Программа духовно-нравственного воспитания "Прикоснись к подвигу сердцем"
рабочая программа по теме

Раздайбедина Юлия Владимировна

Программа разработана для школьников, но она уникальна тем, что ее можно адаптировать для любого возраста, в том числе и для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_monitoring.rar137.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг духовно-нравственной воспитанности учащихся 13-15 лет с ограниченными возможностями здоровья.

На основе результатов детского опроса и анкетирования родителей: «Что бы Вы (Ваши дети) хотели узнать (должны знать) о Великой Отечественной войне», проходящих в рамках Программы-модуля «Прикоснись к подвигу сердцем!», с целью выявления необходимости и актуальности разработанной программы, были определены основные направления работы.

Дети и родители хотели бы знать:

- вклад членов моей семьи в Победу над врагом;        

- своих родственников, воевавших  или трудившихся в тылу в годы войны;

- имена героев - земляков, давшие названия улицам нашего города, района;        

- историю Родины, города, района, связанную с периодом Великой Отечественной войны;

- историю памятника на площади Славы (пьедестал с танками);        

- героев-земляков и исторические места города, района, связанные с боевыми событиями;

- ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, живущих рядом с нами;

- историческое значение дня Победы: 9 Мая 1945 года;

- места расположения и историю мемориалов и монументов, посвященных бойцам фронта и труженикам тыла.        

Одним словом актуальность разработанной программы была очевидна.

        Для  этого необходимо было выявить сформированный уровень развития духовно нравственных качеств у школьников с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет и выяснить категориальную структуру  духовности и нравственности. В диагностике приняли участие школьники инициативной группы.

Мониторинг духовно-нравственной воспитанности, в рамках реализации Программы «Прикоснись к подвигу сердцем!», включал в себя несколько методик,  которые проводились с учащимися в начале и в конце учебного года.

  1. диагностика уровня  духовно – нравственной воспитанности школьников (в которой было выделено 10 базовых категорий);
  2. методика М. И. Шиловой «Уровни нравственной воспитанности»;
  3. процентное соотношение количества вовлеченных в проект участников (школьников, родителей, педагогов, ветеранов).

  1. Диагностика уровня  духовно-нравственной воспитанности учащихся с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет

В самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми, учитывая психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мужество, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.

Затем  школьникам предлагалось пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из  опрошенных было 24 учащихся (5 девочек и 19 мальчиков). Опрос проводился индивидуально.

Объяснили все понятия 8 человек (2 девочки и 6 мальчиков). Итак, школьникам  проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро»,  «долг», и труднее: «милосердие», «справедливость».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

Статистика ответов учащихся  в сентябре 2009 года представлена в табл. 1.

Таблица №1

Понятия

             Объяснили

Не объяснили

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

1. Счастье

4

80

    15

78.9

1

20

4

21.1

2. Свобода

4

80

13

68.4

1

20

6

31.6

3.Мужество

   4

80

11

57.9

1

20

8

42.1

      4. Справедливость

3

60

11

57.9

2

40

8

42.1

5. Дружба

5

100

16

84.2

0

0

3

15.8

6. Добро

5

100

15

78.9

0

0

4

21.1

7. Зло

5

100

15

78.9

0

0

4

21.1

8. Милосердие

2

40

7

36.8

3

60

12

63.2

9. Долг

3

60

9

47.3

2

40

10

52.7

10. Вина

3

60

14

73.7

2

40

5

26.8

Средний показатель:

5

76%

19

66.3%

5

24%

19

33,7%

В течение 2009-2010 учебного года инициативная группа в количестве 24 школьников (5 – девочек и 19 – мальчиков) принимала активное участие в реализации Программы-модуля «Прикоснись к подвигу сердцем!». По истечении срока реализации программы этим же детям было предложено объяснить 10 понятий из определенных ранее категорий. Результаты ответов представлены в таблице №2.

Статистика ответов учащихся  в мае 2010 года представлена в табл. 2.

