Занятия с использованием информационно – коммуникативных технологий (ИКТ), по познавательному развитию с элементами экспериментирования и причинно – следственных связей
план-конспект занятия по теме
Занятия с использованием информационно - коммуникативных технологий (ИКТ), по позновательному развитию с элементами экспериментирования и причино - следственных связей
Тема: "Вода и её свойства"
Подготовила : Воспитатель Детского дома - интерната №24
Могильченко О.А
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятия с использованием информационно – коммуникативных технологий (ИКТ), по познавательному развитию с элементами экспериментирования и причинно – следственных связей
Тема: «Вода и её свойства»
Подготовила: воспитатель
Могильченко Оксана Анатольевна
Детский дом – интернат №24 г.Москвы
Цели занятия:
Образовательные: расширять знания детей о свойствах воды и о ее значении в жизни человека.
Закреплять знания об агрегатных состояниях воды: дёд – вода – пар. Формировать представления об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Познакомить детей с причинно – следственным связями как одним из важнейших условий целостности нашего мира.
Развивающие: развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов.
Развивать социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение.
Развивать умение находить, определять, манипулировать» частным» причиной и следствием.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.
Воспитывать коммуникативные качества. Умение взаимодействовать друг с другом.
Материалы и оборудование: на занятие были использованы ИКТ: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Вода и её свойства».
Демонстрационный: слайды, сюжетные картины, DVD фильм «Живая вода».
Раздаточный: краски, листы бумаги, стаканчики, трубочки, шапочки капелек.
Обогащение словаря: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме ( поднимается, испаряется, нагревает, охлаждает)
Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка» и сказок народов Сибири: «Живая вода», «Как утка землю добывала». Наблюдение за льдом, водой. Рассматривание различных изображений воды, репродукций картин И. Айвазовского. Просмотр мультфильмов «Серая шейка», «Дюймовочка». Подвижные игры «Какой бывает вода» и «Море волнуется». Дидактические игры «Кому нужна вода», «Куда течет вода».Загадки о различных состояниях воды.
Тип занятия: комбинированный
Методы и приёмы обучения:
- Игровые приемы:
- создание игровой ситуации
- воображаемая ситуация
- загадывание и отгадывание загадок
Словесные методы и приёмы:
- рассказ педагога
- беседа
- вопросы поискового характера.
- Наглядные методы:
- демонстрация наглядных пособий
- сравнительное наблюдение
- показ образца.
План занятия
1. Организационный момент. Календарь.
2. Сюрпризный момент. Путешествие – поиск капелек по группе.
Сообщение темы .
3. Рассказ сказки про капельку. ( Показ слайдов)
4. Беседа по содержанию сказки.
5.Знакомство с новым материалом. Показ слайда
6. Опыты.
7. Игра «Лёд – вода – пар»
8. Малоподвижная игра "Ходят капельки по кругу»
9. Клясография.
10. Итог занятия
Ход занятия
1. Организационный момент. Календарь.
Занятие начать со слов: Доброго утра! Удачного дня! И от солнышка, и от меня!
- Сегодня 15 февраля.
- Какой сегодня день недели? (день недели пятница)
- Назовите время суток. (Время суток утро)
- Какое сейчас время года? (Сейчас время года зима)
- Назовите, какие зимние месяца вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
- Кто мне скажет, какой сейчас месяц?
Педагог выборочно спрашивает у детей название зимних месяцев, дети перечисляют их. Затем педагог обращает внимание ребят на иллюстрации с изображение зимы. Глядя на них, дети перечисляют признаки зимы: «Зимой очень холодно, часто бывают сильные морозы, идёт снег, вся земля покрыта снегом».
2. Сюрпризный момент «Путешествие – поиск капелек по группе. Сообщение темы.
- Ребята, вы наверно заметили, что у нас в группе в гостях тучки и много капелек.
Они к нам пришли в гости, посмотреть , какие здесь замечательные ребята. Но когда они расположились в группе, некоторые капельки убежали, и спрятались куда- то.
- Давайте, мы с вами поможем, сестричкам найти их в нашей группе.
Ребёнок идёт по группе, делает остановку. В уголке природы: возле растений. Находит там капельку и рассказывает , почему она там спряталась.( Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут – им нужна вода)
Ребёнок находит капельку около мойки в подсобном помещение и рассказывает , почему она там спряталась. (Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе)
В игровом уголке. ( Вода нужна, чтобы мыть загрязнённые игрушки)
В туалетной комнате. (Вода нужна, чтобы мы могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования.)
- Ребята, но это не просто капельки, посмотрите, на каждой капельки нарисована буква, наверно собрав все капельки, мы с вами узнаем тему нашего занятия.
Дети находят капельки и по буквам собирают слова «Вода».
Правильно ребята, мы сегодня вспомнили, для чего нам нужна вода, и где она может находиться. А также нашли капельки с буквами, которые нам подсказали, как называется тема нашего занятия. (Вода)
3. Рассказ сказки про капельку.
Дети садятся на стульчики. Посмотрите, кто к нам пришел? (Капелька)
Послушаете сказку про капельку.
«Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже.
После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться.
Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.
Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю».
4.Беседа по содержанию сказки.
- О чём эта сказка?
- Что интересного случилось с капелькой?
- Во что может превратиться капелька?
- Ребята мы с вами узнали, что вода может превращаться из жидкого состояния в твердое, из твёрдого в жидкое и т. д.
- Ребята вам понравилась, сказка!
5.Знакомство с новым материалом. Показ слайда
- Я сегодня собираюсь вас познакомить с удивительным миром воды. Вы готовы?
- Что находится у меня в стакане?
- А кто знает, что такое вода? – слайд 1.
- Какой бывает вода? – слайд 2.
- Где люди сталкиваются с водой? - слайд -3.
- Вода приносит пользу или вред? – слайд 4.(Дети выдвигают свои предложения)
- Молодцы, ребята! Вы всё знаете о воде!
- А сейчас мы отправимся в путешествие, в научно исследовательскую лабораторию.
6. Опыты.
Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Надо доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды.
Опыт №1: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. “Льется вода? Почему?”.Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт №2: “Вода прозрачная”
Какого цвета вода? На столе у вас лежат трубочки разных цветов; с их помощью мы определим цвет воды. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой).
Опыт №3 “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №4 “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №5: “Вода не имеет формы”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
– Что можно сказать о форме воды?
Опыт №6:“Лед – твердая вода”
Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?
Вывод: лед, снег – тоже вода.
Опыт №7:“Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Вывод: пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?
- Молодцы ребята, вы все хорошо справились с опытами, вы настоящие исследователи.
7. Игра «Лёд – вода – пар»
Помните игру «Твёрдый – жидкий»? А сегодня мы будем играть по – другому. Вспомните, как мы изображали лёд.
Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съёживаются
Лед растает, и тогда
Будет из него…..(вода) (Дети «плавают».)
Если сильный – сильный жар,
Из водички будет..(пар). (Дети изображают пар движением рук – поднимают руки вверх и вращают кистями, произнося. «Ф-ф-ф!»)
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар….(в водицу). (Дети плавают».)
Если холод вдруг придёт,
Из водицы будет…(лёд). (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съёживаются.)
- Очень хорошо, молодцы!
- А теперь поиграем по – другому: я буду показывать картинку, а вы – «превращаться».
– Но сначала ответьте, как можно лёд превратить в воду? (нагреть) а как можно лёд нагреть? (На плитке, на солнышке.) Правильно!
- Я вам показываю, например, такую картинку. (Демонстрирует символ тепла – солнце). Значит, вы должны из льда превращаться в …(воду).
- А если вы изображаете, а я вам показываю эту же картинку, то что будет с водой? (Она превратится в пар.)
Педагог показывает символ холода (Дед Мороз на фоне снежинок) и спрашивает: «Если вы изображаете пар и я показываю этот символ - что случится с паром? (Он превращается в воду). А если воду заморозить, что будет (Лёд).и .д.
- Молодцы ребята, вы все хорошо справились с опытами, вы настоящие исследователи.
8. Подвижная игра "Ходят капельки по кругу»
Педагог говорит, что она - мама Тучка, а ребята - ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю... Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночки прыгать. Собрались, они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо они себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
9. Кляксография.
- Ребята, мы сейчас будем творить чудо из нашей разноцветной воды. Рисунок будет, словно сам рождаться. Мы будем капать капельки на лист бумаги , по своему замыслу.
- А потом мы будем раздувать капельки, через соломенную трубочку и у нас получится красивый рисунок.
- Берём кисть в разведённую воду и брызгаем на лист бумаги.
- Берём трубочку, и дуем через неё на капли краски, они превращаются в кляксы.
Педагог показывает образец рисунка.
- Получается примерно вот такой красивый рисунок.
9. Оценка качества изделия.
Дети рассматривают работы своих сверстников. Обсуждают их, и рассказывают, на что похож, каждый из рисунков.
10. Итог урока.
- Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек – капелек. Я дарю вам на память о себе красивую песенку, о капельке, которая будет вас радовать.
- Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:
- Кто такие капельки?
- Что вы узнали о воде?
- Кому нужна вода?
Ребёнок читает стихотворение.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА! Наше занятие закончено. Спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программные задачи: Образовательные: расширять знания о свойствах воды и о её значении в жизни человека. Закреплять знания об агрегатных состояниях воды лед – вода – пар. Формировать представления об испарении воды в пар при нагревании. Познакомить детей с причинно – следственными связями как одним из важнейших условий целостности нашего мира. Развивающие: развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов. Воспитательные : воспитывать бережное отношение к воде, дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;
Мною можно умываться Я умею проливаться. В кранах я живу всегда. Ну конечно, я …….. ВОДА ВОКРУГ НАС
Что такое вода? Вода - прозрачная бесцветная жидкость , не имеет цвета и запаха. Водой называется лёд и снег, а в газообразном (водяной) пар.
Какой бывает вода? Вода на земле может существовать в трёх основных состояниях В твёрдом состоянии В жидком состоянии В газообразном состоянии
ВОДА - ЭТО РЕКИ
Как использует воду человек? Пьём воду Обливаемся Купаемся Поливаем цветы Моем полы Умываемся
ВОДА НУЖА ВСЕМ!
Человек! Запомни навсегда: Символ жизни на Земле – ВОДА! Экономь её и береги. Мы ведь на планете не одни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи
Консультация для воспитателей...
Формирование действия установления причинно-следственных связей у дошкольников
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста на занятиях по окружающему миру (экологическое воспитание) и в повседневной жизни....
Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников
Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников...
Формирование у дошкольников умственных действий: установление причинно – следственных связей
Семинар по ознакомлению педагогов с методическими рекомендациями по развитию умственных действий у детей дошкольного возраста...
Дидактические игры на формирование причинно - следственных связей
Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемс...
Конспект занятие по окружающему миру " Причинно-следственная связь" в старшей группе.
Формирование целостной картины мира, через элементарные причинно-следственные связи....
Развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей) на примере заданий «Отвечаем на вопрос», «Найди причину».
Тема. Развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей) на примере заданий «Отвечаем на вопрос», «Найди причину». Создаем хорошее настроение: «Улыбн...