"Создание условий в ДОУ для успешной работы с родителями по вопросу оздоровления детей"
статья по теме
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепления своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Последнее время перед образованием встает вопрос: «Какие направления должны стать приоритетными в работе руководителя и педагога ДОУ в современных условиях?» Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ребенка. Очень важно понять, что имеется ввиду его психическое и физическое здоровье.
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепления своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуры.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Однако для осуществления преемственности формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходимо совместная работа педагогов и родителей. Задачами здоровьесберегающей системы в работе в ДОУ являются:
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечение физического и психического саморазвития.
Одним из основных направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение то должны решать эту проблему «всем миром: семья, детский сад, общественность».
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
- Изучение, обобщение и распространение и положительного опыта семейного воспитания.
- Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка.
- Вооружение родителей основами психолого-педагогическими знаниями через психологические тренинги, консультации, семинары.
- Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психической среды в семье.
- Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Формы работы с родителями в ДОУ:
- Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.
- Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
- Дни открытых дверей.
- Экскурсии по детск5ому саду для вновь прибывших.
- Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
- Совместные занятия для детей и родителей.
- Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинской сестры, врача).
- Родительский всеобучающий клуб «Здоровье».
- Организация совместных дел.
Методы, используемые в работе:
1). Анкета для родителей.
2). Беседы с родителями.
3) Беседы с ребенком.
4) Наблюдение за ребенком.
5) Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждения с детьми.
6) Посещение семьи ребенка.
В своих беседах при знакомстве с родителями, детьми, в период адаптации ребенка, проявляя индивидуальный подход к ребенку необходимо вести беседы по следующим направлениям:
1. Каково состояние ребенка, часто ли болеет и что страдает у него в первую очередь?
2. Есть ли хронические заболевания?
3. Каково состояние нервной системы?
4. Как переключается с одной деятельности на другую?
5. Какие традиции и привычки сложились дома в процедурах еды, засыпания, посещение туалета?
6. Какие требования предъявляют детскому саду?
7. Какого режима придерживаются дома?
8. Чем любит ребенок заниматься, что может доставить радость ребенку?
9. Как называют ребенка дома? (Темперамент, если знают)
10. Какого он знака зодиака?
Педагог очень хорошо должен знать ответы на эти вопросы, так как это необходимо в первую очередь, для индивидуального подхода и лучшей адаптации ребенка в детском саду.
В своей работе широко используем анкеты для родителей. В зависимости от точности заполнения анкеты родителей намечается индивидуальная работа с ребенком на занятиях, в том числе на занятиях по физической культуре, при закаливании.
С целью улучшения профилактической работы необходимо провести с родителями цикл бесед, лекции на ряд тем, в том числе:
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхолегочной системы.
5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
6. Плавание – крепость здоровья.
7. Значение режимных моментов для здоровья ребенка.
8. О питании дошкольников.
9. Особенности физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
10. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
11. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
12. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
13. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курения, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
14. Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка.
Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка. В ДОУ организована работа по формированию навыков здорового образа жизни.
В своей работе необходимо ориентироваться на становление мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Необходимо сделать акцент на самостоятельной экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия должны содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Занятия с детьми могут быть разных видов: беседы, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы». «Вопросы-Ответы»), комплекс упражнений и другое. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и упражнения на формирование эмоциональной сферы ребенка. Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия, равновесия т.д.
Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды). Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.
Все родители хотят видеть своих детей, счастливыми. Основа счастья – это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Только правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком. Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения зависит от знаний и умений воспитателей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: «Организация работы с родителями по вопросам оздоровления детей»
используемые формы работы по оздоровлению детей в детском саду и дома...
Доклад к педсовету на тему: «Организация работы с родителями по вопросу оздоровления детей»
Одним из требований ФГОС ДО является «взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе по...
Сообщение «Организация работы с родителями по вопросам оздоровления детей»
сообщение для педсовета...
Творческий проект: родительская мастерская «Крепыш» (работа с родителями по вопросу оздоровления детей)
В проекте представлены методы работы с родителями по оздоровлению детей в условиях семьи и ДОУ....
Организация работы с родителями по вопросам оздоровления детей
Организация работы с родителями по вопросам оздоровления детей...
Организация работы с родителями по вопросам оздоровления детей
Отчет о работе клуба Зожейка...
Из опыта работы: «Организация работы с родителями по вопросам оздоровления детей»
используемые формы работы по оздоровлению детей в детском саду и дома....