Таблица №2

Понятия

             Объяснили

Не объяснили

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

1. Счастье

5

100

    17

89.4

0

0

2

   10.6

2. Свобода

4

80

 16

83.2

1

20

3

16.8

3.Мужество

   4

80

17

89.4

1

20

2

10.6

     4. Справедливость

3

60

16

83.2

2

40

3

16.8

5. Дружба

5

100

19

100

0

0

0

0

6. Добро

5

100

19

100

0

0

0

0

7. Зло

5

100

19

100

0

0

0

0

8. Милосердие

4

80

16

83.2

1

20

3

16.8

9. Долг

5

100

17

89.4

2

0

2

10.6

10. Вина

4

80

16

83.2

2

20

3

16.8

 Средний показатель:

5

88%

19

90.1%

5

12%

19

9.9%

Нагляднее проследить уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет, который был сформирован в рамках реализации Программы-модуля «Прикоснись к подвигу сердцем!» можно на представленной гистограмме №1.

Гистограмма №1. Диагностика уровня  духовно-нравственной воспитанности учащихся с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет

Внимательно рассмотрев данные таблиц и гистограммы можно сделать вывод, что в ходе проделанной работы учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, на примерах подвигов героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., мужества и героизма тружеников тыла, поступков родственников, прошедших войну, более четко и правильно раскрывали понятия «добро», «зло», «долг», «вина», «дружба». В каждое из понятий учащиеся вкладывали несколько иной смысл, чем в начале проекта, который был более правильный и конкретным. Достигнутые результаты говорят о том, что основная цель Программы-модуля «Прикоснись к подвигу сердцем!» достигнута.

  1. Уровни нравственной воспитанности (методика М.И. Шиловой)

В исследовании принимали учащиеся инициативной группы в количестве 24 школьников (5 – девочек, 19 – мальчиков). Педагоги, разработавшие данную программу, на основе наблюдений, оценивали данных детей по критериям, предложенным М. И. Шиловой. В конце подсчитывали общий суммарный балл индивидуально для каждого участника.

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе        

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

         0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну        

3 - интересуется и гордится героическим прошлым страны и края во времена ВОв, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется героическим прошлым страны и края во времена ВОв;

1 - знакомится с героическим прошлым страны и края во времена ВОв при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Забота о своей школе        

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

4. Познавательная активность        

3 - сам читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 - сам читает;

1 - читает при побуждении взрослых, учителей

0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

5. Саморазвитие        

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 - есть любимое полезное увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;

0 - во внеурочной деятельности не участвует.

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

6. Инициативность и творчество в труде        

3 - находит полезные дела и организует товарищей на творческий труд;

2 - находит полезные дела выполняет их с интересом;

1 - участвует в полезных делах, организованных другими;

0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

7. Самостоятельность        

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии контроля;

         0 - участия в труде не принимает

8. Бережное отношение к результатам труда        

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 - бережет личное и общественное имущество;

1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

9. Уважительное отношение к старшим        

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 - не уважает старших, допускает грубость.

10. Дружелюбное отношение к сверстникам        

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 - груб и эгоистичен

11. Милосердие        

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 - сочувствует и помогает слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток

12. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми        

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 - не всегда честен;

0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

13. Самообладание и сила воли        

3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;

2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;

1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

14. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения        

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 - нормы и правила не соблюдает

15. Организованность и пунктуальность        

3 – добросовестно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 - добросовестно выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет

Инструкция к таблице «сводный лист»

Невоспитанность (от 0 до 8 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности (от 9 до 15 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 16 до 30 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 45 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таблица №3

Сводный лист диагностики изучения УНВ школьников

сентябрь 2009 года

ФИО ученика

Баллы        УНВ

1     2     3    4    5    6    7    8    9   10   11   12   13    14   15      общ.

