Развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей) на примере заданий «Отвечаем на вопрос», «Найди причину».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема. Развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей) на примере заданий «Отвечаем на вопрос», «Найди причину».
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.).
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_myshleniya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей) на примере заданий «Отвечаем на вопрос», «Найди причину».
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.).
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.
II Основная часть.
--- Задание 1. «Найди причину» (развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей)).
Учитель предлагает детям описать какую-либо не совсем обычную ситуацию. Например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь», Учащимся необходимо назвать как можно больше причин этого события, а также возможных объяснений. Ученики могут придумывать даже самые невероятные объяснения данному событию (вплоть до прилетевших марсиан).
Предлагаемые ситуации:
- Рома пришёл только к третьему уроку.
- Никита прогулял урок.
- Во всём доме внезапно погасли все электрические лампы.
- Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.
- Внезапно из леса раздалось громкое рычание.
--- Задание 2. «Выражение» (развитие творческого мышления).
Учитель предлагает учащимся придумать предложение из 4 слов, причём каждое слово должно начинаться с указанной буквы. Можно предложить два варианта выполнения задания:
а) Последовательность указанных букв, с которых начинаются слова, менять нельзя.
б) Слова в предложении можно расставить в любой последовательности.
Например: МВЧО
А) Мастер Володя чисти обувь.
Б) Маша облила чаем Витю.
Предлагаемые наборы букв:
МПВМ, ССУБХП, ОПСДВК, АИЛОЛЗМ, РДЖД.
--- Задание 3. «Учимся замечать главное» (развитие творческого мышления).
Учитель предлагает учащимся слово, которое они должны преобразовывать в другое слово в несколько этапов. Все переходные слова-цепочки должны иметь смысл. Например: «сено» надо преобразовать в «соль». Сено – село – соло – соль.
Слова для предъявления:
- Кора – нога
Кора – нора – нога
- Сон – кум
Сон – сом – ком – кум
- Мак – кон
Мак – сук – сок – сон – кон
Физкультминутка.
Пчёлы.
Пчёлы в ульях сидят
И в окошечко глядят.
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели
--- Задание 4. «Старинные загадки-шутки и задачи-шутки» (развитие творческого мышления).
- В какие сосуды нельзя налить вина? (полные)
- Всякий день выхожу, но всегда дома. (черепаха)
- Где четыре брата под одною шляпой стоят? (в столе)
- Идёт в баню чёрен, а выходит красный. (рак)
- Как можно воду в решете принести? ( заморозить)
- Кто может на всех языках говорить? (эхо)
- Один купил трёх коз, а заплатил три рубля. Спрашивается, почему (по чему) каждая коза пришла? (по земле)
- Одного отца и одной матери дитя, но ни одного человека не сын. (дочь)
- Без чего человеку жить нельзя? (без имени)
- От чего гусь плавает? (от берега)
---Задание 5. «Кроссворд» (развитие творческого мышления).
В этом задании учащиеся развивают способности устанавливать связи между словами не по семантическому (смысл и значение), а по символическому (число букв в слове, начальная буква в слове и т. п.) признаку. Учитель предлагает учащимся незаконченный кроссворд и просит вписать в пустые клетки слова с любыми значением, лишь бы они подходили по количеству клеток и к буквам, которые уже имеются в словах.
Если ученики быстро справятся с этим заданием, то на зтом же занятии им можно предложить составить кроссворд с совершенно пустыми клетками.
П | ||||||||||||
О | ||||||||||||
М | ||||||||||||
И | ||||||||||||
Д | И | В | А | Н | ||||||||
О | ||||||||||||
Р | ||||||||||||
Зрительная гимнастика.
Нарисуйте в воздухе восьмёрку, затем знак бесконечности.
Напишите глазами в воздухе своё имя.
---Задание 6. «Зверей укрощает укротитель» (развитие творческого мышления).
--- За кассовым аппаратом сидит кассир, в банке работает банкир, зверей укрощает укротитель. Продолжим эту игру.
- Билеты в трамвае продаёт … (кондуктор).
- В ударный инструмент бьёт … (ударник).
- Древесный уголь добывает в шахте … (шахтёр).
- Картины рисует … (художник).
- Книги пишет … (писатель).
- Кондитерские изделия выпекает … (кондитер).
- Подковы ставит … (кузнец).
- Поездом управляет … (машинист).
- С малышами в детском саду занимается … (воспитательница).
- Стихи читает … (поэт).
- Фокусы показывает … (фокусник).
III Рефлексия занятия.
1. Что мы развивали на занятии?
2. Что вам особенно понравилось?
3. Что не понравилось?
4. В чём испытывали затруднения, почему?
5. Дайте словесную оценку своей деятельности.
Кроссворд.
П | ||||||||||||||
О | ||||||||||||||
М | ||||||||||||||
И | ||||||||||||||
Д | И | В | А | Н | ||||||||||
О | ||||||||||||||
Р | ||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...
Развитие творческого мышления и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. В современном обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чт...
Сообщение на тему: "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"
Сообщение из опыта работы на тему "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"...
Игры и задания на развитие творческого мышления у детей1.
Игры и задания на развитие творческого мышления у детей....
Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления старших дошкольников
Как стимулировать творческую активность у старших дошкольников? Какое лучше развивать творческое мышление: дивергентное или конвергентное? Что важнее и почему? И главное как это делать, чтоб было поле...
консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022
Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....
Творческий проект: «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста через создание мультфильма по оригинальной сказке с применением элементов ТРИЗ-технологии»
Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозмож...