Использование игры «Конструктор эмоций» в социально-личностном развитии детей
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktor_emotsiy.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игры «Конструктор эмоций»
в социально-личностном развитии детей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования (п.2.6) главной задачей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Наш детский сад работает по социально-личностному развитию и, чтобы реализовать задачи по этому направлению, я использую игру «Конструктор эмоций».
Игра состоит из следующих элементов:
- шаблон - основание для лица
- детали для составления гримас человека, характеризующие эмоции: 6 пар бровей; 6 пар глаз, 6 схематично изображенных губ; нос, слезки
- 6 карточек – образцов для знакомства и сборки
- 2 игральных кубика.
Автор игры – Светлана Шапошникова с интернет-сайта Shop.amelica.com!
Цель: формирует умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Задачи: - способствует развитию конструктивных умений;
- формирует социальную и эмоциональную сферу ребёнка;
- развивает фантазию, воображение; мелкую моторику;
- развивает пространственное и логическое мышления;
- развивает монологическую и диалогическую речь детей.
Игра предназначена для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Эту игру можно использовать как дополнительный материал к непосредственно образовательной деятельности. Она также может использоваться для самостоятельной и совместной игровой деятельности детей.
Данная игра познакомит ребенка с шестью эмоциональными состояниями: радость, печаль, злость, удивление, страх, пренебрежение.
Вариантов игры может быть очень много, дети могут играть как по одному, так и в парах, также группами.
Я работаю с детьми младшей группы. Для них задания должны быть по проще.
1. Знакомство с карточками-образцами.
Сначала изучаем карточку, рассказываем какое эмоциональное состояние изображено на картинке.
2. Игра «Покажи на себе».
Затем перед ребенком выкладываем шаблон лица, части лица и 1 карточку с образцом. Рассматриваем образец и вместе с детьми пробуем изобразить эту эмоцию на своем лице.
Можно поставить перед ребенком зеркало и предложить ему сделать это выражение лица.
3. Игра «Собиралки».
Составляем из деталей «конструктора эмоций» по образцу эту эмоцию.
Так изучаем все 6 эмоций.
Далее детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них печаль, радость, удивление, страх и т. п.
2. Игра «Придумай историю». (младший, средний возраст)
- Ребенку предлагается собрать какую - либо эмоцию и обсудить, почему у героя такое настроение, придумать историю. (Что у него случилось, какая история произошла?).
- Либо воспитатель начинает, а дети заканчивают:
(Настя после болезни возвращается в детский сад. Что она может почувствовать?)
- Дальше можно создать проблемную ситуацию: как помочь герою сменить ту или иную эмоцию? (печаль на радость и страх на удивление и т.д.)
(Как мы можем ее порадовать?)
(Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь) Пусть ребенок предложит волшебнику, что надо делать, чтобы дети перестали плакать.
Придумайте историю с таким началом:
- К нам пришел слон…
- Над городом поплыли облака, а с них спускаются веревки (сыплются конфеты, падают рыбы…)
- Волшебник поменял все вывески над магазинами…
- Утром из крана потек апельсиновый сок (любой другой, какой любит ребенок, молоко…)
Здесь также можно два варианта: просто перекладываем части лица, а затем придумать историю, либо сначала придумываем историю и перекладываем части лица.
- Игра проводится в паре. Дети совместно сочиняют историю и выкладывают необходимую эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком. (играть со взрослыми)
- Также пара придумывает историю, а дети выкладывают эмоцию, которая подходит к истории. (старший возраст)
3. Игра «Послушай и собери» (все возраста)
Детям предлагается послушать литературные произведения – рассказы, стихи, сказки, в которых прорабатывается та или иная эмоция. Прослушав, дети со взрослым обсуждают прочитанное, разговаривают о тех чувствах, которые испытывали герои и после этого с помощью «Конструктора эмоций» собирают отмеченную эмоцию.
Например: отрывок и из стихотворения Т. Шорыгиной: «Не хочу быть трусом»:
Я боюсь признаться маме,
Что разбил кувшин с цветами.
Весь от страха я трясусь,
Я, наверно, просто трус!
Т. А. Шорыгина «Мне купили самокат»
… Я позвал во двор ребят,
Взял сестру и братца-
Будем все кататься!
Дал Сереже и Алеше,
Дал Андрею, Кате, Гоше,
Пусть порадует ребят
Серебристый самокат
Мы играли очень дружно –
Радостью делиться нужно.
Примерный список литературных произведений, которые познакомят детей с той или иной эмоцией.
Работа с эмоцией печали: Остер «Вредные советы»; Р. н. с. «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Краденое солнце»:
Работа с эмоцией удивления: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; Д. Хармс «Что это было?»; Н. Носов «Живая шляпа»; В. Сутеев «Под грибком»; Н. Екимова «Облака».
Работа с эмоцией страха: О. Князева «Веселые, грустные»; А. Кушнир «Что в углу?»; Г. Семенов «Счастливая ошибка»; Е. Пермяк «Самое страшное».
Работа с эмоцией радости: К. Ушинский «Четыре желания»; Е. Благинина «Вот какая мама!»; К. Чуковский «Краденое солнце».
Работа с эмоцией гнева: К. Чуковский «Краденое солнце»; В. Викторов «Хмурый орел».
Работа с эмоцией горе: И. Токмакова «Мне грустно»
С кубиком.
1. Бросаем кубик, определяем какая часть эмоции изображена на верхней стороне.
Ведущий: "Я желаю, чтобы ты
-изобразил такую же эмоцию
-сказал с данной эмоцией фразу ("Здравствуйте ","Сегодня дождь»)
-назвал сказочного героя, переживавшего такие эмоции
-изобрази эмоцию так, чтобы мы угадали её. (играем со взрослыми)
2. Игра «Лото эмоций».
Игроков может быть от 1 до 6. Шаблоны лица и детали для составления нужны по числу игроков Детали для составления гримас располагаются в доступном для каждого игрока месте. Карточки шаблоны эмоций перемешиваем и переворачиваем картинками вниз. Каждый из игроков берет себе 1 карточку и игроки по очереди кидают 2 кубика сразу. Если на кубиках выпадают части лица соответствующие эмоции на карточке игрока, он выкладывает их на свой шаблон. Затем очередь кидать кубики переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первым выложит на своем шаблоне лица соответствующую гримасу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры
Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...
Развитие социально – личностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Консультация для родителей...
"Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности" - долгосрочный совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФК.
Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Создание условий для...
Внедрение новых педагогических технологий с использованием комплекса развивающих игр для социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Социализация детей на сегодняшний день – это процесс, нацеленный на комфортное вхождение ребенка в современную социокультурную среду, воспитание человека способного к саморазвитию, постоянному с...
Игры и упражнения, способствующие социально - личностному развитию детей
Игры и упражнения, способствующие социально - личностному развитию детей...