Проект в ДОУ "Скоро в школу"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Касьяненко Ирина Викторовна

 

Оказание помощи родителям по вопросу подготовки детей к школе в процессе совместной деятельности.

Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их педагогической компетентности в области подготовки дошколят к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_dou_gotovimsya_k_shkole.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

                                                                             

                                              Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №6

                                                                  «Светлячок» И.В. Касьяненко.

                                                                            2012-2013 уч.г.

                                           

                                      «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,  

                                                                          что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

                                                                            от этого в решающей степени зависит,

                                                                                каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                                                                              В. А. Сухомлинский

Цели  проекта: оказание помощи родителям по вопросу подготовки детей к школе в процессе совместной деятельности.

Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их педагогической компетентности в области подготовки дошколят к школе.

Участники проекта

Примут участие в реализации проекта:

И. В .Касьяненко –воспитатель подготовительной группы

В. М.Горбунова методист  МДОУ д\с №6

Л. В.Лосева,.–музыкальный руководитель МДОУ д\с №

Н. Г.Доронина.- Учитель – логопед.

Принимать участие в мероприятиях будут:

Учитель – МБОУ "Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4". Шнайдер Е.В.

Учитель – логопед- Доронина Н.Г.

Педиатр и др. специалисты. ОБУЗ « Рыльская ЦРБ»

Дети подготовительной группы.

Целевая группа:

  1. родители, дети;
  2. педагоги ДОУ;
  3. специалисты  начальной школы (учитель, психолог)
  4. учитель - логопед;

Планируемая деятельность по  проекту

планирование мероприятий с учетом цели, с вовлечением родителей, и детей, специалистов в совместной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Участники проекта смогут обменяться положительным опытом подготовки ребенка к школе. Получить ответы на многие вопросы, связанные с предстоящим обучением.

Родители :

уточнят и пополнят знания: о современной школе, о новых требованиях федерального государственного стандарта к детям, поступающим в школу, о возрастных психофизиологических особенностях 6-7 летных детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;

смогут своевременно проконсультироваться по насущной проблеме со специалистами (психологом, учителем - логопедом, педагогом).

Педагоги и специалисты:

смогут привлечь родителей к активному участию  в образовательный  процесс ДОУ.

получат необходимую  дополнительную информацию о детях и их родителях, знания о школе;

 освоят новые виды совместной деятельности с родителями.

Постановка проблемы

 

            Выбранное мною направление деятельности не является  для меня случайным, это результат анализа социокультурных условий, заказа родителей, школы и государства. Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Я глубоко убеждена, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие я рассматриваю как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

              Не секрет, что у родителей, приход ребёнка в первый класс вызывает опасение, страх, вопросы: В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет? По какой программе обучать ребенка?  Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Найдёт ли друзей в новом коллективе?  Как сложатся отношения с учителем? Эти вопросы беспокоят родителей и педагогов, будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам и школьным специалистам. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Вызывает тревогу тот факт, что в последнее время в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Это происходит отчасти потому, что далеко не все занятия родителей с детьми предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств, которые прямо или опосредованно определяют успешность освоения знаний на ранних этапах обучения. К сожалению, не все родители учитывают, что понятие "готовность к обучению в школе" включает в себя 3 составляющие (физиологическую, психологическую и социальную или личностную), которые тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них, так или иначе, сказываются на успешности адаптации и дальнейшего обучения в школе. Именно поэтому данный проект предполагает повышение родительской компетентности в отношении знаний, составляющих готовность ребенка к школе, особенностей периода адаптации и создания совместными усилиями семьи и школы условий для успешности ребенка.

            В нашем городе достаточно образовательных служб, где родители могут проконсультироваться по вопросам готовности ребёнка к школе: школа, методическая служба детского сада, внешкольный центр (предшкольная подготовка детей), найти рекомендации в литературе, интернете, но я знаю, нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и "приложишь" к своему ребенку, надо хорошо знать особенности и понимать внутренний мир своего ребёнка.. Для работы с родителями я отобрала очень интересный и необходимый материал и стараюсь разнообразить формы работы с родителями.

        Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, пониманием его проблем и переживаний.

            Важно, чтобы  родители не только овладели психолого-педагогической информацией, но и могли грамотно ее использовать в семейном воспитании, учитывая индивидуально-личностные особенности своего ребенка. На помощь родителям  и детям придём мы- воспитатели, учителя, учителя - логопеды, психологи, врачи -  специалисты.

Описание деятельности в ходе проекта

При проведении мероприятий участники проекта будут придерживаться правил:

  1. предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
  2. все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
  3. ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

         Содержание мероприятий построено на материале рекомендаций для работы с детьми старшего дошкольного возраста, с целью использования родителями с детьми дома. Тематика мероприятий подобрана  таким образом, чтобы были рассмотрены вопросы, которые в большей степени вызывают у родителей затруднения. В основе каждого мероприятия  совместная деятельность родителей с детьми,  коммуникативные игры.

