"Союжетно - ролевая игра как форма организации социально - личностного развития дошкольников в условиях ДОО"
статья (средняя группа) по теме

Лебедева Лариса Юрьевна

Теоритическое обоснование сюжетно - ролевой игры как формы социально -личностного развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Сюжетно – ролевая игра как форма организации социально – личностного развития дошкольников в условиях ДОО»

Воспитатель Лебедева Лариса Юрьевна, высшая квалификационная категория,  Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»

Содержание

Введение……………………………………………………………………

  1. Основная часть.

Теоретическое обоснование  сюжетно – ролевой игры как формы организации социально – личностного развития дошкольников в условиях ДОО

  1. Практическая часть.

2.1. Планирование работы по реализации  практико – значимой работы.

III. Заключение.

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

«Игра — путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить»

А. М. Горький.

Актуальность: Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг, себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Цель работы:  сюжетно – ролевая игра как форма организации социально – личностного развития дошкольников в условиях ДОО.

Задачи:

  1. Изучение и анализ научно – методической, нормативно – правовой литературы по ФГОС ДО.
  2. Создание благоприятных условий  для  сюжетно – ролевой игры как формы организации социально – личностного развития дошкольников в условиях ДОО.
  3. Разработка тематического планирования по сюжетно – ролевой игре с детьми средней группы.
  4. Проектирование социально – игровых ситуаций и внедрение их в игровую деятельность.
  5. Анализ, результативность, перспективность развития дошкольников через сюжетно – ролевую игру.

Практическая  значимость:

  • Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
  • Игра - один из видов человеческой деятельности.
  • Игра - самовыражение человека, способ совершенствования.
  • Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
  • Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Материалы  данной  работы направлены на детей среднего дошкольного возраста как форма социально-личностного развития дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и данной  работы  могут использоваться  педагогами  в  своей  педагогической  деятельности,  на  родительских  собрания  на  семинары.

  1. ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

В Федеральных государственных образовательных стандартах в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему в пункте 2.6. о содержании Программы сказано, что оно «должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности». Первым указано социально-коммуникативное развитие, которое «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». И главным помощником является сюжетно – ролевая игра как форма организации социально – личностного развития дошкольников в условиях ДОО.

  1. Что такое сюжетно – ролевая игра?

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно дать определение игры.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игра - самовыражение человека, способ совершенствования.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Игра, которую принято называть «спутником детства», для детей составляет главное содержание жизни, выступает  ведущей деятельностью, тесно переплетается с трудом и учением. В игру привлекаются все стороны личности; ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство социально – личностного развития.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры для ребенка – дошкольника.

  1. Что дает право называть сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью?

Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, чувства и переживания подлинные и искренние. Ребенок  знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя смелым  пилотом, отважным моряком, который не боится трудностей и опасностей, по-настоящему гордится своей победой.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают тему игры, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такого обусловленного поведения, как в игре. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания и опыт, полученные в детском саду и дома, в игре находят практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события из жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему говорили и читали; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятными.

Игра — это импровизация. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств  его реализации. Сколько требуется выдумки, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое оборудование для этого подготовить! Дети  играют для себя, выражают свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ: надевает белый фартучек и косынку, чтобы «печь» печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а наводя порядок на участке, становится дворником.

Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребенок  начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную роль, малыш создает особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое в сюжетно-ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый.

  1. Чему обучается ребенок в сюжетно-ролевой игре?
  • Эмоционально вживаться, «врастать» в социальный мир взрослых людей.
  • Проживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
  • Осознавать свое реальное место среди других людей.

Роль позволяет ребенку посмотреть на себя со стороны, делает видимым для него реальное положение среди взрослых и сверстников.

  • Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
  • Уважать себя и верить в себя.

Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра — это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых — закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

Кроме того, каждый из детей в любой момент своей жизни должен быть уверен в том, что родители и воспитатели любят и уважают его, несмотря на его неудачи и плохое поведение. Драчливого и непокорного ребенка любят точно так же, как общительного и дружелюбного. Это важнейшее условие развития.

  • Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

Игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Это способствует мобилизации сил, творческой энергии, раньше не находившей выхода. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

  • Свободно выражать в игре свои чувства, эмоции.

Часто дети, стремясь угодить родителям или воспитателю, стараются не обнаружить  чувства, желания, к которым отрицательно относится взрослый. Это самым пагубным образом отражается на игре. Ребенок, живущий под постоянным, неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен, для того чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому, для того чтобы ребенок вел себя естественно, взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

  • Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

Дети говорят сами с собой на языке эмоций. У них нет еще развернутой внутренней речи, и поэтому им нужно время, чтобы, играя, поговорить с собой.

  • Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

  • Делать выбор.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

  1. Этапы работы:
  1. Организационный (август)
  • изучение и анализ научно – методической литературы;
  • создание условий для моделирования игровой социальной ситуации (предметно – развивающая среда);
  • тематическое планирование;
  • определение направления деятельности (режимные моменты, самостоятельная деятельность, взаимодействие взрослого и ребенка).
  1. Содержательный (сентябрь – апрель)
  • моделирование игровой ситуации и привлечение детей в игру;
  • создание игровых центров «Семья», «Здоровье», «Минимаркет», «Салон красоты», «Транспорт», «Строительство» и др.
  • объяснение правил игры, распределение ролей в игровой ситуации, наблюдение за игрой.
  1. Результативный (май)
  • анализ работы, перспективность социально – личностного развития ребенка через сюжетно – ролевую игру.
  1. Реализация работы.

Названия  игр

Содержание игровых навыков и умений

Сентябрь

«Семья»

Мама готовит еду, кормит дочку и папу. Дочка заболела. Папа везет дочку с мамой в поликлинику

«Поликлиника»

Мама приводит дочку к врачу. Врач принимает больных, спрашивает, где болит, прослушивает, измеряет температуру, назначает лечение

Октябрь

«Семья»

Мама стирает и гладит бельё, готовит еду, идет с дочкой в кукольный театр

«Кукольный театр»

Показ детьми знакомой сказки в детском саду

«Овощной магазин»

В магазине продаются овощи и фрукты. Продавец взвешивает продукты, покупатели вежливо разговаривают с продавцом, называют нужные им овощи и фрукты

Ноябрь

«Семья»

Мама готовит обед, кормит дочку. Дочка заболела, мама вызывает врача .

«Поликлиника»

Врач приходит к больной девочке, осматривает ее, измеряет температуру, прослушивает, выписывает лекарства. Мама покупает лекарства в аптеке

«Салон красоты»

Работают мужской и женский залы. Мастера стригут, бреют, моют голову, причесывают клиентов. Они вежливы и внимательны

Декабрь

«Семья»

Мама с дочкой наряжают елку. Мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей

«Транспорт, строительство»

Шоферы берут машину, заправляют ее бензином, ездят осторожно, чтобы не наехать на людей, возят материалы на строительство. Строители строят гараж

«Поликлиника»

Врач принимает больных в поликлинике: осматривает горло, прослушивает, измеряет температуру, выписывает рецепт. Медсестра делает уколы

Январь

«Семья»

В гости приехала бабушка на день рождения внучки. Мама, покупает в магазине конфеты, еду, готовит обед. В семье отмечают день рождения дочки: накрывают праздничный стол, дарят подарки, читают стихи

«Транспорт»

По улице ездят разные машины, возят грузы. Заправляют машины бензином, ставят в гараж. Пожарные приезжают на пожарной машине, тушат пожар, спасают людей

Февраль

«Магазин посуды»

В магазине продаются кухонная, чайная, стоповая посуда и столовые приборы. Продавец предлагает товары, рассказывает об их назначении. Покупатели просят показать посуду, покупают, платят деньги

«Транспорт»

Водители ездят на разных машинах: легковых, грузовых, такси, скорой помощи,  пожарных, соблюдают правила дорожного движения. Водитель автобуса объявляет остановки. Пассажиры заходят в автобус, оплачивают проезд, вежливы и внимательны к другим пассажирам

«Театр»

Строители возводят здание театра. Артисты репетируют концерт для солдат. Билетер проверяет билеты, рассаживает зрителей. Артисты читают стихи, поют песни, танцуют

Март

«Скорая помощь»

Врач приезжает на машине скорой помощи, осматривает, прослушивает, делает укол, выписывает рецепт на лекарство

«Детский сад».

Воспитатель встречает детей, играет с ними в подвижные игры, проводит музыкальное занятие: поет песни, танцует

«Семья»

Праздник 8 Марта. Дети готовят подарки, поздравляют маму и бабушку. Мама накрывает праздничный стол. Дети читают стихи, поют песни

Апрель

«Детский сад»

Субботник в детском саду. Дети, родители и воспитатели убирают участок, потом играют в подвижные игры

«Поликлиника»

Родители приводят детей к врачу. Он осматривает детей, измеряет рост и вес, прослушивает фонендоскопом, выписывает рецепт на лекарства. Медсестра смазывает ранки, бинтует их

«Аптека»

Родители и дети приходят в аптеку, покупают лекарства, бинты, термометр

«Минимаркет»

Открылся новый магазин с разными отделами («Дикси», «Метро»). Продавцы предлагают разные товары. Покупатели приобретают продукты, игрушки, посуду

Май

«Детский сад»

Весенний праздник. Дети поют песни, читают стихи, танцуют. Музыкальный руководитель аккомпанирует на пианино, воспитатель проводит игры

«Семья»

Поездка в лес на пикник. Родители и дети готовят бутерброды, едут в лес, играют в лесу, любуются природой

«Транспорт»

Водитель готовит автобус к поездке, заправляет бензином, проверяет колеса, везет людей в лес, соблюдая правила дорожного движения

Июнь - август

«Минимаркет»

В магазине открылись отделы  одежды и обуви. Покупатели с детьми подходят к разным отделам, выбирают товар, вежливо разговаривают с продавцами

«Кафе»

Повара закупили продукты в магазине, готовят еду, кормят посетителей

«Ветеринарная лечебница»

Люди приводят и приносят больных животных в лечебницу. Ветеринар лечит животных: осматривает, ставит грелку, назначает лекарства, делает  уколы

«Аптека»

Больные  приходят  за  лекарством, рассматривают витрину, выбирают лекарство, отращивают его у провизора или показывают рецепт. Провизор ищет нужное лекарство, получает деньги и выдает лекарство жителям. В аптеке продаются мази, микстура, таблетки, средства ухода за больными

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются социально – личностные стороны ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством развития дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] /М., 2014г. 
  3. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Н.Е. Веракса. – М., 2010г.
  4. Голицина, Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. [Текст]/ – М., 2012г.
  5.  Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]/. Н. В. Краснощекова – Ростов н/Д, 2010.
  6. Недоспасова, В. А. Растем играя: Сред, и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей [Текст]/. В. А. Недоспасова. — М.: Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-личностное развитие дошкольников в условиях совместной деятельности

Одним из основных направлений работы ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными требованиями является социально-личностное воспитание дошкольников. В статье рассказывается о том, как происходи...

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО

В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...

Особенности организации деятельности по социально-личностному развитию дошкольника в условиях ФГОС

Статья помогает воспитателю организовывать работу по социльно-личностному развитию дошкольников в условиях ФГОС...

Сюжетно-ролевая игра это как средство социально-личностного развития дошкольников.

quot;Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить." А. М. Горький...

"Инновационные подходы к организации социально – личностного развития дошкольников"

Инновационные подходы к организации социально – личностного развития дошкольников...