Искусство хвалить
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Разработка содержания мероприятия по работе с родителями "Искусство хвалить". Круглый стол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskustvo_hvalit.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Искусство хвалить».
Форма проведения: «Круглый стол».
Аудитория: родители воспитанников, воспитатели возрастной группы.
Количество участников: 24
Цель: совершенствование педагогических знаний родителей, вовлечение в активное обсуждение проблемы.
Ожидаемые результаты:
Создана атмосфера общности интересов по вопросам воспитания ребёнка.
Информационно - техническое обеспечение:
Пригласительные билеты, памятки с методическими рекомендациями, анкета, аудиозапись, интерактивная доска.
Логика проведения:
- Вступительное слово.
- Круглый стол.
- Заключительный этап. Рефлексия.
Ход беседы:
Вступительное слово воспитателя
Ребенку живется труднее, чем взрослому. Его постоянно оценивают, что бы он ни сделал: хорошо – хороший мальчик, плохо – плохой мальчик. Примерим такую жизнь на себе: выдержим ли мы? Почему мы тянемся к родным, любящим, близким людям: они не оценивают, они нас принимают такими, какие мы есть.
Нам сегодня предстоит откровенный, трудный разговор о том, как сделать, чтобы жизнь ребенка не превращалась в вечный экзамен, а мы не были вечными экзаменаторами. В течение одного дня нам приходиться принимать решения о наказании, прощении, поощрении ребенка. Как избежать ошибок, найти меру? Ваше участие, примеры из жизни, обогатят наш разговор. Пусть мнение детей поможет нам в решении вопроса о наказании.
(Включается магнитофонная запись с ответами детей)
Вопрос о наказании детей стар как мир. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза, наказанного малыша. Можно ли вырастить ребенка без наказаний?
Ответы на вопросы анкеты показывают: большинство родителей отдают предпочтение наказанию. Нам, родителям, когда мы караем и милуем, осуществляя функции судьи, редко удается быть справедливыми вполне; и мы отталкиваем от себя детей. Наказания часто поражают озлобленность, обиду, страх, мстительность, притворство. Известная всем семья Никитиных считает, что наказывать и хвалить детей не надо: если провинился – просто огорчится, расстроиться, не скрывать своего огорчения, а если ребенок совершил хороший поступок – порадоваться за него. Каждый может проверить это на себе. Если за тебя радуется кто-то, ты приобретаешь уверенность в себе, чувство достоинства, готов «горы свернуть». В тоже время испытываешь чувство благодарности и признательности к тому, кто искренне рад твоей радости. А если за тебя огорчаются, что ты испытываешь? Стыд, раскаянье – очищающие, возвышающие человека чувства. У жалеющих тебя появляется сочувствие, желание помочь, спасти. Это роднит людей, делает их ближе друг к другу.
Согласны ли вы с мнением Никитиных, или у вас есть своя точка зрения по данному вопросу. Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку? Кажется, без этого не обойтись. С детства – нельзя, не тронь и т. д. Зачастую из-за постоянной нашей занятости нам некогда спокойно, последовательно доказывать ребенку его неправоту. Повысили тон, крикнули «нельзя» - ребенок подчинился. А дальше? Или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот. Надо помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства. Бывает, наказали ребенка, а оказалось, что он не виноват. Как вы поступаете в таких случаях.
Поговорим о физических наказаниях.
Существует точка зрения: когда вы физически наказываете ребенка, вы тем самым воспитываете испорченного человека. Жестокие люди наказывают ребенка по любому поводу; редко ласкают или целуют из боязни испортить его, никогда не отступятся от своего решения; никогда не признаются в своей ошибке или слабости; не поделятся воспоминаниями о своем детстве. Ваше мнение?
Выводы: - чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием, благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому что жестокость вызовет или ответную жестокость (иногда спустя годы, или лицемерие).
Родители прибегают к строгости, и кажется, что это мгновенно решает сложности в воспитании, заменяет долгий, кропотливый труд, терпеливые разъяснения. Скажешь «нельзя», накажешь ребенка, шлепнешь – и он не будет рвать книжку, не сломает нужную вам вещь, не будет обижать слабого. И редко, кто из нас задумается над тем, что в будущем породит запрет, окрик, наказание.
Завершить разговор хочу словами С. Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить – значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей? » отвечал «Бороться- то, конечно, можно, но победить их можно только любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок».
Подготовка
- Оформление плакатов
«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним» (И. Песталоцци).
«Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием – непрочно и ненадежно» (Я. Корчак).
«Воспитывать лаской, а не таской» (русская народная пословица).
2. Изготовление приглашений каждой семьи с текстом следующего содержания.
Уважаемые…. (имя, отчество)
Если вы хотите услышать ответы на вопросы «Как и когда, поощрять ребенка? Каким быть наказанию и поощрению? »; если Вас волнуют проблемы воспитания, примите наше приглашение на встречу за круглым столом.
3. Анкетирование родителей.
Уважаемые…. (имя, отчество)
Просим вас ответить на вопросы об использовании в воспитании детей мер поощрения и наказания. Ваши искренние ответы окажут огромную помощь в подготовке содержательного и интересного разговора.
Вопросы:
а) Слушается ли Вас ребенок?
б) Нужно ли использовать в воспитании наказание?
в) Как вы добиваетесь выполнение распоряжения?
г) За что и как Вы наказываете ребенка?
д) За что и как поощряете ребенка?
е) Какие поощрения и наказания Вы применяли к ребенку в течение двух последних недель?
(на следующие пункты отвечайте вопросами) словами «да» или «нет».
а) Когда ребенок виновен, беседую с ним наедине, не выясняю отношения при посторонних.
б) Сопереживаю, сочувствую своему провинившемуся ребенку, прощаю его, верю в него.
в) Ни разу не кричал (а, не наказывал (а) ребенка.
г) Не оставляю без наказания ни одного плохого поступка.
д) Единственное, что действует на моего ребенка, - строгое наказание.
е) Если только возможно, стараюсь не наказывать ребенка.
ж) Хвалю ребенка за каждый успех, наедине и при посторонних.
з) Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю ребенку то, за что в другое время наказал (а) бы.
и) Нередко бывает так: я наказываю ребенка, муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней жестокости и утешать его.
к) Решение о наказании принимаю только после того, как успокоюсь.
4. Запись на магнитофон ответов детей на следующие вопросы:
а) Тебя наказывают дома?
б) За что родители наказывают тебя?
в) Какое наказание запомнилось?
г) Как вы думаете, справедливо вас наказывают или нет?
д) Какие чувства появляются у вас по отношению к тому, кто вас наказывает?
е) Если бы вы были мамами, папами, наказывали бы вы своих детей? Почему?
ё) Часто ли родители хвалят вас? За что?
ж) Какой вид похвалы вам больше всего нравится: поцелуй, добрые слова, подарок и т. д.?
з) Если бы вы были на месте родителей, за что и как хвалили бы своих детей?
5. Подготовка вопросов «Острого блюда».
а) Ваша реакция на плохое поведение ребенка за столом?
б) Когда прощение во благо?
в) Всегда ли нужно наказывать ребенка сразу после проступка?
г) Вы наказали ребенка, но после выяснилось, что он не виноват. Ваши действия?
д) С чего Вы начнете разговор с ребенком о его плохом поступке?
6. Оформление памятки для родителей.
Если ребенок провинился… .
1. Не начинайте разговор с ребенком, если вы в плохом настроении.
2. Сразу дайте оценку проступку, ошибке; узнайте, что ребенок думает по этому поводу.
3. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не стоит.
4. Не унижайте ребенка.
5. Оценивайте поступок, а не личность: «Ты поступил плохо», вместо «Ты плохой».
6. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуйте, верите в него.
Наказывая ребенка, нужно помнить:
1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка.
2. Наказание должно быть не нормой, а исключением.
3. Наказывайте за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.
4. Не читайте длинных нотаций.
5. Не напоминайте о проступке.
6. Ведите разговор о проступке наедине с сыном (дочерью).
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
“Это к счастью,
Это к счастью! ”
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа” -
Скажет мне семья.
• Что бы вы сказали в такой ситуации?
• Как Вы относитесь к наказанию детей? Что дает наказание ребенку?
• Какие виды поощрения Вы используете в воспитании? (Похвала, одобрение, подарки)
• Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании детей?
Было проведено анкетирование, где вам предлагалось ответить на несколько вопросов, проанализировав их, я могу сделать вывод, что большинство из опрошенных родителей считают проблему поощрения и наказания актуальной (18 человек из 19 опрошенных). Поощрения детей в семье 15 человек считают необходимым атрибутом семейного воспитания, 3 человека считают это своей обязанностью, 1 человек не задумывался над этим. Если заглянуть в ваше детство, то практических всех наказывали, если вы этого заслуживали, поэтому вы стараетесь наказывать детей по мере необходимости. Все родители стараются поощрять детей разными способами, но больше акцент сделан на покупку нужных вещей, словесные и тактильные формы поощрения. При наказании детей родители стараются лишить ребенка чего-то, но есть родители, которые исключают и общение с ребенком. При ответе на последний вопрос анкеты о последствиях частого физического наказания много родителей выбрали несколько вариантов ответа: потеря контакта с ребенком, уход из дома, проявление агрессии и жестокости, изменение нравственной сферы личности. и, наверное, каждый задумался еще раз над этой проблемой и ее последствиях.
Выступление воспитателя на тему «Поощрение и наказание».
