"Союжетно - ролевая игра как форма организации социально - личностного развития дошкольников в условиях ДОО"
статья (средняя группа) по теме
Теоритическое обоснование сюжетно - ролевой игры как формы социально -личностного развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сюжетно - ролевая игра - форма социально - личностного развития дошкольников | 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Сюжетно – ролевая игра как форма организации социально – личностного развития дошкольников в условиях ДОО»
Воспитатель Лебедева Лариса Юрьевна, высшая квалификационная категория, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»
Введение……………………………………………………………………
- Основная часть.
Теоретическое обоснование сюжетно – ролевой игры как формы организации социально – личностного развития дошкольников в условиях ДОО
- Практическая часть.
2.1. Планирование работы по реализации практико – значимой работы.
III. Заключение.
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить»
А. М. Горький.
Актуальность: Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг, себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Цель работы: сюжетно – ролевая игра как форма организации социально – личностного развития дошкольников в условиях ДОО.
Задачи:
- Изучение и анализ научно – методической, нормативно – правовой литературы по ФГОС ДО.
- Создание благоприятных условий для сюжетно – ролевой игры как формы организации социально – личностного развития дошкольников в условиях ДОО.
- Разработка тематического планирования по сюжетно – ролевой игре с детьми средней группы.
- Проектирование социально – игровых ситуаций и внедрение их в игровую деятельность.
- Анализ, результативность, перспективность развития дошкольников через сюжетно – ролевую игру.
Практическая значимость:
- Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
- Игра - один из видов человеческой деятельности.
- Игра - самовыражение человека, способ совершенствования.
- Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
- Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Материалы данной работы направлены на детей среднего дошкольного возраста как форма социально-личностного развития дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и данной работы могут использоваться педагогами в своей педагогической деятельности, на родительских собрания на семинары.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В Федеральных государственных образовательных стандартах в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему в пункте 2.6. о содержании Программы сказано, что оно «должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности». Первым указано социально-коммуникативное развитие, которое «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». И главным помощником является сюжетно – ролевая игра как форма организации социально – личностного развития дошкольников в условиях ДОО.
- Что такое сюжетно – ролевая игра?
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно дать определение игры.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Игра - самовыражение человека, способ совершенствования.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
Игра, которую принято называть «спутником детства», для детей составляет главное содержание жизни, выступает ведущей деятельностью, тесно переплетается с трудом и учением. В игру привлекаются все стороны личности; ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство социально – личностного развития.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры для ребенка – дошкольника.
- Что дает право называть сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью?
Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, чувства и переживания подлинные и искренние. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя смелым пилотом, отважным моряком, который не боится трудностей и опасностей, по-настоящему гордится своей победой.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают тему игры, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такого обусловленного поведения, как в игре. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания и опыт, полученные в детском саду и дома, в игре находят практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события из жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему говорили и читали; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятными.
Игра — это импровизация. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств его реализации. Сколько требуется выдумки, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое оборудование для этого подготовить! Дети играют для себя, выражают свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.
Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ: надевает белый фартучек и косынку, чтобы «печь» печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а наводя порядок на участке, становится дворником.
Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребенок начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную роль, малыш создает особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое в сюжетно-ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый.
- Чему обучается ребенок в сюжетно-ролевой игре?
- Эмоционально вживаться, «врастать» в социальный мир взрослых людей.
- Проживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
- Осознавать свое реальное место среди других людей.
Роль позволяет ребенку посмотреть на себя со стороны, делает видимым для него реальное положение среди взрослых и сверстников.
- Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
- Уважать себя и верить в себя.
Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра — это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых — закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
Кроме того, каждый из детей в любой момент своей жизни должен быть уверен в том, что родители и воспитатели любят и уважают его, несмотря на его неудачи и плохое поведение. Драчливого и непокорного ребенка любят точно так же, как общительного и дружелюбного. Это важнейшее условие развития.
- Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
Игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Это способствует мобилизации сил, творческой энергии, раньше не находившей выхода. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
- Свободно выражать в игре свои чувства, эмоции.
Часто дети, стремясь угодить родителям или воспитателю, стараются не обнаружить чувства, желания, к которым отрицательно относится взрослый. Это самым пагубным образом отражается на игре. Ребенок, живущий под постоянным, неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен, для того чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому, для того чтобы ребенок вел себя естественно, взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
- Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.
Дети говорят сами с собой на языке эмоций. У них нет еще развернутой внутренней речи, и поэтому им нужно время, чтобы, играя, поговорить с собой.
- Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
- Делать выбор.
Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Этапы работы:
- Организационный (август)
- изучение и анализ научно – методической литературы;
- создание условий для моделирования игровой социальной ситуации (предметно – развивающая среда);
- тематическое планирование;
- определение направления деятельности (режимные моменты, самостоятельная деятельность, взаимодействие взрослого и ребенка).
- Содержательный (сентябрь – апрель)
- моделирование игровой ситуации и привлечение детей в игру;
- создание игровых центров «Семья», «Здоровье», «Минимаркет», «Салон красоты», «Транспорт», «Строительство» и др.
- объяснение правил игры, распределение ролей в игровой ситуации, наблюдение за игрой.
- Результативный (май)
- анализ работы, перспективность социально – личностного развития ребенка через сюжетно – ролевую игру.
- Реализация работы.
Названия игр | Содержание игровых навыков и умений |
Сентябрь | |
«Семья» | Мама готовит еду, кормит дочку и папу. Дочка заболела. Папа везет дочку с мамой в поликлинику |
«Поликлиника» | Мама приводит дочку к врачу. Врач принимает больных, спрашивает, где болит, прослушивает, измеряет температуру, назначает лечение |
Октябрь | |
«Семья» | Мама стирает и гладит бельё, готовит еду, идет с дочкой в кукольный театр |
«Кукольный театр» | Показ детьми знакомой сказки в детском саду |
«Овощной магазин» | В магазине продаются овощи и фрукты. Продавец взвешивает продукты, покупатели вежливо разговаривают с продавцом, называют нужные им овощи и фрукты |
Ноябрь | |
«Семья» | Мама готовит обед, кормит дочку. Дочка заболела, мама вызывает врача . |
«Поликлиника» | Врач приходит к больной девочке, осматривает ее, измеряет температуру, прослушивает, выписывает лекарства. Мама покупает лекарства в аптеке |
«Салон красоты» | Работают мужской и женский залы. Мастера стригут, бреют, моют голову, причесывают клиентов. Они вежливы и внимательны |
Декабрь | |
«Семья» | Мама с дочкой наряжают елку. Мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей |
«Транспорт, строительство» | Шоферы берут машину, заправляют ее бензином, ездят осторожно, чтобы не наехать на людей, возят материалы на строительство. Строители строят гараж |
«Поликлиника» | Врач принимает больных в поликлинике: осматривает горло, прослушивает, измеряет температуру, выписывает рецепт. Медсестра делает уколы |
Январь | |
«Семья» | В гости приехала бабушка на день рождения внучки. Мама, покупает в магазине конфеты, еду, готовит обед. В семье отмечают день рождения дочки: накрывают праздничный стол, дарят подарки, читают стихи |
«Транспорт» | По улице ездят разные машины, возят грузы. Заправляют машины бензином, ставят в гараж. Пожарные приезжают на пожарной машине, тушат пожар, спасают людей |
Февраль | |
«Магазин посуды» | В магазине продаются кухонная, чайная, стоповая посуда и столовые приборы. Продавец предлагает товары, рассказывает об их назначении. Покупатели просят показать посуду, покупают, платят деньги |
«Транспорт» | Водители ездят на разных машинах: легковых, грузовых, такси, скорой помощи, пожарных, соблюдают правила дорожного движения. Водитель автобуса объявляет остановки. Пассажиры заходят в автобус, оплачивают проезд, вежливы и внимательны к другим пассажирам |
«Театр» | Строители возводят здание театра. Артисты репетируют концерт для солдат. Билетер проверяет билеты, рассаживает зрителей. Артисты читают стихи, поют песни, танцуют |
Март | |
«Скорая помощь» | Врач приезжает на машине скорой помощи, осматривает, прослушивает, делает укол, выписывает рецепт на лекарство |
«Детский сад». | Воспитатель встречает детей, играет с ними в подвижные игры, проводит музыкальное занятие: поет песни, танцует |
«Семья» | Праздник 8 Марта. Дети готовят подарки, поздравляют маму и бабушку. Мама накрывает праздничный стол. Дети читают стихи, поют песни |
Апрель | |
«Детский сад» | Субботник в детском саду. Дети, родители и воспитатели убирают участок, потом играют в подвижные игры |
«Поликлиника» | Родители приводят детей к врачу. Он осматривает детей, измеряет рост и вес, прослушивает фонендоскопом, выписывает рецепт на лекарства. Медсестра смазывает ранки, бинтует их |
«Аптека» | Родители и дети приходят в аптеку, покупают лекарства, бинты, термометр |
«Минимаркет» | Открылся новый магазин с разными отделами («Дикси», «Метро»). Продавцы предлагают разные товары. Покупатели приобретают продукты, игрушки, посуду |
Май | |
«Детский сад» | Весенний праздник. Дети поют песни, читают стихи, танцуют. Музыкальный руководитель аккомпанирует на пианино, воспитатель проводит игры |
«Семья» | Поездка в лес на пикник. Родители и дети готовят бутерброды, едут в лес, играют в лесу, любуются природой |
«Транспорт» | Водитель готовит автобус к поездке, заправляет бензином, проверяет колеса, везет людей в лес, соблюдая правила дорожного движения |
Июнь - август | |
«Минимаркет» | В магазине открылись отделы одежды и обуви. Покупатели с детьми подходят к разным отделам, выбирают товар, вежливо разговаривают с продавцами |
«Кафе» | Повара закупили продукты в магазине, готовят еду, кормят посетителей |
«Ветеринарная лечебница» | Люди приводят и приносят больных животных в лечебницу. Ветеринар лечит животных: осматривает, ставит грелку, назначает лекарства, делает уколы |
«Аптека» | Больные приходят за лекарством, рассматривают витрину, выбирают лекарство, отращивают его у провизора или показывают рецепт. Провизор ищет нужное лекарство, получает деньги и выдает лекарство жителям. В аптеке продаются мази, микстура, таблетки, средства ухода за больными |
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются социально – личностные стороны ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством развития дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] /М., 2014г.
- Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Н.Е. Веракса. – М., 2010г.
- Голицина, Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. [Текст]/ – М., 2012г.
- Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]/. Н. В. Краснощекова – Ростов н/Д, 2010.
- Недоспасова, В. А. Растем играя: Сред, и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей [Текст]/. В. А. Недоспасова. — М.: Просвещение, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-личностное развитие дошкольников в условиях совместной деятельности
Одним из основных направлений работы ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными требованиями является социально-личностное воспитание дошкольников. В статье рассказывается о том, как происходи...
Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО
В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...
Выступление на семинаре "Социально-личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности" Тема:" Методы личностного развития дошкольников"
Выступление на семинаре: "Методы личностного развития дошкольников"...
Особенности организации деятельности по социально-личностному развитию дошкольника в условиях ФГОС
Статья помогает воспитателю организовывать работу по социльно-личностному развитию дошкольников в условиях ФГОС...
Семинар-практикум "Социально-личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности"
Семинар-практикум...
Сюжетно-ролевая игра это как средство социально-личностного развития дошкольников.
quot;Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить." А. М. Горький...
"Инновационные подходы к организации социально – личностного развития дошкольников"
Инновационные подходы к организации социально – личностного развития дошкольников...