Приобщение детей к русской народной культуре.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Материалы имеют тематическую напрвленность- ознакомлении дошкольников с русской народной культуры в детском саду. Представленный практический материал может быть использован при организации работы с детьми старшей и подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Каждый народ в бездонных копилках своей памяти имеет никогда не иссякающие богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки, самобытные праздники и национальная кухня. Человеку просто необходимо знать свою малую родину, свой родной уголок. Я думаю, что проблема нравственно – патриотического воспитания очень актуальна в настоящее время, развитие личности ребенка невозможно без приобщения его культурному богатству русского народа.
Привитие любви к родному краю, к родному дому, к детскому саду, к родным и близким людям является приоритетным направлением деятельности ДОУ. Поэтому, у меня возникла идея и потребность в создании мини – музея национальной культуры: для того чтобы в окружении старинных предметов быта, дети знакомились с особенностями жизни русских людей далекого прошлого.
Работа по созданию мини – музея началась с поиска и сбора, старинных вещей. В поисках экспонатов для музея участвовала не только я, а также родители и сотрудники детского сада. О каждом новом предмете русского старинного быта я рассказывала детям, как на занятиях, так и в повседневной жизни. И все же основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Параллельно с накоплением экспонатов для мини—музея я провела совместные экскурсии с родителями в краеведческий музей поселка Мишкино, где дети ознакомились с понятием экспозиция, коллекция и познакомились с правилами поведения в музее.
Собранные предметы русского быта подсказали название нашего мини—музея « Горенка». В «Горенке» разместили утюг, который разжигался горячими углями, керосиновую лампу, ухват, чугунок, глиняную и деревянную посуду, валек для глажки белья, прялку и многое другое, а стену украшали вышитыми полотенцами и картинами. Образ русского деревенского быта дополнили бутафорской печью, люлькой, скамейками. Пол в «Горенке» застелили домоткаными половичками. Вместе с детьми организовали презентацию мини—музея для детей, сотрудников ДОУ, родителей от лица кукольного персонажа—домовенка Кузи. В нашем музее можно было не только рассмотреть старинные вещи, но что самое главное все потрогать и поиграть ими. Дети испытывали радостное настроение от самостоятельной познавательной деятельности, которую давал особый самобытный мир «Горенки».
После создания мини – музея нам захотелось использовать накопленный материал для дальнейшего приобщения детей к русской народной культуре, Поэтому, был разработан тематический план мероприятий, которые проводились в нашем музее для детей старшей и подготовительной группы.
Тематический план работы в мини- музеи «Горенка»
Месяц | Тема занятия | Содержание | Мероприятия с родителями | Конкурсы. Выставки |
сентябрь | «Милости просим, гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с её хозяйкой , с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. | Экскурсия | |
«Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями | Участие в посиделках | ||
«Теремок» | Знакомство детей с традициями строительства «избы», её внешним и внутренним | |||
Октябрь | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | Знакомство детей с печкой, чугуном, ухватом. | Оформление папки «Русские народные инструменты» | Выставка народных музыкальных инструментов |
«Волшебные дудочки» | Знакомство детей с русской народной музыкальной культурой (ударные, струнные, духовные) | |||
«Хлеб всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Пословицы и поговорки о хлебе. | |||
Ноябрь | «Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода - деревянными ложками | Игротека «Народные игры» | Выставка деревянных ложек |
«Кто же в гости к нам пришел » | Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки». | |||
«И оживают вещи» | Приобщать к русской народной культуре. Знакомство с новыми предметами: лампой керосиновой и утюгом. | |||
Декабрь | «Здравствуй зимушка зима» | Загадки о зиме. Разучивание песенки «Как на тоненький ледок» | Участие бабушек в посиделках. | Выставка свистулек |
«Пришла коляда – отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядований. | |||
«Русская свистулька» | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки | |||
Январь | «Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской одеждой. Разучивание потешки «А тари, тари, тари» | Показ сказки вместе с детьми | Выставка иллюстраций из русских народных сказок |
«Сказки для Кузи» | Самостоятельное рассказывание детьми сказок | |||
«Волшебная палочка » | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметами | |||
Февраль | «Где живет перо жар-птицы» | Знакомство с хохломской росписью | Посиделки «Пропоем мы вам частушки» | Выставка предметов из хохломской росписи и матрешек |
«Чудо - чудное, диво - дивное, золотая хохлома » | Рассказ о традициях хохломской росписью | |||
«Русская матрешка » | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. | |||
Март | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Беседа о маме. Изготовление поделки для мамы (вышивка). | Посиделки «Масленица» пришла | Выставка поделок из вышивки. |
«Масленица дорогая – гостьюшка годовая» | Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен. | |||
«Край родной, навек любимый» | Экскурсия. Русские подвижные игры на открытом воздухе. | |||
Апрель | «Русские богатыри» | Беседа о богатырях земли русской (рисование богатырей). | Конкур русский народный наряд | Выставка одной картины «Три богатыря» В. Васнецова |
«Журнал мод Василисы» | Рисование кокошника и сарафанов. | |||
Май | «Прощание с избой» | Показ спектакля по мотивам сказок. Заключительная беседа о русской избе и национальной кухни | Оформление папки «Русская национальная кухня» |
Постепенно стало традицией приходить на посиделки в «Горенку» не только детям, но и родителя.
Особенный интерес вызывали фольклорные праздники, на которые мы приглашали главных союзников детей—бабушек. Бабушки пели частушки, играли на ложках и балалайке, рассказывали сказки и прибаутки, загадывали загадки, тем самым приобщали внуков к устному народному творчеству. Своим творчеством, рукодельным мастерством простой народ вносил в свою повседневную жизнь красоту. В мини – музее с помощью родителей организовали кружок вышивания, где с большим удовольствием занимались не только девочки , но и
мальчики. Дети постигали рукодельное мастерство простого народа, учились вышивать «крестиком» и « стебельчатым швом», овладевали практическими трудовыми навыками, формировали художественный вкус к русской народной вышивке. А свои вышитые работы дети дарили мамам на 8 марта.
«Горенка» стала любимым местом для изобразительной деятельности. Дети познакомились с творчеством художника В.Васнецова, рисовали былинных богатырей, создавали журнал моды Василисы Прекрасной. По рисункам детей родители изготовили костюмы, а ребята, как настоящие модели продемонстрировали их на показе народных костюмов в «театре моды».
Экспонаты мини – музея мы использовали в театральных постановках по мотивам русских народных сказок «Колобок», «Теремок» и басни А.Крылова «Стрекоза и муравей».
В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа я проводила беседы об играх детей в далеком прошлом , активно использовала в работе с детьми забытые народные игры. В нашей местности играли в игры «Ручеек», «Горелки», «Бояре», «Жмурки» и другие. Детям эти игры тоже понравились, и они играли в них с большим удовольствием.
Особенно приятно было детям вместе с родителями, после проведения каких – либо праздников и досугов посидеть за столом в «Горенке» и попить чай из настоящего русского самовара с баранками и пряниками. Такие посиделки в теплой домашней обстановке объединяют семьи каждого воспитанника, создают атмосферу взаимопонимания, общности интересов, а самое главное влияют на развитие духовности детей, приобщают к культурному наследию прошлого. Я думаю, что создание мини – музея «Горенка», дала положительный результат по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Даже после выпуска из ДОУ дети моей группы активно участвуют в конкурсах рисунков, знатоков родного края, занимаются в школе народного танца, посещают кружки, народного творчества связанного с народным промыслом, так как у детей в детском саду воспитывался интерес к познанию, уважение к истории, культуре, языку русского народа.
Мини-музей «Горенка»
Цель: выведение процесса обучения детей за рамки организованных занятий;
Привлечение детей к активному поиску новой информации;
Получение радости от самостоятельной деятельности.
Задачи:
1. способствовать формированию у детей понятий: « экспонат», «коллекция» и так далее для возникновения интереса по созданию мини-музея в группе; Объединить усилие детей, родителей по созданию экспозиции;
2. создать атмосферу общности интересов детей и взрослых объедение их усилия по созданию экспозиции;
3. приобщать детей к народной культуре
Этапы работы по созданию и деятельности музея:
- Знакомство с понятием: коллекция, рассматривание коллекций значков, наклеек, открыток , пуговиц, киндер-сюрпризов, разновидности бумаги и ткани, собранных в семьях и детском саду;
- Знакомство с музеем:
-Рассказ воспитателя и показ иллюстраций о музеях и о музее в Мишкино;
-Знакомство с правилами поведения в музеи;
-Совместные экскурсии родителей и детей, воспитателя в музей;
-Беседы о посещении музея;
3) Сбор детьми совместно с родителями материала , экспонатов к созданному мини-музею в группе;
- Рассматривание материалов по мери поступления и беседы с детьми;
- Рассказ воспитателя о новом экспонате.
4) Создание экспонатом в мини-музее «Горенка»
5) Презентация мини-музея для родителей, детей, сотрудников.
6)Досуги, развлечения, занятия связанные с тематикой музея.
Заседание клуба с родителями
Предлагаем поиграть в игру «Поле чудес». Тема сегодняшней игры будет посвящена нашему родному краю и называется «Люблю тебя, мой край Родной».
Девиз: «Помни: мира не узнаешь , не зная края своего».
Ход:
У каждого человека есть на земле такое место, где ему особенно хорошо, уютно. Это город, деревня, село, дом и двор, ступеньки, ведущие к порогу, где он впервые ощутил мир и себя, откуда началась для него необъятная Родина. Для многих из нас таким местом стало село Мишкино. Мишкино, как населенный пункт, существует более 200 лет. В 1770 -80 г.г. на северном берегу большого озера, вблизи Мишкинской заимки, на пнях сосен построили свои избы, переселенцы из соседних приозерных деревень Сладкие Караси, Большие и малые Караси. Много можно рассказать о нашем крае, нашей малой родине. Целью нашей игры «Поле чудес» - выяснить, что мы знаем о нашем крае.
Итак начнем.
Прежде чем начнет, крутиться волчок, нам необходимо определить трех участников первого тура. Для этого нужно назвать 3 -х знаменитых земляков, прославивших наш край, Курганскую область? Правильные ответы (Т.С.Мальцев, Г.А. Илизаров, Я.Д.Витебский), Участников первого тура просим занять свои места, знакомлю с правилами игры ( сектор приз, сектор банкрот, сектор очков, за три угаданные буквы приз )
Вопрос 1 тура: Назовите фамилию первых переселенцев проживающих в Мишкино, слово из 8 букв. Правильный ответ (Аксеновы).
Музыкальная пауза с участием детей (песня «Родина»)
Определяем участников второго тура.
Назовите как можно больше улиц в Мишкино, названных в честь знаменитых людей?
Правильные ответы ( УЛИЦЫ: Шадра, Ленина, Карла Маркса, Шевченко, Жукова, Лукина, Миляева, Грибоедова и т.д.). Кто, назовет более 2-3 улиц становится участником 2 тура нашей игры.
Вопрос 2 тура. Назовите фамилию нашей землячки, поэтессы, члена союза писателей ? Слово из 8 букв. Правильный ответ (Моторина). Музыкальная пауза танец «Полька».
Определяем участников 3 тура. Назовите все памятники и мемориалы в Мишкино и кому они посвящены. Правильный ответ ( памятник Ленина, скульптурная группа «Павшим борцам за революцию, мемориал погибшим землякам в 1941-1945 г.г. у КХП, мемориал войнам – землякам, погибшим в годы гражданской и Великой отечественной войны, обелиск павшим в годы войн преподавателем и студентам МПУ, обелиск погибшим рабочим кирпичного завода на фронтах Великой Отечественной войны, памятник Мишкинцам погибшим в локальных войнах.
Родители кто первый или больше называют памятников, становятся участниками 3 тура.
Вопрос 3 тура. 1мая 1928 года состоялся пуск этого предприятия. Назовите что это за предприятие. Правильный ответ (Гончар).
Музыкальная пауза.
Финал. Вопрос : Назовите самую первую улицу которая получила название в последствии с 1920 г. Ул.Ленина. Слово из 10 букв. Правильный ответ (Купеческая).
Вопросы для зрителей:
1.У какой птицы хвост рожком? (ласточка)
2. Какая птица со временем древних греков является символом мудрости и познания? (сова).
3.Какое животное очень любит соль? Его ещё зовут Сохатым (лось)
4. Города и посёлки, села и области на букву «К»? Ответы (Курган, Катайск, Куртамыш, Кетово, Каргаполье)
НОД в мини – музее
Тема: Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
Вид деятельности : интегрированная ( познавательная, игровая).
Образовательные области: «Художественное творчество», « Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Музыка»
Цели и задачи:
«Познание»
-продолжать знакомить с народной культурой прошлого(быта русских людей);
-активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок и разрешение проблемной ситуации;
«Социализация»
- формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе непосредственной – образовательной деятельности
-воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма;
«Коммуникация»
- обогатить и активизировать словарь : печь, ухват, сундук, самовар, скалка, люлька, заслонка, «Лупяки - кожура», «кубарик – кожура»;
«Физическая культура»
- обогащать двигательный опыт детей
- Развивать мелкую моторику рук
«Безопасность»
-формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого
«Художественное творчество»
- закреплять знания о росписях народной культуры;
- помочь увидеть красоту обыденных вещей;
«Здоровье»
- формировать привычку здорового образа жизни
« Труд»
- формировать первичные представления о труде взрослых, о домашнем труде;
«Чтение художественной литературы»
- приобщать к словесному искусству русского народа, через чтение художественной литературы.
«Музыка»
-развивать чувство ритма
-приобщать к музыкальному искусству через русское народное творчество
Предварительная работа: чтение Новинкой «Родной дои». Рассматривание альбом о вещах русской избы, загадывание загадок. Обыгрывание использованных предметов быта в сюжетно – ролевых играх «Дом».Мини – выставка совместно с родителями деревянных ложек.
Оборудование : печь, чугунок, ухват, сундук, стол, самовар, скалка, клубок ниток, люлька, домовёнок Кузя, музыкальные инструменты, дидактические игры: «Матрешки», «Разбери по полочкам».
Ход:
В группе воспитатель обращается к детям
-Какие вы у меня сегодня нарядные. На девочках разноцветные, яркие что? (сарафаны, ленты на головах)
-А мальчики у нас в чем? (рубахи – называются косоворотками)
-Как вы, думаете ребята, для чего мы с вами одели нарядную одежду, когда мы с вами наряжаемся, Когда что? (когда идем в гости на праздник)
-Вот и сегодня я приглашаю вас к себе в гости в русскую избу.
- Согласны?
Под русскую народную музыку заходим в мини – музей (избу)
Воспитатель обращается к детям «Не красна изба углами, а красна пирогами. «Что есть в печи – все на стол мечи».
Ну , проходите гости дорогие, Садитесь рядком да поговорим ладком (Дети садятся на лавки , воспитатель напротив детей)
Гости мои милые детушки – любимые, оглянитесь вокруг да скажите вдруг : что в моей избе больше место занимает? (печка). Верно печка, это печка называется русской печью. Она очень большая. А теперь скажите, мне для чего нужна русская печь? (Печь нужна, чтобы было тепло, на печи можно полежать и погреется)
-Верно, дети печь моя и греет, и лечит, и жарит ,
И парит, и варит. А какие щи да кашу можно сварить в моей печи. Но сегодня я хочу угостить картошкой. А в чем я буду ее варить узнаете , если загадки мои отгадаете :
У печи стоит предмет
Он тяжелый спору нет
Но зато в хозяйстве нужен
В нем сготовить можно ужин (чугунок)
-Правильно, это чугун. Называют его так, потому что сделан он из чего ? (чугуна). В кузнице отлит чугунок какой – крепкий в огне закаленный. А в чем вам мамы пищу готовят дома? (в кастрюле). –А почему не в чугуне?
-Дети: Мама готовит на газовой плите. Для этого удобнее пользоваться кастрюлями. Они на много легче, у них есть ручки, за которые посуду можно держать.
