Программа духовно-нравственного воспитания "Прикоснись к подвигу сердцем"
рабочая программа по теме
Программа разработана для школьников, но она уникальна тем, что ее можно адаптировать для любого возраста, в том числе и для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_monitoring.rar | 137.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг духовно-нравственной воспитанности учащихся 13-15 лет с ограниченными возможностями здоровья.
На основе результатов детского опроса и анкетирования родителей: «Что бы Вы (Ваши дети) хотели узнать (должны знать) о Великой Отечественной войне», проходящих в рамках Программы-модуля «Прикоснись к подвигу сердцем!», с целью выявления необходимости и актуальности разработанной программы, были определены основные направления работы.
Дети и родители хотели бы знать:
- вклад членов моей семьи в Победу над врагом;
- своих родственников, воевавших или трудившихся в тылу в годы войны;
- имена героев - земляков, давшие названия улицам нашего города, района;
- историю Родины, города, района, связанную с периодом Великой Отечественной войны;
- историю памятника на площади Славы (пьедестал с танками);
- героев-земляков и исторические места города, района, связанные с боевыми событиями;
- ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, живущих рядом с нами;
- историческое значение дня Победы: 9 Мая 1945 года;
- места расположения и историю мемориалов и монументов, посвященных бойцам фронта и труженикам тыла.
Одним словом актуальность разработанной программы была очевидна.
Для этого необходимо было выявить сформированный уровень развития духовно нравственных качеств у школьников с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет и выяснить категориальную структуру духовности и нравственности. В диагностике приняли участие школьники инициативной группы.
Мониторинг духовно-нравственной воспитанности, в рамках реализации Программы «Прикоснись к подвигу сердцем!», включал в себя несколько методик, которые проводились с учащимися в начале и в конце учебного года.
- диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности школьников (в которой было выделено 10 базовых категорий);
- методика М. И. Шиловой «Уровни нравственной воспитанности»;
- процентное соотношение количества вовлеченных в проект участников (школьников, родителей, педагогов, ветеранов).
- Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет
В самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми, учитывая психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мужество, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.
Затем школьникам предлагалось пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 24 учащихся (5 девочек и 19 мальчиков). Опрос проводился индивидуально.
Объяснили все понятия 8 человек (2 девочки и 6 мальчиков). Итак, школьникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее: «милосердие», «справедливость».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».
Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.
Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.
Статистика ответов учащихся в сентябре 2009 года представлена в табл. 1.
Таблица №1
Понятия | Объяснили | Не объяснили | ||||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | |||||
Кол. | % | Кол. | % | Кол. | % | Кол. | % | |
1. Счастье | 4 | 80 | 15 | 78.9 | 1 | 20 | 4 | 21.1 |
2. Свобода | 4 | 80 | 13 | 68.4 | 1 | 20 | 6 | 31.6 |
3.Мужество | 4 | 80 | 11 | 57.9 | 1 | 20 | 8 | 42.1 |
4. Справедливость | 3 | 60 | 11 | 57.9 | 2 | 40 | 8 | 42.1 |
5. Дружба | 5 | 100 | 16 | 84.2 | 0 | 0 | 3 | 15.8 |
6. Добро | 5 | 100 | 15 | 78.9 | 0 | 0 | 4 | 21.1 |
7. Зло | 5 | 100 | 15 | 78.9 | 0 | 0 | 4 | 21.1 |
8. Милосердие | 2 | 40 | 7 | 36.8 | 3 | 60 | 12 | 63.2 |
9. Долг | 3 | 60 | 9 | 47.3 | 2 | 40 | 10 | 52.7 |
10. Вина | 3 | 60 | 14 | 73.7 | 2 | 40 | 5 | 26.8 |
Средний показатель: | 5 | 76% | 19 | 66.3% | 5 | 24% | 19 | 33,7% |
В течение 2009-2010 учебного года инициативная группа в количестве 24 школьников (5 – девочек и 19 – мальчиков) принимала активное участие в реализации Программы-модуля «Прикоснись к подвигу сердцем!». По истечении срока реализации программы этим же детям было предложено объяснить 10 понятий из определенных ранее категорий. Результаты ответов представлены в таблице №2.
Статистика ответов учащихся в мае 2010 года представлена в табл. 2.
Таблица №2
Понятия | Объяснили | Не объяснили | ||||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | |||||
Кол. | % | Кол. | % | Кол. | % | Кол. | % | |
1. Счастье | 5 | 100 | 17 | 89.4 | 0 | 0 | 2 | 10.6 |
2. Свобода | 4 | 80 | 16 | 83.2 | 1 | 20 | 3 | 16.8 |
3.Мужество | 4 | 80 | 17 | 89.4 | 1 | 20 | 2 | 10.6 |
4. Справедливость | 3 | 60 | 16 | 83.2 | 2 | 40 | 3 | 16.8 |
5. Дружба | 5 | 100 | 19 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6. Добро | 5 | 100 | 19 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7. Зло | 5 | 100 | 19 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 |
8. Милосердие | 4 | 80 | 16 | 83.2 | 1 | 20 | 3 | 16.8 |
9. Долг | 5 | 100 | 17 | 89.4 | 2 | 0 | 2 | 10.6 |
10. Вина | 4 | 80 | 16 | 83.2 | 2 | 20 | 3 | 16.8 |
Средний показатель: | 5 | 88% | 19 | 90.1% | 5 | 12% | 19 | 9.9% |
Нагляднее проследить уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет, который был сформирован в рамках реализации Программы-модуля «Прикоснись к подвигу сердцем!» можно на представленной гистограмме №1.
Гистограмма №1. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет
Внимательно рассмотрев данные таблиц и гистограммы можно сделать вывод, что в ходе проделанной работы учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, на примерах подвигов героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., мужества и героизма тружеников тыла, поступков родственников, прошедших войну, более четко и правильно раскрывали понятия «добро», «зло», «долг», «вина», «дружба». В каждое из понятий учащиеся вкладывали несколько иной смысл, чем в начале проекта, который был более правильный и конкретным. Достигнутые результаты говорят о том, что основная цель Программы-модуля «Прикоснись к подвигу сердцем!» достигнута.
- Уровни нравственной воспитанности (методика М.И. Шиловой)
В исследовании принимали учащиеся инициативной группы в количестве 24 школьников (5 – девочек, 19 – мальчиков). Педагоги, разработавшие данную программу, на основе наблюдений, оценивали данных детей по критериям, предложенным М. И. Шиловой. В конце подсчитывали общий суммарный балл индивидуально для каждого участника.
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)
Отношение к обществу
1. Патриотизм
1. Отношение к родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну
3 - интересуется и гордится героическим прошлым страны и края во времена ВОв, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется героическим прошлым страны и края во времена ВОв;
1 - знакомится с героическим прошлым страны и края во времена ВОв при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.
3. Забота о своей школе
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность
4. Познавательная активность
3 - сам читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
5. Саморазвитие
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
6. Инициативность и творчество в труде
3 - находит полезные дела и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
7. Самостоятельность
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает
8. Бережное отношение к результатам труда
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
9. Уважительное отношение к старшим
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.
10. Дружелюбное отношение к сверстникам
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен
11. Милосердие
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток
12. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен
Отношение к себе
5. Самодисциплина
13. Самообладание и сила воли
3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;
2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
14. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает
15. Организованность и пунктуальность
3 – добросовестно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - добросовестно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет
Инструкция к таблице «сводный лист»
Невоспитанность (от 0 до 8 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 9 до 15 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 16 до 30 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 45 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таблица №3
Сводный лист диагностики изучения УНВ школьников
сентябрь 2009 года
№ | ФИО ученика | Баллы УНВ | |||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 общ. | |||||||||||||||||
1 | Нетесова Алена | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 23 |
2 | Марина Диана | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 24 |
3 | Кортунова Любовь | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 19 |
4 | Топтунов Юрий | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 15 |
5 | Власов Александр | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 29 |
6 | Соловьев Павел | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 23 |
7 | Иванов Сергей | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 24 |
8 | Власов Иван | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 22 |
9 | Абрамов Сергей | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 20 |
10 | Губанов Александр | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 22 |
11 | Попов Евгений | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 30 |
12 | Соклаков Алексей | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 21 |
13 | Корчагин Антон | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 25 |
14 | Коршунова Наталья | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 27 |
15 | Баткова Наталья | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 22 |
16 | Герасимов Валерий | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 25 |
17 | Волков Сергей | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 23 |
18 | Гырнец Владислав | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 23 |
19 | Елизаров Михаил | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 15 |
20 | Спильчук Максим | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 20 |
21 | Михайлов Константин | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 18 |
22 | Чебаков Валерий | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 30 |
23 | Чертков Дмитрий | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 21 |
24 | Митенев Андрей | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 21 |
Средний балл | 22,6 |
Таблица №4
Сводный лист диагностики изучения УНВ школьников
май 2010 года
№ | ФИО ученика | Баллы УНВ | |||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 общ. | |||||||||||||||||
1 | Нетесова Алена | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 31 |
2 | Марина Диана | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 32 |
3 | Кортунова Любовь | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 29 |
4 | Топтунов Юрий | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 23 |
5 | Власов Александр | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 34 |
6 | Соловьев Павел | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 27 |
7 | Иванов Сергей | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 29 |
8 | Власов Иван | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 33 |
9 | Абрамов Сергей | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 30 |
10 | Губанов Александр | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 28 |
11 | Попов Евгений | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 30 |
12 | Соклаков Алексей | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 28 |
13 | Корчагин Антон | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 35 |
14 | Коршунова Наталья | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 37 |
15 | Баткова Наталья | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 36 |
16 | Герасимов Валерий | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 25 |
17 | Волков Сергей | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 30 |
18 | Гырнец Владислав | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 33 |
19 | Елизаров Михаил | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 27 |
20 | Спильчук Максим | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 30 |
21 | Михайлов Константин | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 29 |
22 | Чебаков Валерий | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 33 |
23 | Чертков Дмитрий | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 27 |
24 | Митенев Андрей | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 30 |
Средний балл | 30,3 |
По среднему баллу из таблицы №1 можно сказать, что у учащихся на момент начала реализации программы преобладает средний уровень воспитанности, который хотя характеризуется самостоятельностью, но активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Некоторые воспитанники не могут привлечь и пробудить интерес у своих товарищей к какому-либо виду деятельности. У ряда учеников наблюдается низкий уровень воспитанности, который выражен слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, общения, которое нуждается в постоянном контроле и организации со стороны старших.
Педагогами был сделан прогноз ожидаемых результатов от реализации Программы-модуля «Прикоснись к подвигу сердцем!».
В мае 2010 года была проведена диагностика уровня нравственной воспитанности по тем же признакам, что и в сентябре 2009 года. Учащиеся инициативной группы показали более высокий результат.
По среднему балу из таблицы №2 видно, что у учащихся наблюдается более высокий уровень воспитанности, который определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Гистограмма №2. Диагностика уровня нравственной воспитанности учащихся с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет
Анализируя результаты двух данных таблиц очевидно видно, что средний балл в первой таблице (22,6) гораздо ниже, чем во второй (30,3), что свидетельствует о повышении уровня нравственной воспитанности.
- Диагностика степени вовлеченности участников в процесс реализации программы.
На начальном этапе реализации данной программы основная группа участников состояла из инициативной группы учеников, в количестве 24 человека (5 – девочек, 19 – мальчиков), возраст которых составлял от 13 до 15 лет. В эту группу входили 2 педагога, разработавших данную программу по духовно-нравственному воспитанию и 2 родителей из родительского Комитета школы. К концу срока реализации программы в эту деятельность включились практически все учащиеся школы, каждый из учеников принимал участие в силу своих возможностей, младшие школьники очень хотели быть принятыми в инициативную группу, и нередко от них можно было слышать слова «когда же я вырасту», «быстрее бы стать взрослым». В результате проводимых мероприятий, в проект включились родители, ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В совместную работу по формированию духовно-нравственных качеств личности включились учителя, воспитатели, педагог дополнительного образования, педагог-психолог.
Гистограмма №2. Диагностика степени вовлеченности участников в процесс реализации программы
Мониторинг духовно-нравственной воспитанности свидетельствуют о стабильности сформированных нравственных качеств и повышение уровня воспитанности учащихся в течение учебного года.
Анализ внедрения и реализации Программы-модуля «Прикоснись к подвигу сердцем!»
Поиск эффективных путей реализации Программы-модуля побудил учащихся, родителей, ветеранов и педагогов к активному сотрудничеству, направленному на совершенствование духовно-нравственного воспитания, активизировал детскую и взрослую инициативу, направленную на поиск эффективных форм воспитательной работы.
Увлеченность ребят была активно поддержана их родителями, включившимися в поиск, что позволяло развивать социальную активность, поддерживать инициативу, раскрывать творческие возможности ребенка и максимально использовать потенциал детского и взрослого коллективов.
Педагогами систематически проводилась оценка эффективности программы, которая обеспечивалась:
- регулярным обсуждением хода её реализации на Совете капитанов, методическом объединении, педагогическом Совете;
- проведением диагностической работы по результатам спланированных мероприятий;
- подготовкой и информационным обеспечением педагогической и родительской общественности, ведущей работу в рамках проблемно-творческих и временных творческих групп.
Вся работа строилась на соприкосновении программного материала уроков с содержанием внеклассной работы во внеурочное время и воспитательными задачами учреждений системы дополнительного образования.
Успешной реализации программы способствовало тщательно подобранное в соответствии с возрастными и психологическими особенностями школьников содержание, несущее высокий идейный смысл, и разнообразные формы воспитательной работы, побуждающие членов инициативной группы к взаимодействию и творчеству.
К сожалению, анализ и статистика не могут передать той живой и интересной атмосферы, в которой проходила работа по программе.
Положительные эмоции, накопленные от такого общения, нашли выход в собственном творчестве ребят. В поэтическом альманахе «Следы войны под нашей крышей» собраны стихи о Великой Отечественной войне, о Великой Победе, о героях, о родственниках ребят, с помощью родителей, педагогов.
В результате совместного поиска был собран и систематизирован краеведческий материал, который обобщен и оформлен в «Книге Славы и Памяти» (материал о членах семей учащихся, участвовавших в боевых действиях и трудившихся в тылу).
Активное участие ребят, в разнообразной общественно-полезной деятельности способствовало формированию высоких истинных духовно-нравственных качеств: любви к Родине, уважению и гордости за боевые и трудовые подвиги соотечественников, памяти и благодарности своим предкам.
По инициативе учащихся и родителей работа в данном направлении продолжается, планируется пополнение новыми материалами «Книги Славы и Памяти».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания "Мир - наш дом"
Программа разработана и рассчитана на 2 года, на две возрастные группы: с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет, и направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у дошкольников. ...
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников через ознакомление с музеем.
Проблемма духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, системообразующей для отечественной педагогики и культуры в целом. В наши дни вопросы правильной организации воспитания подрост...
Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию в рамках проекта «Сердце матери лучше солнца греет», с использованием игровой, исследовательской технологий в старшей группе «Пословицы и поговорки о маме».
Занятие развивающее интерес к устному народному творчеству, воспитывающее дружеские отношения между детьми....
Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са
Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...
Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина.
Выступление на педагогическом совете «Создание условий развития дополнительного образования в ДОУ» ...
Статья "Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в образовательной программе Учреждения"
laquo;… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего, и больше всего любуясь им радуясь тому прекрасному, что в нем находится»...
«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813963","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813491","attributes":{"alt":"","class"...