Презентация к опыту работы "Обучение грамоте дошкольников с нарушениями речи"
методическая разработка по коррекционной педагогике
презентация к ообщенному опыту работы по теме: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_obuchenie_gramote_17_g_-_kopiya.pptx | 592.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы. Для успешного овладения письмом в школе, у ребёнка должен быть развит фонематический слух. Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. В процессе формирования звукопроизношения слух имеет важное значение. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены. Также у детей с недостаточно развитым фонематическим слухом значительно чаще встречаются нарушения слоговой структуры слова. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что приводит к затруднениям и грубым нарушениям письма.
Значение фонематического слуха для нормального речевого развития ребёнка. Ребенка окружает множество звуков: музыка, шелест травы, журчание воды… Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом (что по данным многих современных исследователей одно и тоже) принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. В период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. Благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой – с собственным произношением. Различие этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д. Б. Эльконин ) В развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твердых согласных). Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.
Этапы работы над развитием фонематического слуха у детей дошкольного возраста в ДОУ. 1 Этап. Узнавание неречевых звуков. 2 Этап . Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. 3 Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. 4 Этап. Умение различать слоги. 5 Этап. Умение различать фонемы (звуки) родного языка.
Задачи работы по развитию фонематического восприятия Возраст 3 года. Этапы работы. Формирование слухового восприятия (внимания и памяти) Задачи. Развивать слуховое внимание и слуховую память, способность дифференцировать неречевые звуки. Возраст 4 года. Этапы работы. Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация. Задачи. Учить различать одинаковые слова (при дизартрии), звуки и звукокомплексы (при алалии), ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса. Познакомить детей со схемой ритма. Возраст 5 лет. Этапы. Работа над ритмической структурой слова. Задачи. Формировать слоговую структуру, научить пользоваться слоговой схемой слова, осуществлять визуальный контроль за движениями нижней челюсти на слогообразующие гласные. Научить удерживать слоговую структуру слова. Возраст 6 лет. Этапы работы. Работа над звуко-слоговым составом слова. Задачи. Научить производить анализ слогов и слов, находить различия в словах, сходных по звуковому составу.
Дифференциация понятий «фонематическое восприятие» и «звуковой анализ». Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие, как « слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается 1) определение порядка слогов и звуков в слове; 2) выделение отдельных звуков; 3) выделение основных качественных характеристик звука ( согл . – гл., тверд. – мягк .). Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания. Ф онематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Ф онематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ф онематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. Ф онематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Последовательность работы при обучении звуковому анализу и синтезу в старшем дошкольном возрасте. Последовательность предъявления речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза: а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа , ауэи и т. д.); б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс , ах … ; открытые: ро , сы , ха ...); в) слоги со стечением согласных ( урс , кру , ела, пса и т. д.); г) слова без стечения согласных: 1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.) 2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.); 3) двусложные слова со стечением согласных, в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.); 4) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.); 5) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.); 6) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.); 7) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.); 8) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).
Требования к выбору речевого материала для звукового анализа и синтеза. При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: - выделение звука из слова; - определение первого звука; - установление места звука (начало, середина, конец слова); - полный звуковой анализ. Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий (с опорой на материальные средства – в речевом плане – по представлению). Также необходимо придерживаться последовательности предъявляемых для анализа слов, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребёнок не умеет правильно произносить Слова, которые не следует предлагать детям для звукового анализа: - Слова с йотированными буквами: Я, Ю, Е, Ё. В русском языке 10 гласных БУКВ, но 6 ЗВУКОВ! Буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука: в слове ЁРШ – звуки [ЙОРШ], а в слове МЁД – звуки [ МьОТ ] (звук [Й] исчез, т. к. звук Ё звучит после согласной). Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать на начальных этапах формирования звукового анализа. - Слова со звонкими согласными [Б, В, Г, Д, Ж, З] на конце слова и в середине перед согласными, т.к. происходит оглушение этих звуков: в слове «ложка» звук [Ж] слышится как [Ш] ( лошка ), в слове «гриб» звук [Б] слышится как [П] (« грип ») и т.п. - Слова с безударными гласными в начале и в корне слова, когда написание расходится с произношением («Огурец», «Оса», сОва », « вЕсна » и т.п.).
Структура НОД по ознакомлению со звуком дифференциации звуков 1 Организационный момент Организационный момент 2 Повторение ранее изученного материала (Артикуляционная гимнастика) Артикуляционная гимнастика (только самые основные упр., моделирующие главные артикуляционные движения звуков) 3 Сообщение темы занятия Сообщение темы занятия 4 Характеристика звука Анализ артикуляции звуков (с выделением общих и различных моментов артикуляции) Характеристика звуков 5 Связь звуков и букв Развитие фонематического слуха 6 Произношение звука в слогах и звуковых сочетаниях Дифференциация звуков в слогах 7 Произношение звука в словах Дифференциация в словах 8 Физминутка Физминутка 9 Работа над предложением Дифференциация в предложениях 10 Произношение звука в связной речи Дифференциация звуков в тексте. 11 Обучение элементам грамоты: ознакомление с буквой, чтение и печатание 12 Итог занятия. Итог занятия.
Дидактический материал, используемый для обучения звуковому анализу, составлению и анализу предложений
Разрезная азбука
« Звуковички »
Пособия для определения места звука в слове
Схема акустико- артикуляционой характеристики звуков
Символы звуков
«Вагончики» для определения слогового состава слов
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...
Опыт работы по теме "Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи".
Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков. Приведены наиболее интересные матери...
« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, б...
« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».
Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью зрительных и жестовых символов: - ускоряет процесс фонемообразования,- обеспечивает готовность к усвоению гр...
Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».
Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...
Презентация "Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи"
В презентации дается характеристика речевого дыхания, рассматривается важность правильного дыхания для произношения звуков, излагаются основные принципы выполнения дыхательных упражнений, приводятся п...
Консультация " Роль игры в подготовке к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи"
Консультация для педагогов ДОУ " Роль игры в подготовке к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи"...