Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по звуковой культуре речи "Дифференциация звуков С и З"
методическая разработка на тему

Исаева Марина Александровна

Государственное казённое учреждение

Детский дом – интернат «Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

 

 

 

 

 

 

Конспект индивидуального занятия по звуковой культуре речи

«Дифференциация звуков «С» «З»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

учитель - дефектолог

Исаева Марина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 Москва 2013

 

 

Цель: дифференциация звуков «С» и «З».

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить детей правильному произношению звуков «С» и «З», дифференцировать звуки «С» и «З» изолированно, в словах, во фразовой речи;

- учить придумывать слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове;

- учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);

- продолжать обогащать словарный запас существительными (название животных, предметы быта);

- учить детей отгадывать загадки;

- закрепить знания о диких животных;

- продолжать использовать предлоги за, из.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- совершенствовать интонационную выразительность речи, имитировать движение животных, выполнять движения по словесной инструкции педагога;

- развивать самостоятельные устные высказывания;

- развивать диалогическую речь;

- развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать;

- воспитывать познавательный интерес, познавательные способности: внимание, мышление, память, воображение.

Оборудование: игрушки заяц и лиса, картинки, в названии которых есть звук «С» и «З»

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

I Организационный момент: Смотри, к нам сегодня пришли гости, а кто к нам пришел, ты узнаешь из загадок:

                                                   «Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней»     (лиса)

 

«Прыг-скок трусишка:

Хвост – коротышка

Ушки вдоль спинки

 Глаза с косинкой

Одежда в два цвета:

          На зиму и лето»   (заяц)

 

После того, как ребёнок отгадал загадки, появляются гости: заяц и лиса (мягкие игрушки). Спрошу у ребёнка, какой звук слышится в начале слова Зайка и в середине слова лиСа. Это любимые звуки зайчика и лисички. Давай покажем нашим гостям как мы умеем хорошо и правильно произносить эти звуки.

II Основная часть:

  1. Объясню артикуляцию правильного произношения звуков «С» и «З»

«С» губы у нас раскрыты, чуть растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка у нижних корней резцов. Произносим 3 раза.

«З» также как и звук «С», образуется струя холодного воздуха, песенка поется в горлышке.

А теперь давай положим ладошку на горлышко и произнесем звуки «С» и «З». При звуке «З» у нас горлышко вибрирует. А теперь давай подставим ладошку и почувствуем какая струя при произнесении этих звуков (холодная).

  1. Давай покажем лисичке и зайчику, что есть предметы, в названии которых есть звук «С» или «З». Попрошу ребёнка оглянуться вокруг и найти предметы с этими звуками. (стул, стол, зонт, зеркало и т.д)
  2. Ой, а зайчик то наш испугался лисы, давай успокоим его. Лиса у нас добрая, зайчика не обижает. Давай мы с ними поиграем? Попрошу ребёнка встать из-за стола. Проведу физминутку.

«Лисичка сестричка

Сидит за кустом

Лисичка сестричка

Машет хвостом

А бедный зайчишка

Глядит из куста

У зайчика нет такого хвоста»

  1. А теперь я тебе почитаю стихотворение, в словах которых будет звук «С» - хлопнешь в ладоши, «З» - поднимешь руку

«Сидит сорока и стрекочет,

Словно рассказать нам хочет

Про свои сорочьи страсти,

Радости и про напасти»

 

«В зелёной чаще за рекой

Зайка скачет удалой

Он зигзагами бежит

Своей жизнью дорожит»

  1. Наши гости несли букеты цветов, а ветер подул, цветы разлетелись и перепутались. Теперь зайчик и лисичка не знают где чьи цветы. Давай поможем найти цветы с их любимыми картинками. Попрошу объяснить почему он так решил. Предложу определить позицию звука в слове.

III Итог занятия: Подведение итога занятия. Кто к нам сегодня приходил? Что мы сегодня делали? Какие звуки мы сегодня проходили?

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение

Детский дом – интернат «Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Конспект индивидуального занятия по звуковой культуре речи

«Дифференциация звуков «С» «З»»

подготовила

учитель - дефектолог

Исаева Марина Александровна

 Москва 2013

Цель: дифференциация звуков «С» и «З».

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить детей правильному произношению звуков «С» и «З», дифференцировать звуки «С» и «З» изолированно, в словах, во фразовой речи;

- учить придумывать слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове;

- учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);

- продолжать обогащать словарный запас существительными (название животных, предметы быта);

- учить детей отгадывать загадки;

- закрепить знания о диких животных;

- продолжать использовать предлоги за, из.

Коррекционно-развивающие: 

- совершенствовать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- совершенствовать интонационную выразительность речи, имитировать движение животных, выполнять движения по словесной инструкции педагога;

- развивать самостоятельные устные высказывания;

- развивать диалогическую речь;

- развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные: 

- воспитывать умение слушать;

- воспитывать познавательный интерес, познавательные способности: внимание, мышление, память, воображение.

Оборудование: игрушки заяц и лиса, картинки, в названии которых есть звук «С» и «З»

Ход занятия:

I Организационный момент: Смотри, к нам сегодня пришли гости, а кто к нам пришел, ты узнаешь из загадок:

                                                   «Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней»     (лиса)

«Прыг-скок трусишка:

Хвост – коротышка

Ушки вдоль спинки

 Глаза с косинкой

Одежда в два цвета:

          На зиму и лето»   (заяц)

После того, как ребёнок отгадал загадки, появляются гости: заяц и лиса (мягкие игрушки). Спрошу у ребёнка, какой звук слышится в начале слова Зайка и в середине слова лиСа. Это любимые звуки зайчика и лисички. Давай покажем нашим гостям как мы умеем хорошо и правильно произносить эти звуки.

II Основная часть: 

  1. Объясню артикуляцию правильного произношения звуков «С» и «З»

«С» губы у нас раскрыты, чуть растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка у нижних корней резцов. Произносим 3 раза.

«З» также как и звук «С», образуется струя холодного воздуха, песенка поется в горлышке.

А теперь давай положим ладошку на горлышко и произнесем звуки «С» и «З». При звуке «З» у нас горлышко вибрирует. А теперь давай подставим ладошку и почувствуем какая струя при произнесении этих звуков (холодная).

  1. Давай покажем лисичке и зайчику, что есть предметы, в названии которых есть звук «С» или «З». Попрошу ребёнка оглянуться вокруг и найти предметы с этими звуками. (стул, стол, зонт, зеркало и т.д)
  2. Ой, а зайчик то наш испугался лисы, давай успокоим его. Лиса у нас добрая, зайчика не обижает. Давай мы с ними поиграем? Попрошу ребёнка встать из-за стола. Проведу физминутку.

«Лисичка сестричка

Сидит за кустом

Лисичка сестричка

Машет хвостом

А бедный зайчишка

Глядит из куста

У зайчика нет такого хвоста»

  1. А теперь я тебе почитаю стихотворение, в словах которых будет звук «С» - хлопнешь в ладоши, «З» - поднимешь руку

«Сидит сорока и стрекочет,

Словно рассказать нам хочет

Про свои сорочьи страсти,

Радости и про напасти»

«В зелёной чаще за рекой

Зайка скачет удалой

Он зигзагами бежит

Своей жизнью дорожит»

  1. Наши гости несли букеты цветов, а ветер подул, цветы разлетелись и перепутались. Теперь зайчик и лисичка не знают где чьи цветы. Давай поможем найти цветы с их любимыми картинками. Попрошу объяснить почему он так решил. Предложу определить позицию звука в слове.

III Итог занятия: Подведение итога занятия. Кто к нам сегодня приходил? Что мы сегодня делали? Какие звуки мы сегодня проходили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "

Индивидуальное  логопедическое занятие  "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш. Тема «Играем с Мишкой».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш в середине слова....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.

Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...