Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников
проект (старшая группа) на тему
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающим. Общение является необходимым условием существования человека, и вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._syuzhetno-rolevaya_igra1.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников».
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Основная часть. Теоретическое обоснование «Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников»………….4
1.1 Теоретическая значимость…..……………………………………………...5
II. Практическая часть……………………………………………………...……..7
2.1 Участники проекта дети средней группы, педагоги, родители специалисты…………………………………………………………………….7
2.2 Взаимодействие с педагогами. Консультации…………………..8
2.3 Этапы работы над проектом:……………………………………..9
2.4 Формы организации детей и примерно содержание работы по двум возрастам на примере сюжетно-ролевой игры Магазин……………….11
Заключение……………………………………………………………………....14
Список литературы…………………………………………………………..….15
Приложение………………………………………………………………………16
Введение
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающим. Общение является необходимым условием существования человека, и вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития.
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важно для дошкольника умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни. Сюжетно – ролевые игры всегда увлекают детей возможностью прожить хотя бы несколько минут интересно, активно, как взрослые. Игра дает возможность применять уже имеющиеся знания в новых обстоятельствах, и детей учатся решать возникающие проблемы не только с помощью игрушек, но и путем логических находок и рассуждений. Игра для ребенка – путь познания мира.
Основная часть. Теоретическое обоснование «Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников»
Актуальность. Одна из основных задач образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» – это социально–коммуникативное развитие. Именно в игре ребенок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, получает опыт и умение применять в социальной жизни. Игра – это не просто деятельность с различными игрушками и предметами, в игре моделируются социальные отношения.
Цель. Создать оптимальные условия для познавательного и социально-коммуникативного развития детей через сюжетно-ролевую игру в соответствии с ФГОС. Расширять представления детей об окружающем и социальной действительности.
Задачи.
Проанализировать состояние предметно-пространственной развивающей среды.
Проанализировать научно – методическую литературу.
Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Развивать у детей интерес к отражению в сюжетно – ролевых играх разнообразного содержания.
Усвоение норм, ценностей принятых в обществе (мораль, нравственные ценности).
Теоретическая значимость
Социально-коммуникативное развитие детей относится к важнейшим пробелам педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- Развитие общения и взаимодействий ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий;
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- Формирование уважительного отношения к чувству принадлежности к своей семье, малой Родине, и Отечеству;
- Формирование речевых умений (развитие способностей вступать в общение и поддерживать его).
Игра в свете ФГОС выступает как форма социализации ребенка. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
Задачи:
- правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки;
- способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта, знаниями и впечатлениями, обогащать представления детей о мире;
- расширять круг их интересов;
- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками;
- обогащать и активизировать словарный запас детей, обучать ролевым диалогам;
Для реализации поставленных задач особое значение предали построению развивающего пространства для содействия детской игры: организовали непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: сюжетно-ролевая, театрально-игровая, строительно-конструктивная, интеллектуальная и зона, предусматривающая двигательную активность. Это позволяет всем детям одновременно организовать различные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.
Для успешной работы были разработаны блочное календарно-тематическое планирование, подобраны темы бесед, дидактические игры, целевые прогулки, сюжетно-ролевые игры с примерным ходом развертывания, план реализации сюжетно-ролевых игр, тематику сюжетно-ролевых игр, задачи и приемы руководства и др.
Создать в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными.
Своевременное и правильное применение различных форм работы обеспечивает решение поставленных задач.
Для социально-коммуникативного развития имеет значение интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС:
Речевое развитие
Познавательное развитие
Практическая часть
Участники проекта дети средней группы, педагоги, родители специалисты.
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
Родительские собрания:
- Ребенок имеет право на совместную творческую деятельность с родителями;
- право на игру
- Игра – это серьезно.
Информационные консультации:
Папки – передвижки детские игры и игрушки. Игра и личность – первые шаги.
Материал для родительского уголка:
- Самостоятельность или как занять ребенка?
- Играя, учимся – играя, познаем.
- Оформление стенда с фотографиями детей
Взаимодействие с педагогами. Консультации.
Игровая деятельность.
Развитие речи в игре.
Играем в сюжетно – ролевые игры.
Воспитание доброжелательности в играх.
Формирование положительных взаимоотношений, коммуникативных качеств в повседневной жизни.
Этапы работы над проектом:
1 этап – организационный.
2 этап – основной.
Внедрение в практическую деятельность через интеграцию образовательных областей (НОД, беседы, наблюдение, экскурсии, чтение художественной литературы, развивающие и творческие игры самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями).
Для того чтобы игра служила средством развития социально-личностных отношений, коммуникативных навыков, необходимо соблюдение нескольких условий:
- создание условий для игры в течение дня;
- организация взаимодействия между взрослыми и детьми в процессе игры;
- развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками;
- формирование диалогической речи;
- умение контролировать себя и друг друга во время речевого общения;
- обучение анализировать и оценивать поведение других детей литературных персонажей;
- воспитание интереса к окружающим людям, удовлетворение потребность детей в общении;
- формирование адекватного поведения в обществе;
- способствовать более полному развитию личности подготовка его к жизни.
3 этап – итоговый.
- завершение создания развивающей предметно – пространственной среды в группе, отвечающей современным требованиям;
- подведение итогов – определение задач для новых проектов;
- изготовление фотоколлажа «Было – стало» по развивающей предметно – пространственной среде в группе;
- презентация проекта.
Результативность
Опыт работы показывает, что именно в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Формы организации детей и примерно содержание работы по двум возрастам на примере сюжетно-ролевой игры Магазин.
Форма организации | Средний возраст | Старший возраст | |
НОД | Мы идем в магазин | Что такое магазин | |
Цель: совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам, воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к окружающим. | Цель: расширять представления детей о разных видах магазинов, совершенствовать представления о способах классификации предметов, познакомить с правилами поведения в магазинах. | ||
Экскурсия и прогулки. | Экскурсия в овощной магазин. Цель: закрепить знания в овощах и фруктах; воспитывать аккуратность и бережное отношение к окружающему; формировать правила и нормы поведении в общественных местах; умение общаться с людьми. Экскурсия в магазин. Цель: познакомить детей с трудом работников магазина; воспитывать у детей чувства уважения к людям. | Экскурсия в магазин. Цель: закрепить знания о разнообразии товара; формировать культуру поведения в общественных местах; развивать речевое общение детей. Экскурсия в аптеку. Цель: закрепить знания об особенностях товара, которые продаются в аптеке. | |
Беседы. | Откуда овощи пришли на прилавок. Какие магазины вы посещали с мамой. Цель: расширить представления о разнообразии товаров; учить правилам поведения и умению общаться с людьми. | Игра. «Профессия – продавец». Какие магазины бывают. Цель: закрепить знания о предметах окружения: познакомить детей с правилами поведения в разных ситуациях. | |
Развивающие игры. | Что продается в магазинах. Овощи. Фрукты. Посуда. Игрушки. | Что продается в магазинах. Детский мир. Дом обуви. Бегемот. Кораблик. Хлебный магазин. Что где продается – одежда игрушки, обувь, мебель, хлеб. | |
Художественная литература. | С. Михалков «Вот какой рассеянный». В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | К. Чуковский «Муха-Цокотуха». П. Ершов «Конек-Горбунок» | |
Праздники и развлечения. | Ярмарка товаров. Викторина «Что продают в магазинах» | Ярмарка товаров. Викторина «Что покупаем в магазинах» | |
Опытно – исследовательская деятельность. | Покупка товаров в зависимости от события, праздника (конфеты, шарики, платья, лекарства и т.д.) | Покупка товаров на день рождения (торт, свечи, колпачки для игр) | |
Продуктивная деятельность. | Лепка - фрукты, овощи, хлебные продукты. Аппликация – украсим валенки, башмачки, украсим шляпку, шарфики. Рисование. «Мои любимые игрушки» | Лепка – в магазин привезли овощи и фрукты. Аппликация – посуда, праздничные костюмы, ваза с цветами и фруктами. | |
Заключение
Игра – одно из незаменимых средств детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. Воспитатель должен стремиться к созданию в процессе игровой деятельности активной самостоятельной личностной позиции каждого ребенка, предупреждать пассивность, добиваться того, чтобы в процессе игры ребенок не пребывал в роли наблюдателя чужих действий и поступков.
Необходимо продолжить работу по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми через интеграцию образовательных областей.
Работа по реализации проекта позволит нам создать условия для более благоприятного развития детей, развитие социально – коммуникативных навыков и умений в процессе игровой деятельности, окажет положительное влияние ребенка в мир взрослых и сверстников.
Список литературы
- Губанова, Н.Ф. развитие игровой деятельности. [Текст]/ Н.Ф.Губанова.-М.,2009г.
- Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст]/Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина. - Ярославль, 1996 – 234 с.
- Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников. [Текст]/Г.П.Лаврентьева. – Киев, 1998. – 213 с.
- Новоселова, д.С.Л. Игра дошкольника [Текст]/Под ред.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для воспитателей "Педагогические условия для социально - личностного развития дошкольников"
Формы,методы, приёмы, средства....для развития социальных навыков у дошкольников....
Презентация "Педагогические условия для социально - личностного развития дошкольников"
Формы, методы, приёмы, средства, материалы...для социального развития дошкольников...
Игры и упражнения, способствующие социально - личностному развитию дошкольников
Материал полезен для деятельности педагогов ДОУ и учителей начальной школы...
"Союжетно - ролевая игра как форма организации социально - личностного развития дошкольников в условиях ДОО"
Теоритическое обоснование сюжетно - ролевой игры как формы социально -личностного развития дошкольников....
Игра-драматизация как средство социально-личностного развития дошкольников
Материал из опыта работы по теме "Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций"...
Выступление на семинаре "Социально-личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности" Тема:" Методы личностного развития дошкольников"
Выступление на семинаре: "Методы личностного развития дошкольников"...
Сюжетно-ролевая игра это как средство социально-личностного развития дошкольников.
quot;Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить." А. М. Горький...