          Проведение мероприятий будет проводиться два раз в месяц, в пятницу.

          Каждое мероприятие начинается с постоянного ритуала («Волшебный клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты»), чтобы участники могли настроиться на совместную деятельность, общение.  Главное для нас на каждом мероприятии - эмоциональное раскрепощение, активность каждого участника.

Заседание участников проекта . «Давайте познакомимся».

Цель: знакомство участников проекта, установления эмоционального контакта.

  1. знакомить слушателей с планом работы по проекту, провести анкетирование по вопросу  «Что я знаю о подготовке ребёнка к школе»
  2. проведение рисуночного теста с детьми «Моя семья»

 

Ведущий проводит серию упражнений, в которых принимают участие и взрослые и дети: «Как меня зовут», «Дотронься  до..», «Ветер дует на…», игра-беседа «Узнай по описанию»

Участникам проекта предлагается оформить газету с фотографиями, высказываниями, семейными историями и т. д. (свободная форма), и познакомить участников со своей семьёй.

2. Семинар-практикум для родителей

“Как подготовить ребенка к школе?”

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным учреждением в подготовке к школе.

План:

  1. Семья – первая ступень в жизни человека.
  2. Традиции, воспитательная линия членов семьи, влияющие на будущего школьника.
  3. Роль семьи в развитии познавательной активности, эмоционально-волевой сферы детей.
  4. Создание условий: сотрудничество, совместная деятельность, собственный пример, искренняя заинтересованность, руководство, поощрение.
  5. Система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.
  6. Значение, направления, перспективы.
  7. Готовность отдать ребенка в школу: личные требования к ребенку воспитателю, учителю…

Приглашённые: учитель начальных классов –Е. В.Шнайдер, старший воспитатель – В.М. Горбунова.

Ведущий Семинара-практикума- воспитатель И.В. Касьяненко.

В ходе семинара старший воспитатель ДОУ отметит, насколько велика роль семьи в становлении ребенка как личности, а также, в подготовке его к школьному обучению.

  1. Воспитатель и учитель начальных классов определит  роль семьи в развитии познавательной активности.
  2. Дадут ряд практических рекомендаций, ответив на вопрос: Чему должны учить ребенка родители, чтобы у него сформировать интерес к учебе?
  3. Тест «Пирамида»
  4.  Подведение итогов теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)
  1. Решение педагогических ситуаций .

3.Семейный спортивный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки».

Цель:  

повысить интерес детей и родителей к спорту, доставить детям и их родителям удовольствие  от совместного мероприятия.

Задачи:

-формирование здорового образа жизни семей группы ;

-развитие спортивных и двигательных навыков у детей и взрослых;

-способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.

- воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.

Участники: семейные команды (папа, мама и ребенка)

Оформление: музыкальный зал  оформлен шарами, плакатами «Мама, папа, я – спортивная семья» ,«Спорт помогает нам везде: в семье, учебе и труде»,

 «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит», «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Оборудование: мячи (большие), скакалки, обручи, кегли, шары, конфетки, 3ложки, 3 ведёрки

4. Развитие речи и обучение грамоте детей 6-7 лет (речевой тренинг)

Цель: Познакомить родителей с игровыми упражнениями по речевому развитию детей и подготовки их к обучению грамоте.

Оборудование: зеркала на каждого ребёнка, картинки, методические пособия.

Приглашённые: учитель- логопед МБДОУ№6 Доронина Н.Г.

Участники: родители, дети.

Консультация учителя-логопеда, практические игры с детьми и родителями.

5.Консультация: «Профилактика школьных страхов. А если Я не справлюсь…»

Консультация воспитателя Касьяненко И.В.

6.КВН «Играя, развиваемся»

Цель:

 Закрепить знания детей, полученные на занятиях .

ЗАДАЧИ:

Познакомить родителей с методами и приёмами речевого развития, в игровой форме;

Упражнять детей в умении воспринимать и правильно произносить все звуки речи.

  Упражнять в правильном употреблении грамматических категорий, подборе слов с противоположным значением.

Упражнять в умении составлять слова из слогов, букв, ориентируясь на цвет, форму, величину. Закреплять навыки чтения.

  Развивать логическое мышление.

Воспитывать у детей культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи.

МАТЕРИАЛЫ: магнитофон, , ребусы, кроссворды, конверт, буквы на ниточках.

Подготовка: заранее участники проекта (дети и родители)  делятся на две команды, обсуждают название, выбирают капитана, придумывают девиз, изготавливают эмблемы.

7.Практикум: «Готовим к школе... родителей»

Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия; дать опыт родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом,  представления  об особенностях работы детского сада в подготовительной группе.

1.Встреча начинается с экскурсией по подготовительной группе, с комментариями воспитателя и детей. Назначением той или иной зоны (игровой, учебной и т.д.), пособия, наглядности.

2.Тренинговая часть встречи.

  1. Проводятся игровые упражнения: придумывания метафоры семейной жизни на пороге школьного обучения ребёнка:
  2. Игра с мячом в кругу «Закончи фразу».(с родителями) С поступлением ребёнка в школу я мечтаю, чтобы… С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится.. и тд
  3. Рисование детей на тему «Моя школа»
  4. Придумывание родителями в парах какой-либо развивающей игры из предметов домашнего обихода: крупа, верёвка, газета,  и тд.

3.Обмен мнениями о составляющих общения-диалога.

4.Вручение родителям памятки «Первые шаги по выбору школы»

8.Консультация: Как выбрать школьную  программу?

Приглашённые: учителя разных школ. Каждый учитель рассказывает о школьной программе. Дискуссия.

9.  Игра - практикум: Играем в выдающихся математиков

Цель: побуждать родителей к участию в образовательной работе детского сада; формировать интерес к интеллектуально-познавательному общению с ребенком; знакомить с содержанием образовательной работы по математике, игровыми способами развития навыков счёта, логического мышления, воображения.

Оборудование: сётные палочки, конфеты, орешки, нарисованные на листе круги, квадраты и тд.

В игровой форме, привлекаем внимание ребёнка к таким предметам, которые в обычных условиях их не интересует. Их можно включить в игровое пространство. Вместе с родителями, в игре, дети решают учебные задачи: «Посчитаем», «У кого больше..», «Назови число», «Что выше» и тд. Эти игры можно назвать домашними.

10. Консультация: «Как помочь ребёнку сохранить здоровье»..

Обсуждение вопроса о сохранении здоровья ребёнка в первые школьные годы

Приглашённый: педиатр ОБУЗ « Рыльская ЦРБ»

11. Презентация канцтоваров: «Это нужно для школы».

Цель: познакомить родителей с канцелярскими товарами необходимыми к школе, их практичность, качество.

Приглашённые: продавец магазина канцтоваров

                               учитель начальных классов (эксперт)

  1. Презентация канцелярских товаров продавцом.
  2. Ведущий предлагает детям выбрать то, что он с собой возьмёт в школу (школьные принадлежности, с различным оформлением), а затем предлагает поиграть родителям.
  3. Беседа учителя с детьми и родителями, о целесообразности выбранного товара.

.

12. Заседание участников проекта

Провести повторное анкетирование по вопросу «Что я знаю о подготовке ребёнка к школе».

Дискуссия на тему: Проект это хорошо или плохо?

Творческий отчет о реализации проекта «Сегодня мы вместе, а завтра я сам».

Календарный план реализации проекта

Вид деятельности

Срок реализации проекта в месяцах

  1. Заседание участников проекта . «Давайте познакомимся».


.2. Семинар-практикум для родителей

“Как подготовить ребенка к школе?”

Декабрь




  1. Развитие речи и обучение грамоте детей 6-7 лет (речевой тренинг)


2. Консультация: Профилактика школьных страхов «А если Я не справлюсь…»



Январь



  1. КВН «Играя, развиваемся»


2. Семейный спортивный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки».

Февраль




  1. Практикум: «Готовим к школе... родителей»

2.Консультация: Как выбрать школьную  программу?



Март




  1. Игра - практикум: Играем в выдающихся математиков.


2.Консультация: «Как помочь ребёнку сохранить здоровье»..

Апрель



  1. Презентация канцтоваров: «Это нужно для школы».

2. Заседание участников проекта .


Май



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...

Проект для подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – ш...

Проект "Мы идем в школу" подготовка к школе родителей будущих первоклассников

Традиционно очень много усилий затрачивается на то, чтобы подготовить к школе детей. Проводятся занятия в детском саду, организуются подкурсы при школах. Но готовить к школе нужно не только детей, но ...

Проект в подготовительной к школе группе «Смешарики» по теме: «Скоро в школу».

Проектвподготовительной к школе группе «Смешарики»по теме: «Скоро в школу»....

ГбОУ Школа№1748 Открытый конкурс детских проектов естественно-научного направления в науку первые шаги "Элементарная химия для малышей" Проект подготовительной группы ГБОУ Школа№830 " Крепыш" "Мыло ручной работы".

В наше сложное время, когда защита от инфекций является преоритетом, мы с детьим решили попробывать сварить мыло в  группе, Но для начало мы изучили очень длинную историю появления мыла,узнали чт...

Познавательный проект в подготовительной к школе группе «Скоро в школу я пойду»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет....