Привитие элементов правовой культуры у дошкольников
консультация (подготовительная группа) на тему
Как формировать чувства праровой культуры у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
privitie_elementov_prarovoy_kultury_u_doshkolnikov.doc | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Привитие элементов правовой культуры у дошкольников как условие их
успешной социализации.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу - формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения, при котором человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Однако многие дети дошкольного возраста не несут ответственности за свои поступки, у них не сформировано чувство доброжелательности, ответственности, отзывчивости, симпатии, уважения и терпимости к другим людям и их правам, часто не прислушиваются к чужому мнению, не могут отстаивать свою позицию без споров и капризов. Поэтому возникает необходимость сформировать у детей основы правового сознания.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Основной принцип в работе с детьми по привитию элементов правовой культуры - дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право выступают сюжеты хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном, песенки героев детских мультфильмов. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: «если бы я был гадким утенком», «если бы я поймал золотую рыбку», «если бы я вдруг превратился в…» помогают найти разрешение различных ситуаций. Наблюдения за отношениями близких людей друг к другу, их умением прощать друг другу обиды, отношением друзей к обидчикам, радостями и огорчениями друзей и близких способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. Прием визуализации позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьем, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи. Процесс познания правовой культуры находит выражение в продуктивной деятельности детей: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем, декларации прав группы.
Использование в совместной деятельности и индивидуальной работе с детьми фольклора, шуток помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения.
В организацию воспитательно-образовательного процесса вовлечены и родители.
Психолого-педагогические исследования показывают, что родителей беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях, при воспитании своих детей часто используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость к детям.
Совместная работа с семьей по проблеме правового воспитания дошкольников помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
Чётко выстроенная планомерная работа по привитию элементов правовой культуры у дошкольников даёт хорошие результаты, позволяет активизировать социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность, формирует высокие нравственные личностные качества, что служит основой успешной социализации дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование занятий по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников.
Перспективное планирование занятий по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников....
Привитие элементов правовой культуры у дошкольников как условие их успешной социализации.
Из опыта работы по данной теме....
Мониторинг уровня сформированности правовой культуры старших дошкольников.
Мониторинг уровня сформированности правовой культуры дошкольников....
Диагностика правовой культуры старших дошкольников.
Диагностика правовой культуры старших дошкольников....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по правовой культуре старших дошкольников «О правах - играя».
Цель: формирование у старших дошкольников основ социально-правовой культуры....
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена проблеме формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыт смысл формирования правового сознания дошкольников. Изложено формирование правового воспит...
"Игровая деятельность как средство формирования правовой культуры старших дошкольников"
Публикуемый материал дает детям представление об их правах. Способствует развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспит...