Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом
консультация на тему

Редькина Оксана Геннадьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_rechevoy_ritmiki_nad_proiznosheniem.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом»

     Одна из основных задач дошкольного воспитания глухих и слабослышащих детей — формирование у них устной речи: восприятие на слухо-зрительной и слуховой основе и произношение.

     Задача обучения произношению детей — формирование у них внятной, членораздельной, естественной речи. Конечной целью всегда является слово, фраза.

     В первые 1,5-2 года работа над произношением ведется на слухо-зрительной основе; с 4-5 лет при необходимости применяются разные специальные приемы   (педагогом).

     В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слов, фраз. Постепенно развивается двигательная сфера ребенка, подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в т.ч. Артикуляционным) становится более точным. И в этом случае именно движения способствуют формированию произношения.

Обучение отделению одного слога от ряда слогов.

Папапа — па (стучать кулаками по полу и по коленям). Стучать по полу мячом -  вытянуть руки с мячом вперед. Хлопнуть в ладоши перед грудью — ПА. Хлопать руками по бедрам или ногам — ПАПАПА. Шагать на месте — ТАТАТА, подпрыгнуть — ТА. НА — отводить руки поочередно в стороны (НА-НА-НА). НА — вытянуть обе руки вперед. ЛЯЛЯЛЯ — вращать руки над головой; ЛЯ — спрятать руки за спину.

Долгота звучания.

А____ укачивать куклу.

А    кукла проснулась и прыгает (зайка прыгает) — ПА-ПА-ПА

У____ пятиться назад (долго)

У   резко вперед.

О____ плавно соединять руки над головой

О      резко опустить руки (соединенные) вниз (отмахиваться как от мухи).

А_____ плавно развести руки в стороны

А      резко выбрасывать поочередно каждую руку.

В_____   “самолет летит»

В        резко присесть (самолет сел) — руки резко вниз

     Во время последующего периода обучения в упражнения включаются все новые и новые звуки, например, круговые движения ладонями, поднятыми вверх от себя, сопровождаются длительным произнесением звука Ш___, а резкое движение ими вниз — кратким Ш.

Работа над слитностью звучания

ПАПАПА — (слитно) резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз;

ПА-ПА-ПА (не слитно) стучать кулаками о кулак;

Топать одной ногой — ТО-ТО-ТО (не слитно). Стоя покачиваться как мишка ТОТОТО (слитно).

ПОПОПО  (ОП ОП ОП) — большой и маленький мячи. Большой мяч — подпрыгивать ОП-ОП-ОП. Маленький мяч — слегка приседать (ПО ПО ПО).

Стоя плавно вытягивать руки вперед согнутые в локтях перед грудью: М-А-М-А__ Резко вытягивать в стороны то одну, то другую руки МА МА МА.

ЛЯЛЯЛЯ — стоя выполнять вращательные движения ладонями над головой; ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ — руки на поясе, наклоняться в стороны.

Работа над темпом произнесения.

ПА-ПА-ПА резкие удары мячом сидя на полу.

ПАПАПА — частые удары мячом.

ПАПАПА — сидя часто ударять кулаками по столу

ПА-ПА-ПА в нормальном темпе хлопая ладонями по бедрам

ПА_ПА_ПА -хлопать ладонями по ногам (медленно)

ТАТАТА — шагать на месте в нормальном темпе; быстро и медленно

ПА_ПА_ПА хлопать ладонями в быстром, нормальном и медленном темпе. (хлоп-хлоп-хлоп)

     Сочетать быстрый темп движений с произнесением слога на каждое движение трудно, поэтому темп следует наращивать постепенно.

     В дальнейшем детей учим постепенному убыстрению и замедлению темпа произнесения слогов.

