ИГРОВОЙ ПРОЕКТ Любимые игрушки
методическая разработка (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ
ИГРОВОЙ ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ РАННЕЙ ГРУППЕ
ВВЕДЕНИЕ.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.
То, что писал Л.С.Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанное с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и наше время, когда, помимо соответствующей направлености воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребёнок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Большие возможности для развития эмоциональной сферы малыша предоставляет игра.
В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства.
Цель проекта– теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие в своей совокупности успешность развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам.
Объект исследования – процесс формирования познавательной активности к игрушкам у детей второго года жизни.
Предмет исследования – педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам.
В основу проекта положена следующая гипотеза: мы полагаем, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго года жизни в процессе формирования познавательной активности к игрушкам будет успешным, если:
- создать условия психологической защищённости, эмоционально – положительной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с детьми;
- предметно-развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- использовать на занятиях и вне занятий игры, этюды, стимулирующие развитие эмоциональной сферы ребёнка;
- помочь ребёнку вынести свои внутренние переживания вовне через жесты, мимику, движения, речь;
- развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной активности к игрушкам;
- использовать методы педагогической интеграции.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами определены следующие задачи проекта:
- Раскрыть сущность и особенности развития эмоциональной мира детей второго года жизни.
- Раскрыть особенности развития предметно-отобразительной игры детей второго года жизни.
- Составить план-схему реализации ролево-игрового проекта «Любимые игрушки».
- Создать условия для успешного развития эмоциональной отзывчивости у детей второго года жизни в процессе формирования познавательной активности к игрушкам.
- Положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к игрушкам.
- Формировать первоначальные элементарные представления о способах выражения своих внутренних переживаниях (жесты, мимика, движения. речь и т.д.).
ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
N п/п | мероприятия | сроки выполнения |
1. | Изучить психолого-педагогическую литературу по темам:
| ноябрь |
2. | Диагностика игровых умений в соответствии с эпикризными сроками развития детей. | сентябрь, январь, май |
3. | Создание предметно-развивающей среды для детей второго года жизни. | ноябрь |
4. | Разработать перспективный план игр - занятий:
| декабрь |
5. | Подготовить информацию для родителей по темам:
| декабрь |
6. | Реализовать выполнение проектных мероприятий. | январь |
7. | Провести презентацию проекта «Любимые игрушки» | февраль |
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Приложение 1.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Воспитание чувств ребёнка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей задачей, не менее, а в каком – то смысле даже более важной, чем воспитание его ума.
Уже в конце первого начале второго года жизни у детей возникают эмоциональные переживания. В результате разнообразного общения со взрослыми и сверстниками развиваются различные чувства: радость от игрового общения; элементарные проявления сочувствия к другим детям; осознаннее становится любовь к матери и другим взрослым; под влиянием порицания или похвалы формируются простейшие нравственные эмоции.
Эмоциональное поведение детей противоречиво и характеризуется импульсивностью, неуравновешенностью, поэтому легко появляются чувства гнева, ревности. А вследствие той же импульсивности, любопытства дети, не заботясь о последствиях, осуществляют действие, результат которого может их напугать. вызвать боль, т. е . появляется чувство страха.
Возможность передвижения расширяет поле восприятия детей. А поскольку игровая деятельность у них недостаточно устойчива, их внимание, любопытство сосредоточены в основном на предметах обстановки. Отсюда многочисленные требования дать предмет, игрушку, желание отобрать её у партнёра, раздражительность при невозможности получить предмет. Следовательно, создание у детей хорошего настроения начинается с воспитания у них навыков поведения, развития речи, умения играть.
Важнейшую роль в формировании эмоций играет включение малыша в содержательную совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для достижения важных и интересных целей.
На втором году жизни у ребёнка формируются новые потребности и интересы. Он начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением биологических потребностей в пище, тепле, физическом уходе. Его интересы распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений, событий, а вместе с тем эмоциональные переживания ребёнка становятся сложнее и содержательнее: довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Они бурно проявляются в его мимике, движениях, речи.
Но не все компоненты детской деятельности играют одинаковую роль в возникновении эмоций. Так, например, у детей раннего возраста эмоциональное предпочтение возникает к тем игрушкам, которыми они научились пользоваться и которые стали необходимыми для игры.
Таким образом, эмоциональное внутреннее отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью. Новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности, полученные представления об окружающем мире, заинтересовавшие ребёнка события, интеллектуальный и эмоциональный опыт отражается в играх детей.
Приложение 2.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ.
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь – играть. А вот почему ребёнок играет и почему это нужно делать, сможет объяснить не каждый.
Наблюдая окружающий мир и деятельность окружающих его людей, ребёнок хочет стать её участником, но в полной мере, как взрослый, ещё не может этого сделать. А вот в игре он может всё. Игра для ребёнка – наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить. Для взрослого же игра ребёнка ещё и своеобразный экран, который высвечивает всё, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития. А развитие ребёнка во многом зависит от того, во что и как он играет. И чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.
Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игры, объединении детей, наличии конфликтов по поводу игрушек.
Для детей второго года жизни характерны действия, направленные на выполнения специфических действий с предметами и достижение определённого результата.. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.
В условиях содержательного (делового) общения со взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою игру.
При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года жизни начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребёнка сюжетов из жизни. Таким образом, формируется сюжетно – отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (в быту, на занятиях и т.д.).
Игра с образными игрушками на втором году жизни включает элементы воображения и протекает в форме решения игровых задач. Теперь ребёнку интересно не просто катать машину или коляску, а сажать в них куклу или зайчика и катать их, готовить для игрушек обед, кормить их, укладывать игрушки в кровать и баюкать их и т.д. Одну и ту же жизненную ситуацию, которая определяет содержание сюжета, дети могут с удовольствием отображать в течение года, если при этом изменяются, усложняются игровые способы и средства. Например, при кормлении куклы дети сначала используют предметы, предложенные взрослым - ложку, а затем охотно прибегают к замене ложки на палочку, соломинку. Позднее дети могут называть воображаемую пищу, подготовить условия для кормления кукол и т.д.
К концу второго года жизни ребёнок уже берёт на себя роль в игре, но не заявляет о ней. Всё это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно-отобразительной игры. Сначала сюжетно-отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребёнок кормит куклу), а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие. И чтобы сюжетно-отобразительная игра развивалась в таком направлении, необходимо создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира: через наблюдения действий взрослых, явлений природы, повадок животных.
Но не менее важно так же, чтобы в поле зрения ребёнка были подходящие сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, бытовые игрушки и т.д.). Они оживляют впечатления детей от наблюдаемого и побуждают к отображению увиденного. Полезно, чтобы ребёнок переносил игровые действия с одними игрушками на другие (пусть покормит не только куклу, но и мишку, зайчика и т.д.). Продолжение этого игрового умения – перенос знакомых действий с игрушками в разнообразные игровые ситуации (одевает куклу на прогулку, одевает куклу после сна, примеряет ей разные наряды и т.д.).
Для того, чтобы игровые умения поднялись на более высокий уровень, необходимо наряду с образными игрушками вводить игрушки-заместители. Отсутствие их тормозит не только развитие игры, но и мышления и речи ребёнка.
Освоение детьми раннего возраста игрового опыта происходит:
- в процессе специальных обучающих игр (показы-инсценеровки, театрализованные игры, игры-занятия, сюжетно-дидактические, сюжетные подвижные и музыкальные игры);
- в процессе игры педагога с детьми при его длительном или кратковременном участии в игре.
Таким образом, на этапе сюжетно-отобразительной игры ведущим направлением работы становится организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек, а также обеспечение общения ребёнка и взрослого в игре. Всё это способствует развитию творческого воображения, образованию игровых умений, а, следовательно, создаёт возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре.
Приложение 3.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИГР – ЗАНЯТИЙ.
