Привитие элементов правовой культуры у дошкольников как условие их успешной социализации.
материал по теме
Из опыта работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
privitie_elementov_pravovoy_kultury.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Привитие элементов правовой культуры у дошкольников
как условие их успешной социализации.
Кипина Светлана Васильевна, воспитатель,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3» г. Чердынь, Пермский край.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу - формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения, при котором человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Однако многие дети дошкольного возраста не несут ответственности за свои поступки, у них не сформировано чувство доброжелательности, ответственности, отзывчивости, симпатии, уважения и терпимости к другим людям и их правам, часто не прислушиваются к чужому мнению, не могут отстаивать свою позицию без споров и капризов. Поэтому возникает необходимость сформировать у детей основы правового сознания.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Основной принцип в работе с детьми по привитию элементов правовой культуры - дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право выступают сюжеты хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном, песенки героев детских мультфильмов. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: «если бы я был гадким утенком», «если бы я поймал золотую рыбку», «если бы я вдруг превратился в…» помогают найти разрешение различных ситуаций. Наблюдения за отношениями близких людей друг к другу, их умением прощать друг другу обиды, отношением друзей к обидчикам, радостями и огорчениями друзей и близких способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. Прием визуализации позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьем, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи. Процесс познания правовой культуры находит выражение в продуктивной деятельности детей: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем, декларации прав группы.
Использование в совместной деятельности и индивидуальной работе с детьми фольклора, шуток помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения.
В организацию воспитательно-образовательного процесса вовлечены и родители.
Психолого-педагогические исследования показывают, что родителей беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях, при воспитании своих детей часто используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость к детям.
Совместная работа с семьей по проблеме правового воспитания дошкольников помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
Чётко выстроенная планомерная работа по привитию элементов правовой культуры у дошкольников даёт хорошие результаты, позволяет активизировать социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность, формирует высокие нравственные личностные качества, что служит основой успешной социализации дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида».
в статье описан опыт работы учреждения общеразвивающего вида с приоритетом в социально-личностном развитии детей по созданию условий для успешной социализации дошкольников....
Создание условий для успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации.
Государственная политика в области образования Российской Федерации одной из основных задач поставила модернизацию дошкольного образования как института социального развития. Дошкольное образова...
статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологическое воспитание"
статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологичекое воспитаниие"...
Создание условий для успешной социализации воспитанников посредством компонентов детской субкультуры
Мир детства существует как субъективная реальность со своими отличительными особенностями восприятия и познания окружающего. Поэтому я считаю, что необходимо преодолеть некоторый авторитаризм в воспит...
Буклет "Создание условий для успешной социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ компенсирующего вида"
Использование учителем-логопедом интерактивных форм взаимодействия с воспитанниками и их семьями через информатизацию образовательного процесса.Создание предметно-пространственной развивающей среды гр...
Привитие элементов правовой культуры у дошкольников
Как формировать чувства праровой культуры у дошкольников...
«Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ по физической культуре в ДОУ»
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...