1

Нетесова Алена

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

1

1

1

2

2

  23

2

Марина Диана

2

1

1

3

2

1

1

2

2

1

2

1

1

2

2

  24

3

Кортунова Любовь

2

1

1

2

2

2

1

1

2

1

2

0

1

0

1

  19

4

Топтунов Юрий

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

0

1

0

1

  15

5

Власов Александр

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

  29

6

Соловьев Павел

2

2

2

2

1

2

1

2

2

2

1

1

1

1

1

  23

7

Иванов Сергей

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

  24

8

Власов Иван

1

2

1

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

1

  22

9

Абрамов Сергей

1

2

2

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

1

  20

10

Губанов Александр

1

1

1

2

2

1

1

2

1

2

2

2

1

2

1

  22

11

Попов Евгений

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

  30

12

Соклаков Алексей

2

1

2

2

2

2

2

1

1

1

2

0

1

1

1

  21

13

Корчагин Антон

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

1

1

2

  25

14

Коршунова Наталья

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

  27

15

Баткова Наталья

1

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

0

1

1

1

  22

16

Герасимов Валерий

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

0

1

0

1

  25

17

Волков Сергей

2

1

2

2

2

1

2

2

2

2

1

0

1

2

1

  23

18

Гырнец Владислав

2

1

2

2

2

2

1

2

2

1

2

1

1

1

1

  23

19

Елизаров Михаил

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

0

1

0

1

  15

20

Спильчук Максим

2

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

1

2

1

1

  20

21

Михайлов Константин

1

1

1

1

1

2

1

2

2

2

1

1

1

0

1

  18

22

Чебаков Валерий

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

  30

23

Чертков Дмитрий

1

2

1

1

2

2

2

1

2

2

1

2

1

0

1

  21

24

Митенев Андрей

2

2

2

1

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

  21

Средний балл

22,6

Таблица №4

Сводный лист диагностики изучения УНВ школьников

май 2010 года

ФИО ученика

Баллы        УНВ

1     2     3    4    5    6    7    8    9   10   11   12   13    14   15      общ.

1

Нетесова Алена

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

  31

2

Марина Диана

2

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2

1

2

2

2

  32

3

Кортунова Любовь

2

2

3

2

2

2

3

2

2

1

2

1

2

2

1

  29

4

Топтунов Юрий

2

1

2

1

3

1

2

1

2

1

2

1

2

1

1

  23

5

Власов Александр

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2

2

  34

6

Соловьев Павел

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

  27

7

Иванов Сергей

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

3

1

  29

8

Власов Иван

2

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

  33

9

Абрамов Сергей

2

2

2

2

2

3

3

2

3

2

2

2

1

1

1

  30

10

Губанов Александр

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

  28

11

Попов Евгений

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

  30

12

Соклаков Алексей

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

2

  28

13

Корчагин Антон

2

3

2

2

2

2

2

3

3

2

3

2

2

3

2

  35

14

Коршунова Наталья

3

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

2

3

3

  37

15

Баткова Наталья

2

3

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

3

2

2

  36

16

Герасимов Валерий

2

2

2

2

1

2

2

1

2

1

1

2

2

2

1

  25

17

Волков Сергей

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

  30

18

Гырнец Владислав

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2

2

  33

19

Елизаров Михаил

2

2

2

1

2

2

2

2

1

2

2

1

2

2

2

  27

20

Спильчук Максим

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

  30

21

Михайлов Константин

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

3

2

2

1

  29

22

Чебаков Валерий

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

3

  33

23

Чертков Дмитрий

1

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

  27

24

Митенев Андрей

2

2

2

1

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

  30

Средний балл

 30,3

По среднему баллу из таблицы  №1 можно сказать, что у учащихся на момент начала реализации программы преобладает средний уровень воспитанности, который хотя характеризуется самостоятельностью, но активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Некоторые воспитанники не могут привлечь и пробудить интерес у своих товарищей к  какому-либо виду деятельности. У ряда учеников наблюдается низкий уровень воспитанности, который выражен слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, общения, которое нуждается в постоянном контроле и организации со стороны старших.

     Педагогами  был сделан прогноз ожидаемых результатов от реализации Программы-модуля «Прикоснись к подвигу сердцем!».

В мае 2010 года была проведена  диагностика уровня нравственной воспитанности по тем же признакам, что и в сентябре 2009 года. Учащиеся  инициативной группы показали более высокий результат.

По среднему балу из таблицы №2 видно, что у учащихся наблюдается более высокий уровень воспитанности, который  определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Гистограмма №2. Диагностика уровня нравственной воспитанности учащихся с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет

Анализируя результаты двух данных таблиц очевидно видно, что средний балл в первой таблице (22,6) гораздо ниже, чем во второй (30,3), что свидетельствует о повышении уровня нравственной воспитанности.

