Формирование у дошкольников умственных действий: установление причинно – следственных связей
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Семинар по ознакомлению педагогов с методическими рекомендациями по развитию умственных действий у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_goroda.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
Тема: «Формирование у дошкольников умственных действий: установление причинно – следственных связей»
Цель: ознакомление педагогов с методическими рекомендациями по развитию умственных действий
Задачи:
- познакомить с методикой поэтапного развития умственных действий: установлением причинно-следственные связей и отношений;
- усвоить алгоритм умственного действия (последовательные шаги освоения его структурных элементов)
Ход семинара
- Теоретическая часть
1.1. Определение причинно–следственных связей.
Накопленные сведения о большом мире являются серьезной базой для интеллектуального развития ребёнка. Эта база данных о большом мире снова требует от него определенных умений в упорядочивании накопленных и поступающих сведений. В этом детям, конечно, помогут взрослые, которые направят процесс познания на: установление осмысленных взаимосвязей нашего мира, то есть причинно – следственных связей.
Цель в этого направления является знакомство детей с причинно–следственными связями как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира.
Установление причинно – следственных связей и отношений – система операций, помогающая ребёнку понимать причину и следствие событий, их последовательность, зависимость друг от друга, связь между ними.
- Уважаемые педагоги, что, по вашему мнению, мы называем причиной?
Причина – процесс взаимодействия
- Что такое следствие?
Следствие – его конечный результат.
Важной характеристикой причинно–следственных связей является временная последовательность: причина всегда наступает во времени раньше следствия. Причина начинает действовать только тогда, когда следствие отступает. Следствие наступает позже. Требуется определенный интервал времени, прежде чем-то или иное взаимодействие даст результат.
- Как вы думаете, следствие может вызваться к жизни не одной, а множеством одновременно действующий причин или целой совокупностью?
1.2. Алгоритм действия установления причинно – следственных связей и отношений
- Уважаемые коллеги, вам предлагается рассмотреть алгоритм действия установления причинно – следственных связей и отношений. Предлагаем совместно их рассмотреть и разобрать.
Алгоритм действия установления причинно – следственных связей и отношений:
- установление прямой зависимости между объектами и явлениями на основе непосредственного их восприятия в данный момент или оперировании опытом, рассуждения;
- определение обратных связей;
- определение скрытых прямых и обратных зависимостей на основе рассуждений и умозаключений;
- прогнозирование возможных причин и следствий различных событий;
- выстраивание цепочек причинно–следственных связей между объектами или явлениями на основе рассуждений и моделирования.
2. Практическая часть
2.1. Развитие действия установления причинно–следственных связей и отношений у детей.
- Предлагаем вам познакомиться с развитием действия установления причинно– следственных связей и отношений у детей и дать краткую характеристику по возрастам (работа в микрогруппах: младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст)
Младший дошкольный возраст
Младший дошкольник способен видеть и понимать причину и следствие в основном реально происходящих событий, воспринимаемых ребёнком в данный период времени. Задача – развивать умение замечать изменения в состоянии объекта при его взаимодействии с другими, развивать способность понимать и объяснять прямые и обратные причинно – следственные связи и отношения.
Основные условия:
- владение действием анализа и синтеза и умением сравнивать объекты между собой (видеть причины изменений в окружающих объектах, развитие умения выделять их свойства, сопоставлять, сравнивать, обозначать признаки точным словом);
- организация различных форм практической деятельности (опыты, экспериментирование, непосредственное взаимодействие с предметами окружающего мира)
- объяснение воспитателем взаимосвязи между объектами и явлениями окружающего мира,
- включение в различные ситуации деятельности, общения, взаимодействия;
- развитие предметно–пространственной среды группы;
- создание для детей естественно возникающих ситуаций в процессе деятельности и специально подобранных игровых упражнений;
- закрепление у детей умений устанавливать причинные зависимости в явлениях природы и объяснять их;
- использование различных сказок, рассказов, стихов;
- учет индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.
Средний дошкольный возраст
В средней группе закрепляются умения детей выявлять и объяснять причинно – следственные зависимости между внешне выраженными изменениями в воспринимаемых объектах, делать выводы и объяснять их. В связи с тем, что у ребёнка 4-5 лет уже имеется достаточный объем представлений, на основе которых он способен решать конкретные задачи, том числе и определение причины событий, в среднем дошкольном возрасте можно развивать у детей умение обнаруживать и объяснять скрытые причинно – следственные связи.
Основные условия:
- организация различных видов познавательной деятельности (экскурсии, беседы, наблюдения, чтение, придумывание загадок и т.д.);
- создание ситуаций (эксперименты, проблемные ситуации, разбор игр–путаниц);
- стимулирование детей к прогнозированию скрытых связей, аргументации своих суждений, рассуждению;
- исследование свойств и качеств материалов, функциональное назначение предметов и т.д.;
- развитие умения детей выстраивать цепочку взаимосвязей, воссоздание логики сюжета по картинке;
- привлечение внимания ребёнка к различным взаимосвязям в окружающем его мире, объяснять их, находить взаимозависимости различного рода и путём рассуждения приходить к выводу об их природе;
- закрепление у детей умений устанавливать причинные зависимости в явлениях природы и объяснять их.
Старший дошкольный возраст
В старшей и подготовительной к школе группах необходимо развивать у детей умения путём рассуждения строить цепочки взаимосвязей разного вида, умение прогнозировать следствия и причины явлений, событий, изменений в состояния объектов, развивать способность моделировать причинно–следственные связи и отношения. В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления, т.е. сформированы основы для освоения действия установления причинно – следственных связей и зависимостей уже на более высоком уровне.
Основные условия:
- использование специально созданных ситуаций;
- формирование у детей умение переносить освоенные шаги умственного действия установления причинно – следственных связей и отношений между одними объектами на другие предметы и явления;
- стимулирование детей прогнозировать возможные последствия какого – либо действия, события или явления;
- создание проблемных ситуаций;
- развитие умений выдвигать гипотезы;
- использование приемов связанных с придумыванием продолжений историй, объясняя их связь с поведением героев;
- использование моделирования причин и следствий;
- применение схематизации последовательности событий;
- использование словесных игр, рассуждать вместе с детьми, задавать вопросы, помогающие детям осознать непосредственные события и явления;
- организация специальной непосредственной образовательной деятельности;
- формирование умений преобразовывать модель и оперировать ею на уровне предметно – схематического и графического моделирования;
- самостоятельное моделирование ситуаций, отражающие более сложные причинно – следственные связи.
2.2. Диагностика
- Уважаемые педагоги, рассмотрите уровни развития детей действий установления причинно – следственных связей по возрастам, т.е. диагностику. Предлагаем вам для выявления уровней развития детей составить примерные задания (игры, подбор литературных произведений, проблемные ситуации, задачи, требующие определенных действий, рассуждений и т.д.) по возрастам и сравнить эти задания с «точки зрения» усложнения.
Младший дошкольный возраст
1 уровень – ребёнок с помощью взрослого устанавливает прямые связи и зависимость между предметами на основе явных, видимых, внешних признаков.
2 уровень – самостоятельно устанавливает прямые внешние связи и отношения между предметами или явлениями, а обратные и скрытые связи – с помощью взрослого.
3 уровень – самостоятельно устанавливает прямые и обратные связи, а скрытые – в основном с помощью взрослого.
Средний дошкольный возраст
Ребёнок может обнаружить и объяснить прямые и обратные, явные и скрытые связи между объектами, способен ли он предвидеть (прогнозировать) причину и следствие различных событий и явлений, построить модель (схему) причинно – следственной зависимости.
Старший дошкольный возраст
1 уровень – ребёнок с помощью взрослого устанавливает связи и отношения между объектами на основе явных, видимых, внешних признаков объектов, т.е. представленных наглядно (материализованный этап умственного действия).
2 уровень - самостоятельно устанавливает прямые внешние связи и отношения между предметами, а обратные и скрытые связи – лишь с помощью взрослого, это может быть этап практического действия или внешней речи.
3 уровень – самостоятельно (или с незначительной помощью взрослого) устанавливает прямые и обратные связи и последовательность происходящего не только с опорой на наглядно приставленные предметы, явления, события, но и на основе представлений, рассуждая и делая умозаключения; умеет прогнозировать последствия воздействий (причин) – внешнеречевой этап выполнения умственного действия и этап внутренней речи «про себя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование действия установления причинно-следственных связей у дошкольников
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста на занятиях по окружающему миру (экологическое воспитание) и в повседневной жизни....
Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников
Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников...
Словесные игры на установление причинно-следственных связей (Еременко Е.А.)
Словесные игры на установление причинно-следственных связей (Еременко Е.А.)...
Консультация: Игры на установление причинно-следственных связей
В консультации содержится полезная информация для родителей имеющих детей с ЗПР. Игры должны проводится систематически в свободное от занятий время, на прогулке, по дороге из детского сада, в ав...
Установление причинно- следственных связей в познании мира живой и неживой природы
Эксперементирование можно применять как эффективный способ обучения детей...
Картотека игр по установлению причинно- следственной связи
Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольниковИгра «Почему это произошло?»Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:• На улице стоя...
Игры по установлению причинно-следственных связей для детей 5–6 лет
Игры и упражненияна установление причинно- следственных связейдля детей старшего дошкольного возрастаИгра «Почему это произошло?»Цель: Научить детей находить причи...