Виды деятельности | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
игры с куклами | 1. Устроим кукле комнату. 2.Угостим куклу чаем. 3.Накормим куклу обедом.
| 1.Укладываниекуклы спать. 2.Кукла проснулась. | 1.Купание кук-лы. 2.Постираем кукле платье. | 1.Оденем кук-лу на прогул-ку. 2.Кукла забо-лела. |
игры с матрёшками | Игрушка – матрёш-ка. | Матрёшка. | Покатай ма-трёшку. | Угощаем ма-трёшек. |
игры со стройматериалом | Построим мебель для матрёшки. | Домики для игрушек. | Машина. | Скамеечка для матрёшки. |
игры с машинами | Дом для машины. | Приехал Миш-ка на машине. | Покатаем ку-кол на маши-не. | Ремонтируем автобус. |
развлечения с игрушками | «Про то, как Миш-ку спать уклады-вали». | «Поиграем с куклой». | «Кукла Маша на прогулке». | «Игрушки». |
Л И Т Е Р А Т У Р А.
1. Бениаминова М.В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1991г.
2.Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Павловой Л.Н. – М.: Просвещение, 1988г.
3.Воспитание детей в игре. /под ред. Менджерицкой Д.В. – М.: Просвещение, 1979г.
4.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Новосёло- вой С.Л. – М.: Просвещение, 1985г.
5.Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями // под ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А. – М.: Экзамен, 2006г.
6.Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ «Сфера», 2006г.
7.Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004г.
8. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2005г.
9.Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. – М.: Просвещение, 1972г.
10.Павлова Л.Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления: методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2000г.
11.Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трёх лет. – М.: Просвещение, 1970г.
12.Материалы Московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста). – М.: Линка – Пресс. 2002г.
13.Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е.С. – М.: ТЦ «Сфера», 2006г.
14.Развивающие игры с малышами до трёх лет: популярное пособие для родителей и педагогов. / составитель Галанова Г.В. – Ярославль, 1998г.
15.Эмоциональное развитие дошкольника // под ред. Кошелёвой А.Д. – М.: Просвещение, 1985г.
Предварительный просмотр:
«МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДЕТСКОМ САДУ»
Цель: освоение и последующее активное применение технологии метода проектов в практической деятельности педагога-воспитателя на примере проекта «Автопарк».
Задачи:
Сформировать представление о возможностях применения метода проектов в дошкольном учреждении;
Формирование умений создания проекта;
Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Внедрение проектного метода в нашей группе началось несколько лет назад. Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в обучении и воспитании детей.
Проблемой, подтолкнувшей нас к написанию проекта «Сюжетно-ролевая игра «Автопарк», стала статистика дорожно-транспортных происшествий, участниками которых были дети. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
2. Начинать надо с составления Информационной карты проекта, в которой указывается:
тип проекта,
участники,
возраст детей,
проблема,
цель проекта, задачи для всех участников (педагогов, детей, родителей),
форма проведения итогового мероприятия,
продукты проекта для всех участников,
ожидаемые результаты.
Затем составляется краткое содержание проекта. Оно разбивается на три этапа и расписывается на всех участников.
1. Подготовительный этап – создание проблемной ситуации.
Пример: Проект «Автопарк» - в строительном центре сооружена постройка “Улица города”. Воспитатель вносит дорожные знаки, расставляет их. Спрашивает детей: что это за знаки? Для чего они нужны? Можно ли обойтись без них? Почему? Предлагает пофантазировать: что было бы, если на улицах города не будет дорожных знаков, не будет названий улиц?
После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог: существуют правила дорожного движения, которые нужно соблюдать как водителям, так и пешеходам. Необходимо знать, как правильно вести себя на улицах города. Педагог предлагает всем вместе собрать эту неизвестную и интересную информацию, создать сюжетную игру “Автопарк”.
2. Основной этап – не только самый длительный этап проекта, но и самый интересный. На этом этапе проводится непосредственная работа с детьми, во время которой максимально раскрываются возможности каждого ребёнка. Воспитатель в соответствии с планом проекта, организует их работу в различных центрах.
Пример: Выявив объём знаний детей, их интересы и пожелания, мы определили перспективу (Составили план-паутинку) организации работы детей в центрах активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы, приёмы, и материал).
1.Центр искусства (рисование на тему «Мы рисуем улицу», понаблюдать и нарисовать дорожные знаки, что они могут обозначать.)
2.Центр математики (посчитать дорожные знаки по пути в детский сад и др., обратить внимание в какую сторону едут машины, решение логических задач.)
3.Центр движения (выучить движения регулировщика, подвижные игры «Стоп», «Горелки» и др.»)
4.Центр информационный (иллюстрированные задания по теме безопасность на улице, книга Г.Зайцева «Как друзья дорогу переходили»,С.Маршак «Светофор», А.Богданович «Пешеходу-малышу», С.Баруздин «Сказка т трамвае», С.Шлыгин «Вышел мишка из берлоги», С.Михалков «Моя улица», А.Вольский «Запомни, юный пешеход», рассматривание плакатов, буклетов, открыток по теме, просмотр презентаций.)
5.Центр строительства (постройка автопарка, автомастерской, домов, сделать макеты из коробок, изготовить макеты дорожных знаков.)
6.Центр игры (игра на улице «Путешествие по городу», дидактическая игра «ПДД», игра «Мы едем в зоопарк».)
7.Центр науки. (игры с элементами ТРИЗ, кроссворды, ребусы и т.д.
8.Центр речи (игры «Назови профессию», «Хорошо-плохо», придумывание правил поведения на улице.)
9.Центр творчества (кукольный спектакль «Марта и Чичи едут в парк»)
В подготовительной группе знания детей о Правилах дорожного движения, о транспорте и профессиях уже систематизируются. В группе организуем перекресток, где проводим игры, в ходе которых закрепляем знания о назначении дорожных знаков, назначении и роли спец. машин, о профессиях пожарника, врача, умение пользоваться пешеходным переходом, регулировать движение на перекрестке в роли регулировщика.
На занятиях знакомим детей с новыми для них правилами поведения пешеходов и пассажиров ( см. приложения).
Проводим беседы и разъясняем детям, как важно будущим школьникам не только знать, но и выполнять Правила дорожного движения, когда они самостоятельно будут ходить по улицам города.
В Центре искусства проводим занятие на тему «Мы рисуем улицу»
Для воспитания грамотного пешехода используем занятия по развитию речи. Дети с удовольствием фантазируют на темы «Светофор», «Как «Москвич» заблудился», «Ваша дорога в детский сад» и др. Практикуем блиц-опрос по пройденному материалу, на прогулках практически закрепляем полученные знания.
Для развития внимания, памяти детей старшего дошкольного возраста используем многочисленные дидактические игры.
3. Заключительный этап. На этом этапе подводятся итоги проекта. Они могут представляться в различных формах.
В «Автопарке» итоги подводятся в виде сюжетной игры с викториной.
На этом этапе ребёнок является активным участником, он сталкивается с определёнными трудностями в решении проблем. Малышам предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний.
Трудности этого этапа может вызывать разный уровень подготовки детей.
Преодолеть их помогает грамотная подготовка к проекту, которая должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, и условия, в которых будет проводиться проект.
3.Следующим этапом составления проекта является «Системная паутинка». В ней расписывается совместная деятельность педагога с детьми во всех образовательных областях.
4.И в заключении необходимо провести анализ проделанной работы, т.е. рефлексию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Любимые игрушки"
этот материал поможет воспитателям для создания кружка и для самообразования....
Игровой проект "ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА - МАТРЕШКА"
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ТИП ПРОЕКТА: групповой, краткосрочный, игровой, познавательно – речевойУЧАСТНИКИ: дети, родители воспитанников, педагоги МБДОУСРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: II неделя каждого месяцаАКТУАЛЬНОСТ...
Конспект проекта «Любимые игрушки» По стихам А.Л. Барто
Предшествующая работа – чтение стихов А.Л. Барто, рассматривание иллюстраций книг, заучивание и повторение вместе с воспитателем стихов. Игры с игрушками.а)Воспитатель формирует проблему – как помочь ...
ИГРОВОЙ ПРОЕКТ "ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА"
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Перед каждым воспита...
Игровой проект "Любимые игрушки"
Игровой краткосрочный проект для воспитателефй в 1-ой младшей группе....
Долгосрочный игровой проект "Любимые игрушки"
Долгосрочный игровой проект "Любимые игрушки"...