"Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Кучеренко Майя Евгеньевна

В материале представлен помесячный план работы по формированию у детей младшего возраста культуры еды, навыков одевания и раздевания, навыков личной гигиены и туалета и умывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл persp.plan_.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Кировского района Санкт-Петербурга

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Образовательная область «Здоровье» и «Социализация»

Материал подготовила

воспитатель

М.Е. Кучеренко

2012

Месяц

Тема

Культура еды

Одевание и раздевание

Туалет и личная гигиена

Умывание и вытирание

Сентябрь

I и II. Адаптационный период.  Педагогическое обследование детей с целью выявления уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Формирование подгрупп детей в зависимости от уровня навыков. Составление перспективного плана на учебный год. II. Закрепление навыков полученных в прошлом учебном году.  

Октябрь

I и II. Обучение умению знать свое место за столом;

Обучение правиль-ному поведению за столом

II. Учить набирать умеренное количество пищи в ложку, тщательно пережевывать твердую пищу, глотать не спеша, небольшими порциями.

I и II. Обучение умению узнавать место своего шкафчика

Учить знать свою одежду

II. Учить просить взрослых о помощи при затруднениях с одеждой.  Продолжать учить самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы.

I и II. Обучение умению знать место своего горшка

II. Закреплять интерес к уходу за своей внешностью и телом

I и II. Обучение умению знать место своего полотенца

II. Учить самостоятельно мыть руки, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло.

Ноябрь

I и II. Обучение умению правильно держать чашку

Закрепление знания своего места и правильного поведения за столом

II. Учить подносить ложку ко рту плавным движением. Учить помогать себе хлебом при набирании пищи на ложку.

I и II. Закреплять умение узнавать свою одежду

Закреплять знание места своего шкафчика

II. Знакомить детей с застегиванием и расстегиванием одежды – пользование молнией и липучками.

Учить надевать шапку, обувь, рубашку, кофту, платье с помощью взрослого.

I и II. Обучение умению своевременно проситься на горшок

Закреплять знание места своего горшка

II. Учить использовать туалетную бумагу.

Учить говорить: «Я хочу в туалет»

I и II. Учить намыливать руки

Закреплять знание места своего полотенца

II. Учить самостоятельно мыть руки, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло.

Декабрь

I и II. Обучение умению различать левую и правую руку

Продолжать учить пользоваться чашкой

Закрепление правильного поведения за столом

II. Учить благодарить взрослых после еды.

I и II. Учить натягивать шорты и колготки при одевании после дневного сна

Закреплять знание своей одежды

II. Учить аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик. Учить пользоваться стульчиком при одевании.

I и II. Учить ставить свой горшок на место

Закреплять умение своевременно проситься на горшок

II. Закреплять желание выполнять действия по уходу за своим телом и одеждой самостоятельно

I и II. Учить закатывать рукава

Продолжать учить намыливать руки

II. Продолжать учить самостоятельно мыть руки, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло.

Январь

I и II. Обучение умению правильно держать ложку (в зависимости от ведущей руки)

Закреплять умение пользоваться чашкой, пить не проливая

Закрепление правильного поведения во время еды

II.Закреплять умение набирать в ложку умеренное количество пищи и подносить ложку ко рту плавными движением.

I и II. Учить снимать шорты и колготки при укладывании на дневной сон

Учить расстегивать пуговицы

Закреплять умение натягивать колготки и  шорты

Продолжать закреплять знание своей одежды

II. Учить самостоятельно снимать верхнюю одежду (расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, снимать шапку и шарф). Знакомить с навыками ухода за одеждой – класть варежки и ставить обувь в сушильный шкаф.

I и II. Обучение умению снимать необходимую одежду перед совершением туалета

Закреплять умение своевременно проситься на горшок

Закреплять умение ставить свой горшок на место

II. Учить пользоваться расческой, смотря при этом на себя в зеркало.

I и II. Учить мыть руки прямыми движениями

Продолжать учить закатывать рукава

Закреплять умение намыливать руки

II. Закреплять навыки мытья рук.

Февраль

I и II. Обучение умению наполнять ложку  густой пищей (с помощью взрослого)

Закрепление умения правильно держать ложку

Продолжать учить соблюдать правила поведения за столом

II. Закреплять умение есть не торопясь, хорошо пережевывая пищу.

I и II. Учить натягивать и снимать рейтузы при одевании или раздевании

Закреплять умение расстегивать пуговицы

Закреплять умение снимать шорты и колготки

II. Учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды – пользоваться молнией, кнопками, липучками и пуговицами. Учить правильно надевать обувь, различать правый и левый ботиноки.

I и II. Продолжать учить снимать необходимую одежду при совершении туалета

Закреплять знание места своего горшка, продолжать учить ставить свой горшок на место

II. Закреплять умение  использовать туалетную бумагу.

Продолжать учить говорить: «Я хочу в туалет»

I и II. Продолжать учить мыть руки прямыми движениями

Учить опускать рукава после мытья рук

Учить отжимать руки после мытья

Закреплять умение засучивать рукава

II. Учить полоскать рот после еды.

Март

I и II. Обучение умению самостоятельно наполнять ложку густой пищей

Учить быть аккуратными во время приема пищи

Закреплять умение правильно вести себя во время еды.

II. Закреплять навык аккуратной еды. Продолжать учить пользоваться салфеткой после еды, благодарить, задвигать стульчик.

I и II. Учить детей снимать кофту (рубашку, платье)

Учить детей застегивать пуговицы

Закреплять умение расстегивать пуговицы

II. Учить надевать носки, рейтузы, кофту в определенной последовательности. Знакомить с навыками ухода за одеждой – выворачивать наизнанку шапку, вешать пальто для просушки, класть варежки в сушильный шкаф.

I и II. Учить натягивать одежду после совершения туалета

Закреплять умение своевременно проситься на горшок

II.

I и II. Учить мыть руки круговыми движениями

Закреплять умение закатывать и опускать рукава

Закреплять умение отжимать руки после умывания

II. Учить ухаживать за полостью рта – полоскать рот.

Апрель

I и II. Учить подносить наполненную густой пищей ложку до рта не роняя и выполнять это действие до тех пор, пока тарелка не будет пуста

Закреплять умение самостоятельно наполнять ложку пищей

II. Закреплять навык аккуратной еды /не разговаривать с полным ртом, не размахивать ложкой и т.п./

I и II. Учить детей надевать платье (рубашку, кофту)

Учить надевать головной убор при одевании на прогулку

Закреплять умение снимать кофту (платье, рубашку)

Закреплять умение застегивать и расстегивать пуговицы

II. Учить детей взаимодействовать в процессе одевания и раздевания, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстнику. Продолжать учить застегивать и расстегивать одежду – пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками.

I и II. Учить пользоваться носовым платком при необходимости

Продолжать учить снимать и надевать необходимую одежду при посещении туалета

II. Учить оценивать свою внешность и при необходимости вносить в нее изменения.

I и II. Учить пользоваться полотенцем после умывания

Закреплять умение намыливать руки круговыми движениями

Закреплять умение закатывать и опускать рукава

II. Продолжать учить ухаживать за полостью рта – полоскать рот и чистить зубы дважды в день.

Май

I и II. Учить наполнять ложку жидкой пищей и подносить ее ко рту не роняя ни крошки

Учить пользовать салфеткой после приема пищи

II. Закреплять навык аккуратной еды /правильно вести себя за столом, пользоваться салфеткой, благоларить/

I и II. Учить соблюдать последовательность при раздевании перед дневным сном и после прогулки

II. Учить благодарить друг друга за помощь. Продолжать учить застегивать и расстегивать одежду – пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками.

I и II. Учить детей пользоваться расческой, знать место своей расчески

Продолжать учить пользоваться носовым платком

II. Закреплять умение оценивать свою внешность и при необходимости вносить в нее изменения.

I и II. Учить умывать лицо

Учить быть аккуратными при умывании

Продолжать учить пользоваться полотенцем

Закреплять умение мыть руки круговыми движениями

II. Продолжать учить ухаживать за полостью рта – полоскать рот и чистить зубы дважды в день.

Июнь

I и II. Учить кушать самостоятельно наполняя ложку, подносить ее ко рту и выполнять эти действия до тех пор, пока тарелка не будет пуста

Закреплять умение пользоваться салфеткой

Закреплять правила поведения за столом

II. Закреплять навыки полученные в течение года.

I и II. Учить соблюдать последовательность при одевании после дневного сна и перед прогулкой

II. Закреплять навыки полученные в течение года.

I и II. Продолжать учить пользоваться расческой и носовым платком, знать место своей расчески

Обращать внимание на опрятный внешний вид ребенка

II. Закреплять навыки полученные в течение года.

I и II. Продолжать учить умывать лицо

Закреплять умение пользоваться полотенцем после мытья

Продолжать учить быть аккуратными при умывании

II. Закреплять навыки полученные в течение года.

Критерии оценки навыков культуры еды

1. Знание своего места.

2. Правильная посадка.

3. Умение правильно держать ложку.

4. Умение правильно держать чашку.

5. Умение пользоваться ложкой.

6. Умение пользоваться чашкой.

7. Умение пользоваться салфеткой.

8. Аккуратность.

9. Поведение за столом.

Исходя из перечисленных критериев были выделены следующие уровни развития:

Высокий уровень – самостоятельное выполнение всех действий (знание своего места, правильная посадка, умение правильно держать ложку, чашку, умение пользоваться ложкой, чашкой,  салфеткой, аккуратность, поведение за столом).

Средний уровень -  самостоятельное выполнение действий (знание своего места, умение правильно держать ложку, умение правильно держать чашку, умение пользоваться чашкой, поведение за столом);

 Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (правильная посадка, умение пользоваться ложкой, умение пользоваться салфеткой, аккуратность)

Низкий уровень – самостоятельное выполнение действий (знание своего места, умение пользоваться чашкой).

Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (правильная посадка, умение правильно держать ложку, чашку, умение пользоваться ложкой,  салфеткой, аккуратность, поведение за столом).

Критерии оценки навыков умывания и вытирания

  1. Закатывание рукавов.
  2. Намыливание рук.

     3.  Мытье рук.

     4.  Умывание лица.

     5.  Отжимание воды с рук.

     6.  Знание места своего полотенца.

     7.  Умение пользоваться полотенцем.

     8.  Опускание рукавов.

     9.   Аккуратность.

Исходя из перечисленных критериев были выделены следующие уровни развития:

 Высокий уровень - самостоятельное выполнение действий (закатывание рукавов, намыливание рук, мытье рук, умывание лица, отжимание воды с рук, знание места своего полотенца, умение пользоваться полотенцем, опускание рукавов, аккуратность.)

Средний уровень -  самостоятельное выполнение действий (мытье рук, умывание лица, знание места своего полотенца, опускание рукавов).

Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (закатывание рукавов, намыливание рук, отжимание воды с рук, умение пользоваться полотенцем, аккуратность.)

Низкий уровень – самостоятельное выполнение действий (знание места своего полотенца).

Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (закатывание рукавов, намыливание рук, мытье рук, умывание лица, отжимание воды с рук, умение пользоваться полотенцем, опускание рукавов, аккуратность.)

Критерии оценки выполнения действий туалета и личной гигиены

1. Своевременное посещение туалета.

2. Знание своего горшка.

3. Умение поставить горшок на удобное место.

4. Умение снять необходимую одежду.

5. Одевание после результата.

6. Пользование носовым платком.

7. Пользование расческой.

Исходя из перечисленных критериев были выделены следующие уровни развития:

         Высокий уровень - самостоятельное  выполнение действий   (своевременное посещение туалета, знание своего горшка, умение поставить горшок на удобное место, умение снять необходимую одежду, одевание после результата, пользование носовым платком, пользование расческой, полоскание рта).

Средний уровень – самостоятельное выполнение действий                           (своевременное посещение туалета, знание своего горшка, умение поставить горшок на удобное место, умение снять необходимую одежду).

Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (одевание после результата, пользование носовым платком, пользование расческой).

         Низкий уровень – самостоятельное выполнение действий  (своевременное посещение туалета, знание своего горшка).

 Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (умение поставить горшок на удобное место, умение снять необходимую одежду, одевание после результата, пользование носовым платком, пользование расческой, полоскание рта).

Критерии оценки навыков одевания и раздевания

1. Знание  своего шкафчика.

2. Натягивание (колготки, шорты и др.).

3. Надевание (майка, платье, рубашка и др.).

4. Надевание головного убора.

5. Снятие (колготки, брюки и др.).

6. Раздевание (кофта, рубашка и др.)

7. Соблюдение последовательности надевания.

8. Аккуратность.

Высокий уровень – самостоятельное выполнение действий (знание своего шкафчика, натягивание колготок шорт и др., надевание майки, платья и др., надевание головного убора, снятие колготок, брюк и др., раздевание кофты, рубашки и др., соблюдение последовательности надевания, аккуратность).

Средний уровень – самостоятельное выполнение действий (знание своего шкафчика, натягивание колготок, шорт и др., надевание головного убора, снятие колготок, брюк и др.).

Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (надевание майки, платья и др., раздевание кофты, рубашки и др., соблюдение последовательности надевания, аккуратность).

Низкий уровень – самостоятельное выполнение действий (знание своего шкафчика, натягивание колготок, шорт и др.).  

       Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (надевание майки, платья и др., надевание головного убора, снятие колготок, брюк и др., раздевание кофты, рубашки и др., соблюдение последовательности надевания, аккуратность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста

В плане содержится работа логопеда на год с детьми имеющими тяжелые нарушения речи....

Перспективный план работы по формированию целостной картины мира у детей второй младшей группы. Образовательная область "Познание".

Содержание образовательной области «познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:·...

Перспективный план работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей. Может быть использован для подготовки к НОД по ФЭМП. План составлен с учетом программы "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А...

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни. 2 младшая группа «Золотая рыбка» 2017-2018 гг.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни в группе общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет...

Перспективный план работы по формированию культурно – гигиенических и трудовых навыков у детей средней группы

Перспективный план работы по формированию культурно – гигиенических  и трудовых навыков  у детей средней группы...

Перспективный план работы по формированию представлений о ЗОЖ у детей с нарушением зрения группы №1 (возраст 6 -8 лет) на 2020-2021 учебный год

Перспективный план работы по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста(6 - 8 лет)...