-А для меня чугунок удобнее. Его можно ставить в русскую печь, он не за пачкается и не прогорит. Для того , чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, я беру предмет, а какой отгадайте загадку:
Стоит в избе палка, а на ней металлическая рогатка» (показываю ухват). Это ухват, Вы эту загадку запомните. В следующий раз загадаю ее вам, а вы уже ответ знаете. Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой чугунок (показываю) и поставлю на огонь. Огню мои руки не достать. Но, чтобы ухватом да с чугунком управляться, нужны ловкость да сноровка. Хотите попробовать, каково это ухватом управляться?
Дети по желанию пробуют зацепить чугунок ухватом и приподнять его (ставлю детей полукругом). Трудно, трудно, да только не крестьянам, что с детства у печи управляться научились. Раздается шорох( подхожу к печи беру домовенка)
Домовенок: Чего расшумелись, спать не даете?
-Ой, ребятки ведь я совсем забыла, что живу - то я не одна, а с Домовенком. По старому русскому поверью, каждый дом охраняет домовой. Познакомьтесь с моим домовенком Кузей.
Кузя: Ну, хватит баклуши бить давайте уже быстрее картошку варить.
- Сварим мы картошку в «лупяках» - прямо в своей кожуре. Чтобы картушку сварить, нужно ее водой залить. Вот и готова. Куда поставим чугунок? (печку).
- В русскую печь. А какой предмет понадобиться, чтобы чугунок в печку поставить, а руки не обжечь (ухват). А чтобы жар из печки не выходил закроем ее заслонкой.
Кузя: А пока картошка варится, мы с вами позабавимся.
- А как раньше забавлялись: водили хороводы, или соберутся вечером, достанут музыкальные инструменты, мальчики играют, девушки поют, да рукодельем занимаются. Вот и сейчас приглашаю вас в хоровод «Во сыром бору тропинка». Затем воспитатель выносит музыкальные инструменты в корзине, дети стоят в кругу. Давайте ребятки покажем Кузе, как вы умеете играть на музыкальных инструментах, на ложках и трещетках. Ведь они делались раньше из натурального природного материала «Шумовой оркестр».
-Ну, что Кузя понравилось тебе, как ребята на музыкальных инструментах играют. Приглашаю детей сесть на лавки. А еще ребята у меня есть сундучок, а в нем разные вещи храню, изделия мастеров разных. Разложила я по полочкам вещи в своем сундуке, а Кузя шалунишка взял и перепутал. Вот сейчас я и не могу вспомнить, помогите мне детушки – касатики, каких мастеров изделия у меня в сундуке лежат. Дети собирают фрагменты нарисованных изделий , мальчики матрешек, а девочки посуду. Какие вы у меня молодцы, вот Кузя учись у ребят. Ребятушки – касатушки не хотите еще раз с Кузей поиграть. Есть у Кузи волшебный «кубарик» по-нашему клубок пряжи. Скажешь ему волшебные слова: «Крутись клубок, ложись на бок». ОН покружится, покружится, да и уляжется. Куда носиком укажет туда и смотреть надо: что в той стороне стоит, висит, лежит да как называется. Дети называют предметы, находящиеся в избе и объясняют для чего они предназначены: скалка, ступа, чугунок, самовар и т.д.
-Совсем мы с вами заигрались и про картошку забыли. Она, наверное, сварилась уже. Что я открываю у печи? (заслонку)
- В чем варилась картошка, помните? (в чугунке)
- Ох, горяч чугунок? Чем же его ухватить? (ухватом)
- Вот и сварилась картошка и в «лупяках - прямо в своей кожуре» ( одежке). Достает «парный» чугунок с заранее с вареной картошкой. Сегодня я вам о русской печи рассказала, чугунок с ухватом показала. Делу время потехи час. Угощу картушкой в «лупяках» вас. Приглашаем, вас ребята и гостей, к столу попробовать наше угощение. Русские люди говорят «Что есть в печи, все на стол мечи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры по приобщению детей к русской народной культуре
«Бабка Ежка»Описание:В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:Бабка Ежка – Костяная ножкаС печки упала, ногу сломала,А потом и го...
Методическая разработка "Приобщение детей к русской народной культуре посредством народной игрушки"
Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ...
Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....
Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...
Тема: «Не забывайте, народный фольклор. Приобщение детей к русской народной культуре младшего дошкольного возраста»
Консультации для педагогов...
ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...
Комментарии
Удачи!!!
Удачи!!!