Развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей) на примере заданий «Отвечаем на вопрос», «Найди причину».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Жучкова Ульяна Михайловна

Тема. Развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей) на примере заданий «Отвечаем на вопрос», «Найди причину».

 

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.).

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskogo_myshleniya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей) на примере заданий «Отвечаем на вопрос», «Найди причину».

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.).

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.

II Основная часть.

 

--- Задание 1. «Найди причину» (развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей)).

      Учитель предлагает детям описать какую-либо не совсем обычную ситуацию. Например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь», Учащимся необходимо назвать как можно больше причин этого события, а также возможных объяснений. Ученики могут придумывать даже самые невероятные объяснения данному событию (вплоть до прилетевших марсиан).

Предлагаемые ситуации:

  1. Рома пришёл только к третьему уроку.
  2. Никита прогулял урок.
  3. Во всём доме внезапно погасли все электрические лампы.
  4. Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.
  5. Внезапно из леса раздалось громкое рычание.

--- Задание 2. «Выражение» (развитие творческого мышления).

     Учитель предлагает учащимся придумать предложение из 4 слов, причём каждое слово должно начинаться с указанной буквы. Можно предложить два варианта выполнения задания:

а) Последовательность указанных букв, с которых начинаются слова, менять нельзя.

б) Слова в предложении можно расставить в любой последовательности.

Например: МВЧО

А) Мастер Володя чисти обувь.

Б) Маша облила чаем Витю.

Предлагаемые наборы букв:

МПВМ, ССУБХП, ОПСДВК, АИЛОЛЗМ, РДЖД.

--- Задание 3. «Учимся замечать главное» (развитие творческого мышления).

      Учитель предлагает учащимся слово, которое они должны преобразовывать в другое слово в несколько этапов. Все переходные слова-цепочки должны иметь смысл. Например: «сено» надо преобразовать в «соль». Сено – село – соло – соль.

Слова для предъявления:

  1. Кора – нога

Кора – нора – нога

  1. Сон – кум

Сон – сом – ком – кум

  1. Мак – кон

Мак – сук – сок – сон – кон

     

Физкультминутка.

Пчёлы.

                                                           Пчёлы в ульях сидят

                                                           И в окошечко глядят.

                                                           Порезвиться захотели,

                                                           Друг за другом полетели

--- Задание 4. «Старинные загадки-шутки и задачи-шутки» (развитие творческого мышления).

  1. В какие сосуды нельзя налить вина? (полные)
  2. Всякий день выхожу, но всегда дома.  (черепаха)
  3. Где четыре брата под одною шляпой стоят?  (в столе)
  4. Идёт в баню чёрен, а выходит красный.  (рак)
  5. Как можно воду в решете принести?  ( заморозить)
  6. Кто может на всех языках говорить?   (эхо)
  7. Один купил трёх коз, а заплатил три рубля. Спрашивается, почему (по чему) каждая коза пришла?  (по земле)
  8. Одного отца и одной матери дитя, но ни одного человека не сын.  (дочь)
  9. Без чего человеку жить нельзя?  (без имени)
  10. От чего гусь плавает?  (от берега)

---Задание 5. «Кроссворд» (развитие творческого мышления).

     В этом задании учащиеся развивают способности устанавливать связи между словами не по семантическому (смысл и значение), а по символическому (число букв в слове, начальная буква в слове и т. п.) признаку. Учитель предлагает учащимся незаконченный кроссворд и просит вписать в пустые клетки слова с любыми значением, лишь бы они подходили по количеству клеток и к буквам, которые уже имеются в словах.

      Если ученики быстро справятся с этим заданием, то на зтом же занятии им можно предложить составить кроссворд с совершенно пустыми клетками.

П

О

М

И

Д

И

В

А

Н

О

Р

        Зрительная гимнастика.

          Нарисуйте в воздухе восьмёрку, затем знак бесконечности.

          Напишите глазами в воздухе своё имя.

---Задание 6. «Зверей укрощает укротитель» (развитие творческого мышления).

--- За кассовым аппаратом сидит кассир, в банке работает банкир, зверей укрощает укротитель. Продолжим эту игру.

  1. Билеты в трамвае продаёт … (кондуктор).
  2. В ударный инструмент бьёт … (ударник).
  3. Древесный уголь добывает в шахте … (шахтёр).
  4. Картины рисует … (художник).
  5. Книги пишет … (писатель).
  6. Кондитерские изделия выпекает … (кондитер).
  7. Подковы ставит … (кузнец).
  8. Поездом управляет … (машинист).
  9. С малышами в детском саду занимается … (воспитательница).
  10. Стихи читает … (поэт).
  11. Фокусы показывает … (фокусник).

III Рефлексия занятия.

1. Что мы развивали на занятии?

2. Что вам особенно понравилось?

3. Что не понравилось?

4. В чём испытывали затруднения, почему?

5. Дайте словесную оценку своей деятельности.

Кроссворд.

П

О

М

И

Д

И

В

А

Н

О

Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...

Развитие творческого мышления и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. В современном обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чт...

Сообщение на тему: "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"

Сообщение из опыта работы на тему "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"...

Игры и задания на развитие творческого мышления у детей1.

Игры и задания на развитие  творческого мышления у детей....

Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления старших дошкольников

Как стимулировать творческую активность у старших дошкольников? Какое лучше развивать творческое мышление: дивергентное или конвергентное? Что важнее и почему? И главное как это делать, чтоб было поле...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....

Творческий проект: «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста через создание мультфильма по оригинальной сказке с применением элементов ТРИЗ-технологии»

Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозмож...