.

 - Молодцы  ребята, вы все хорошо справились с опытами, вы  настоящие  исследователи.  

8. Подвижная игра "Ходят капельки по кругу»

Педагог  говорит, что она - мама Тучка, а ребята - ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю... Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночки прыгать. Собрались, они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают  руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо они себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

9. Кляксография.        

- Ребята, мы сейчас будем творить чудо из нашей разноцветной воды. Рисунок будет, словно сам рождаться. Мы будем  капать  капельки на лист бумаги , по своему замыслу.

 - А потом мы будем раздувать  капельки,   через соломенную трубочку и у нас получится красивый  рисунок.

  - Берём кисть в разведённую воду и брызгаем на лист бумаги.

 - Берём трубочку, и дуем через неё на капли краски, они превращаются в кляксы.

Педагог показывает образец рисунка.

 - Получается  примерно  вот  такой красивый рисунок.

9. Оценка качества изделия.

Дети  рассматривают работы своих сверстников. Обсуждают их, и рассказывают, на  что  похож,  каждый из рисунков.  

10. Итог урока.

 - Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек – капелек. Я дарю  вам на  память о себе красивую песенку, о капельке, которая будет  вас радовать.

 - Молодцы! Хорошо  поработали. А  теперь сделаем  вывод:

 - Кто такие капельки?

 - Что  вы  узнали  о воде?

 - Кому нужна вода?

 Ребёнок читает стихотворение.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – ВОДА!     Наше занятие закончено. Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования и причинно – следственных связей Тема: «Вода и её свойства» Работу выполнила: Могильченко Оксана Анатольевна Воспитатель, детского - дома интерната для умственно – отсталых детей г. Москвы

Слайд 2

Программные задачи: Образовательные: расширять знания о свойствах воды и о её значении в жизни человека. Закреплять знания об агрегатных состояниях воды лед – вода – пар. Формировать представления об испарении воды в пар при нагревании. Познакомить детей с причинно – следственными связями как одним из важнейших условий целостности нашего мира. Развивающие: развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов. Воспитательные : воспитывать бережное отношение к воде, дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;

Слайд 3

Мною можно умываться Я умею проливаться. В кранах я живу всегда. Ну конечно, я …….. ВОДА ВОКРУГ НАС

Слайд 4

Что такое вода? Вода - прозрачная бесцветная жидкость , не имеет цвета и запаха. Водой называется лёд и снег, а в газообразном (водяной) пар.

Слайд 5

Какой бывает вода? Вода на земле может существовать в трёх основных состояниях В твёрдом состоянии В жидком состоянии В газообразном состоянии

Слайд 6

ВОДА - ЭТО РЕКИ

Слайд 10

Как использует воду человек? Пьём воду Обливаемся Купаемся Поливаем цветы Моем полы Умываемся

Слайд 11

ВОДА НУЖА ВСЕМ!

Слайд 12

Человек! Запомни навсегда: Символ жизни на Земле – ВОДА! Экономь её и береги. Мы ведь на планете не одни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование действия установления причинно-следственных связей у дошкольников

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста на занятиях по окружающему миру (экологическое воспитание) и в повседневной жизни....

Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников

Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников...

Формирование у дошкольников умственных действий: установление причинно – следственных связей

Семинар по ознакомлению педагогов с методическими рекомендациями по развитию умственных действий у детей дошкольного возраста...

Дидактические игры на формирование причинно - следственных связей

Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемс...

Конспект занятие по окружающему миру " Причинно-следственная связь" в старшей группе.

Формирование целостной картины мира, через элементарные причинно-следственные связи....

Развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей) на примере заданий «Отвечаем на вопрос», «Найди причину».

Тема. Развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей) на примере заданий «Отвечаем на вопрос», «Найди причину». Создаем хорошее настроение: «Улыбн...