     Например, стоя производить медленные махи руками внизу, произнося ЛЯ_ЛЯ_ЛЯ, затем продолжая движения перед грудью, произносить слоги в нормальном темпе ЛЯ_ЛЯ_ЛЯ, над головой в быстром темпе ЛЯЛЯЛЯ, у груди в нормальном ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, внизу в медленном ЛЯ_ЛЯ_ЛЯ (аналогично проводятся упражнения при хлопанье в ладоши, по бедрам, ходьбе на месте, ударах кулак о кулак).

     В это же время учим детей произвольно изменять темп и при произнесении словесного материала. Например, берем игрушки — кукла, машина, мишка — на разном от детей расстоянии спрашиваем: Где кукла? Мишка? Машина? И вместе с детьми произносим: там (на близко расположенной игрушки (куклу); та__м (дальше); та___м____ (далеко).

Мама тут.     Мама там.      Мама, мама тут и та__м___

Работа над изменением силы голоса.

ЛЯЛЯ спит — дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле, произнося тихим голосом: папапа. Предлагает разбудить куклу: дети громко топают, произнося громким голосом ПАПАПА. Кукла просыпается и пляшет.

«Барабан» - стучать палец о палец та-та-та (тихо); у груди ТА-ТА-ТА (громче). ТА-ТА-ТА — над головой громко (увеличивается амплитуда движений).

А____ стоя разводить опущенные руки (тихо)

А____ в стороны от груди (громче)

А_____ над головой (громко)

И с другими гласными. ПА — внизу, ПО — у груди, ПО — над головой.

     Используются различные ситуации, разыгрывать небольшие сценки, где говорят разные персонажи голосом разной силы:

Ногами ТОП, ногами ТОП, громко топнем ТОП-ТОП-ТОП

Ногами топ, ногами топ, тихо топнем топ-топ-топ.

Руками ХЛОП, руками ХЛОП, громко хлопнем ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП, тихо хлопнем топ-топ-топ.

Работа над высотой голоса.

Изображать маленького и большого мишку (зайку, собаку)

А — идет медленно большой медведь.

А-а-а маленький мишка бежит.

Идет кошка: мяу — высокий голос, лает собака ав-ав (низкий), летает птичка — пипипи (высокий голос), петушок кричит — кукареку (высокий), корова му___ (низкий голос)

Ритмы.

ТА-та         таТАта

та-ТА         татаТА

                   Татата

Хлопать в ладоши, стучать кулаком о кулак по столу, палец о палец.

ПапаПАпаПАпа — в разном ритме медленно, нормально, быстро.

Шагать на месте, произнося ритм ТататаТатата — тихим  голосом и слегка поднимая ноги; голосом нормальной громкости и средним подниманием ног, громким голосом и высоким подниманием ног.

Интонации.

     Детей учат передавать ту или иную интонацию на основе подражания, используя как естественные ситуации, так и искусственно создаваемые. При этом детей побуждаем имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и выразительной мимикой лица, телодвижениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние речевой ритмики на формирование произносительных навыков дошкольников имеющих нарушения слуха»

В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупн...

Поделимся опытом работы с родителями дошкольников с нарушением слуха.

В материале обобщен опыт работы педагогов группы с родителями детей с нарушением слуха. Так как 90 процентов родителей также имели нарушение слуха, то перед педагогами стояла непростая задача:  и...

"Применение фонетической (речевой) ритмики во время проведения режимных моментов как средства коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями слуха"

Данная статья освещает содержание, цель и задачи работы над произносительной стороной речи у дошкольников с нарушениями слуха с использованием мотода фонетичесой (речевой) ритмики во время проведения ...

Доклад на тему «Использование коррекционной ритмики в работе с детьми с нарушением речи»

Сейчас в работе с детьми с ОВЗ активно применяется коррекционная ритмика как одно из ведущих средств коррекционной педагогики. Фонетическая ритмика - это ритмика для работы с неслышащими. В отличие от...

Обследование произношения дошкольника с нарушенным слухом

Сделано на основе "Альбома Обследование произношения дошкольника с нарушенным слухом Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская 2004 г....