Конспект занятие по окружающему миру " Причинно-следственная связь" в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование целостной картины мира, через элементарные причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 183.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Причина и следствие»
Цель: научить детей устанавливать причину и следствие событий, явлений
Задачи:
Образовательная: формирование целостной картины мира через элементарные причинно-следственные связи, через экологическое и нравственное воспитание, стремления к размышлению и поиску
Развивающая: развивать интересы детей, логическое мышление, познавательного интереса, установление причинно-следственных связей, развитие думающей личности;
Воспитательная: создание условий для воспитания нравственных качеств детей.
Раздаточный материал: картинки, карточки,
Ход занятия.
- Организационный момент. Приветствие.
«Милый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева-друг и справа-друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Игра на внимание «День и ночь».
Правила игры.
Когда воспитатель говорит «День!», дети могут выполнять любые движения, когда «Ночь!» — должны замереть. Воспитатель называет команды в произвольном порядке.
2.Постановка проблемной ситуации.
Воспитатель читает сказку:
Жили-были в стране Явлений мама Причина и ее дочь Следствие. Если бы не было Причины, то не было и Следствия. Мама и дочь были всегда неразлучны. Куда мама, туда и дочь следом. О чем дочь не спросит: «Почему?»- мама всегда знает и всегда объяснит. А дочка умница: как мама скажет, так она всегда и сделает. Удивлялись люди такому послушанию да согласию, а потом догадались: в стране Явлений и не может быть иначе. У каждого Явления есть Причина, и у каждой Причины есть Следствие.
- Какой вопрос чаще всего задаете вы и дочь в сказке Следствие?
- Правильно: отчего и почему.
Тема нашего занятия причина и следствие
- Что такое причина, что такое следствие? Зачем нам нужно уметь это определять: На эти и другие вопросы мы найдём ответ на нашем занятии.
3.Беседа о причине и следствии
Все события, явления, действия происходят не сами по себе, а чем-то обусловлены, то есть имеют причину.
Причина – это процесс взаимодействия.
Следствие – это его конечный результат.
Например, пожар был следствием небрежного обращения с огнём. Если нагреть воду — она превратится в пар. Нагревание воды — причина, превращение в пар — следствие.
Поиск причины — это ответ на вопрос «Почему?».
Вывод: мы познакомились с научными понятиями.
4. Игра «Установи причину и следствие»
Цель: научить детей устанавливать причину и следствие.
Цветы.
Забыли дети про цветы
И их не поливали.
А к концу недели
Все цветы завяли.
- Почему завяли цветы?
- Что дети должны были делать, чтобы цветы не завыли? Назовите причину и следствие.
Авария.
Перебегал дорогу мальчик
Не там, где светофор стоит.
Машины ехали так быстро,
Что не смогли затормозить.
Попал тот мальчик под машину.
Найди аварии причину.
- Почему мальчик попал под машину? Почему машина не смогла затормозить? Что должен был сделать мальчик, чтобы не попасть под машину? Назовите причину и следствие
Пожар.
Мальчик дома развлекался,
Спички чиркал, любовался.
Вот одна упала на пол,
Не заметил её он.
И сгорел от этой спички
Деревянный старый дом.
- Почему сгорел дом? Почему нельзя играть со спичками?
Как надо обращаться с огнеопасными предметами? Назовите причину и следствие
Засуха.
Всё лето не было дождя.
Трава вся пожелтела.
Потрескалась кругом земля.
И листья облетели.
- Почему пожелтела трава, и облетели листья? Почему потрескалась земля? Что ещё может случиться в засушливое лето? Назовите причину и следствие
Мама спит
Мама спит, она устала,
Ну и я играть не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
- Почему девочка не стала играть? Почему она не стала заводить волчка? Назовите причину и следствие
Мороз
На улице такой мороз,
Что щиплет уши он и нос.
На улицу Наташа вышла
Без шапки, шарфа, нараспашку.
А вскоре Ната заболела.
Лежит теперь, хрипит и кашляет.
-Почему Наташа заболела? Как надо одеваться в мороз? Назовите причину и следствие
Пришла весна.
Пришла весна, и птицы прилетели.
Им вновь пора детишек заводить.
Скорее стали гнёзда себе вить,
Чтоб в них яички отложить.
- Почему прилетели птицы с юга? Почему стали вить гнёзда? Назовите причину и следствие
Шла по улице Алёна
Шла по улице Алёна и бананы уплетала.
Кожура упала наземь, поднимать её не стала.
За Алёной шёл прохожий,
Не заметил кожуру. Наступил
И поскользнулся, и коленку в кровь разбил.
-Почему прохожий разбил коленку? Почему он упал? Как кожура попала на тротуар?
Какие правила поведения на улице вы знаете? Назовите причину и следствие
Физминутка «Весёлая переменка».
А сейчас давайте отдохнём. Отдых у нас будет активным и рассчитанным на хорошую координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос.
5. Игра «Почему это произошло»
Цель: научить детей находить причину событий
Продолжите предложение
Утром на земле появились лужи, потому что …
Мальчик попал под машину, потому что …
У девочки заболело горло, потому что …
Мама похвалила сына, потому что …
Лёд на реке растаял, потому что …
Река вышла из берегов, потому что …
Ученик получил двойку, потому что …
Весной птицы вьют гнёзда, потому что …
Птицы улетают на юг, потому что …
Человеку нужна разная обувь, потому что …
Прохожие вышли на улицу с зонтиками, потому что …
Мама рассердилась на детей, потому что …
Сегодня дети надели резиновые сапоги, потому что …
Мальчик шёл по улице и упал, потому что …
Настольная лампа не горит, потому что …
В саду яблоки упали на землю, потому что …
В доме нет чистой посуды, потому что …
В квартире запахло газом, потому что …
6. Упражнение «Восстанови последовательность событий»
Цель: закрепить понимание причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.
Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».
«Маша ест снег» и «У Маши болит горло».
«Мальчик попал под дождь» и «мальчик мокрый».
«Маша упала» и «Маша плачет».
«Маше подарили куклу» и «Маша рада».
«Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».
«Петя едет на велосипеде и смотрит на ворону» и «Петя упал с велосипеда».
Воспитатель предлагает детям пару картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; дети должны определить, что было сначала, а что — потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую — картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, четко проговаривая: «Что было сначала — на столе появилась лужа, или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должна звучать речевая конструкция, поставив в нужном месте слово «поэтому». Начинать следует, выстраивая картинки в «прямой» последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребенок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению «обратной» последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок».
Рефлексия.
Понравилось ли вам занятие? Какие задания показались вам наиболее интересными?
Какие вызывали затруднение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру: «Воздух невидимка». В старшей группе (наблюдения и опыты).
Конспект занятия: «Воздух невидимка».В старшей группе (наблюдения и опыты).Цели и задачи: Развивать наблюдательность у детей, их умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и де...

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа
Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и аппликации в старшей группе «Весна. Подарок для Королевы»
Цель: закрепить знания характерных признаков времени года - весна.Задачи: 1. Образовательные: Продолжить знакомство детей с торцеванием., закрепить знания по технике безопасности с ножницами, закрепит...
Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»
Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...
Конспект занятия по окружающему миру "Кто такие геологи?" старшая группа
Конспект занятия по ранней профориентации "Кто такие геологи?"...

Конспект занятия по окружающему миру + Аппликация для детей старшей группы «Мир животных».
Закреплять представления детей о многообразии животного мира, формировать умение определять класс по признакам, упражнять в описании знакомых представителей животного мира по признакам на основе биоло...

Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»
Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...