Что же такое поощрение и наказание?
Наказание и поощрение – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера.
Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…
Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.
Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.
В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности.
Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. «Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребенка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.
Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.
Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. А. С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.
Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.
Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и даже взрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания.
Пожалуйста, помните следующее:
- Вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.
- контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.
В заключение моего выступления хочу предложить Вам памятку «Искусство наказывать и прощать». Она поможет Вам, ответив на многие Ваши вопросы.
А сейчас, предлагаю вам немного по рассуждать. Я вам предлагаю ситуации, а вы должны высказать свое мнение.
Ситуация 1. Четырех летний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:
- Будешь еще так делать?
- Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что я кашлял, - ответил ребенок.
Ситуация 2: Вы наказали своего ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Что вы сделаете?
Ситуация 3: В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще стал проявлять агрессивность по отношению к родителям, детям и маленькому ребенку. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, ребенок отказался, последовало наказание за провинность.
А сейчас я хочу предоставить слово нашему психологу. Львовой Анжеле Сергеевне .
Автор:
Как-то осенью в лесу прокатилась вдруг молва:
На поляне ровно в восемь собирает всех Сова.
Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов.
Кто пошёл, кто полетел на тревожный этот зов.
ЕНОТ: Ты, не ведаешь, кума, чем встревожена Сова?
Может твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?
ЛИСА: Ой, не говори Енот, он и дома достает.
Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?
ВОЛК: Я не знаю, может быть, Он ведь так умеет выть!
ЛИСА:
А скажи-ка мне, Медведь, твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье испытал прекрасным пеньем?
МЕДВЕДЬ:
Не могу сказать, соседка, я Мишутку вижу редко.
АВТОР:
Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос…
СОВА:
Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек, папы?
АВТОР:
Зашумела тут толпа.
ЛИСА:
Что за глупости, Сова? я Лисёнка лишь вчера долго за уши драла.
МЕДВЕДЬ:
Про медведя говорят: “Он на ухо глуховат”.
Я за шалости сыночка приласкаю лишь пруточком.
АВТОР:
Папа-Заяц на пеньке, хрумкая морковку, важно с пафосом изрёк:
ЗАЯЦ:
Я же против порки! я косых своих детей лапою не трону.
Каждый день им внушаю строго: “Не ходите “на ушах”, не грызите двери
И хвосты своих друзей вы не суйте в щели”.
АВТОР:
Протрещала тут Сорока.
СОРОКА:
Я в беде не одинока. Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень. Коль трещат они помногу,
Я ремень беру в подмогу.
АВТОР:
Зашумела вдруг толпа, кто был “против”, кто был “за”.
Долго не могла Сова донести до них слова.
СОВА:
Я прошу вас, звери-мамы, а в особенности папы,
Прекратить в своей семье воспитанье “на ремне”.
Всех хочу предупредить, о ремне в семье – забыть.
Ваши дети без ремня не могут уж прожить и дня.
Что от нас, учителей, ждут таких же вот вещей.
МЕДВЕДЬ:
Как не бить! Он же Медведь! Дома как начнёт реветь!
БЕЛКА:
Ну а как же быть мне с Белкой? Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной, подведёт себе глаза —
И порхает на поляне, и порхает до утра.
АВТОР:
Тут родительские страсти накалились докрасна.
Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.
Бить или не бить – вот в чем проблема.
Она, к сожаленью, и сейчас современна.
И разрешить ее можно лишь тогда,
Когда любовь и лад в семье всегда.
И этими словами я хотела бы завершить родительское собрание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Искусство хвалить»
Форма проведения: круглый стол.Цели: формирование доброжелательного отношения родителей к своему ребенку; педагогическое просвещение родителей по использованию в процессе воспитания детей методо...
Консультация для родителей " Искусство хвалить ребёнка".
Какой же метод эффективнее – похвала или наказание ? Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос часто ли тебя хвалят в детском саду, дома, дети обычно отвечают долгим м...
Родительское собрание «Искусство хвалить»
Родительское собрание «Искусство хвалить»Повестка дняI.ДокладII.Результаты анкетирования1 острое блюдо2 обсуждение памятки3 ответы детей4что бы это значилоIII Музыкальная паузаIV Заключение чаеп...
Консультация для родителей "Искусство хвалить"
В данной статье пойдет разговор о том, что ребенку живется труднее, чем взрослому, так как его (ребенка) постоянно оценивают, сравнивают. Как же избежать ошибок, найти меру?...
"Искусство хвалить!"
Родительское собрание в старшей группе, форма проведения "Круглый стол"....
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «Искусство хвалить»
Формирование доброжелательного отношения к своему ребенку; педагогическое просвещение родителей по использованию в процессе воспитания детей методов поощрения и наказания....
Родительское собрание "Искусство хвалить"
В рамках проекта "Родительская школа"...