  1. Диагностика степени вовлеченности участников в процесс реализации программы.

На начальном этапе реализации данной программы основная группа участников состояла из  инициативной группы учеников, в количестве 24 человека (5 – девочек, 19 – мальчиков), возраст которых составлял от 13 до 15 лет. В эту группу входили 2 педагога, разработавших данную программу по духовно-нравственному воспитанию и 2 родителей из родительского Комитета школы. К концу срока реализации программы в эту деятельность включились практически все учащиеся школы, каждый из учеников принимал участие в силу своих возможностей, младшие школьники очень хотели быть принятыми в инициативную группу, и нередко от них можно было слышать слова «когда же я вырасту», «быстрее бы стать взрослым». В результате проводимых мероприятий,  в проект включились родители, ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В совместную работу по формированию духовно-нравственных качеств личности включились учителя, воспитатели, педагог дополнительного образования, педагог-психолог.

Гистограмма №2. Диагностика степени вовлеченности участников в процесс реализации программы

Мониторинг духовно-нравственной воспитанности свидетельствуют о стабильности сформированных нравственных качеств и повышение уровня воспитанности учащихся в течение учебного года.

Анализ внедрения и реализации Программы-модуля «Прикоснись к подвигу сердцем!»

Поиск эффективных путей реализации Программы-модуля побудил учащихся, родителей, ветеранов и педагогов к активному сотрудничеству, направленному на совершенствование духовно-нравственного воспитания, активизировал детскую и взрослую инициативу, направленную на поиск эффективных форм воспитательной работы.

Увлеченность ребят была активно поддержана их родителями, включившимися в поиск, что позволяло развивать социальную активность, поддерживать инициативу, раскрывать творческие возможности ребенка и максимально использовать потенциал детского и взрослого коллективов.

     Педагогами систематически проводилась оценка эффективности программы, которая обеспечивалась:

- регулярным обсуждением хода её реализации на Совете капитанов, методическом объединении, педагогическом Совете;

- проведением диагностической работы по результатам спланированных мероприятий;

- подготовкой и информационным обеспечением педагогической и родительской общественности, ведущей работу в рамках проблемно-творческих и временных творческих групп.            

            Вся работа строилась на соприкосновении программного материала уроков с  содержанием внеклассной работы во внеурочное время и воспитательными задачами учреждений системы дополнительного образования.

            Успешной реализации программы способствовало тщательно подобранное в соответствии  с возрастными и психологическими особенностями школьников содержание, несущее высокий идейный смысл, и разнообразные формы воспитательной работы, побуждающие членов инициативной группы к взаимодействию и творчеству.

К сожалению, анализ и статистика не могут передать той живой и интересной атмосферы, в которой проходила работа по программе.

Положительные эмоции, накопленные от такого общения, нашли выход в собственном творчестве ребят. В поэтическом альманахе «Следы войны под нашей крышей» собраны стихи о Великой Отечественной войне, о Великой Победе, о героях, о  родственниках ребят, с помощью родителей, педагогов.

В результате совместного поиска был собран и систематизирован краеведческий материал, который обобщен и оформлен в «Книге Славы и Памяти» (материал о членах семей учащихся, участвовавших в боевых действиях и трудившихся  в тылу).

Активное участие ребят, в разнообразной общественно-полезной деятельности способствовало формированию высоких истинных духовно-нравственных качеств: любви к Родине, уважению и гордости за боевые и трудовые подвиги соотечественников, памяти и благодарности своим предкам.

По инициативе учащихся и родителей работа в данном направлении продолжается, планируется пополнение новыми материалами «Книги Славы и Памяти».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания "Мир - наш дом"

Программа разработана и рассчитана на 2 года, на две возрастные группы: с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет,  и  направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у дошкольников. ...

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников через ознакомление с музеем.

Проблемма духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, системообразующей для отечественной педагогики и культуры в целом. В наши дни вопросы правильной организации воспитания подрост...

Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько      й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...

Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина.

Выступление на педагогическом совете «Создание условий развития дополнительного образования в ДОУ» ...

Статья "Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в образовательной программе Учреждения"

laquo;… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего, и больше всего любуясь им радуясь тому прекрасному, что в нем находится»...