Дезадаптивно-психологические следствия процесса урбанизации.
статья по теме
Большинство проблем, с которыми приходится сталкиваться сегодня современному человеку проживающему, в большом городе, связаны с неверием в свои силы и недостатком любви к самому себе, застенчивостью и заниженной самооценкой, завистью и ревностью, стремлением превзойти своих ближайших соперников и агрессией, тревогами и депрессией. Все эти негативные переживания закрывают перед человеком те большие возможности, которые предоставляет ему большой город для счастливой жизни. В статье ставиться проблема негативного влияния факторов урбанизации на психическое здоровье человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kucina_e.v._dezodaptivno-psihologicheskie_sledstviya_processa_urbanizacii.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. В. Куцина
Е.Н. Корнеева
Дезадаптивно-психологические следствия процесса урбанизации.
Резюме: Большинство проблем, с которыми приходится сталкиваться сегодня современному человеку проживающему, в большом городе, связаны с неверием в свои силы и недостатком любви к самому себе, застенчивостью и заниженной самооценкой, завистью и ревностью, стремлением превзойти своих ближайших соперников и агрессией, тревогами и депрессией. Все эти негативные переживания закрывают перед человеком те большие возможности, которые предоставляет ему большой город для счастливой жизни. В статье ставиться проблема негативного влияния факторов урбанизации на психическое здоровье человека.
Ключевые слова: тревога, стресс, стрессовые факторы, невроз, здоровьесберегающие технологии, урбанизация.
Современный человек, находясь в ситуации всеобщей нестабильности, подвергается различным воздействиям как биологических, так и социальных факторов, которые нередко носят негативный характер. Сочетание неблагоприятных условий среды и рост нервно-психической напряженности увеличивают уровень невротизации всех представителей человеческой популяции (В.В.Николаева, Е.Т. Соколова, Г.К. Ушаков). В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены, психопрофилактики и психологической коррекции в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека.
Житель большого города, желающий быть счастливым, должен уметь выстраивать надежную защиту от разнообразных стрессов, владеть многими умениями, среди которых — правильное размышление и правильное воображение, правильное дыхание и правильное питание, правильное расслабление и правильное движение. Только в этом случае жизнь в большом городе может приносить удовлетворение и радость.
Большой город — удивительное создание человеческой цивилизации. Он воплощает в себе, как сказал про него Аристотель, «единство разных» [5].
Жизнь в большом городе создает для его населения много сложностей, которые являются своеобразной платой за хорошие условия проживания, профессиональный и личностный рост. Она создает для живущего в нем много дополнительных проблем, которых не знают жители небольших городов, поселков и деревень.
Перенаселенность и отсюда безличность общения — одна из драматических сторон жизни в большом городе. Для любого человека самым сильным раздражителем является другой человек. Защищаясь от утомляющих раздражителей, житель большого города становится более сдержанным и происходит его отчуждение от остальных людей, с которыми он в этом городе проживает. Так появляется ощущение одиночества и покинутости в социальном пространстве, хотя вокруг — огромное количество людей [1].
К этому надо прибавить расстояния, которые надо преодолеть горожанину, чтобы добраться до работы. Даже после выходного дня, когда человек просыпается отдохнувшим и бодрым, приехав на работу после преодоления большого количества самых разных препятствий, он уже чувствует себя вымотанным и уставшим. Несмотря на большие расстояния, которые приходится преодолевать, живущим в большом городе, они страдают от недостатка движения и гиподинамии. Комфорт городских условий делает многие трудовые физические нагрузки излишними, что приводит к ухудшению работы всех функциональных систем организма [4].
В больших городах, как правило, хуже экологическая обстановка, которая является следствием работы большого количества промышленных предприятий, а также огромных потоков личного и общественного транспорта.
От этого транспорта и всевозможных постоянных строительных работ в больших городах очень шумно. Шум является очень сильным стрессором, который отравляет сознание не хуже промышленных отходов. Постоянный шум вызывает раздражение, снижает альтруистические помыслы, повышает бессознательную агрессивность.
Мелкие, но частые каждодневные стрессы — жестокий бич для большинства жителей большого города. Их критическая масса приводит к хронической тревоге и беспокойству. Эти состояния возникают из-за внутреннего конфликта и страха не справиться со своими многочисленными обязанностями, за которыми, как призрак, стоит страх физической или социальной смерти [3].
Тревожность может проявляться в таких формах поведения как курение, частое потребление алкоголя, в навязчивых действиях вроде трясения ногами или постукивание пальцами по столу, нервных тиках. Одним из распространенных проявлений тревоги является стремление контролировать все жизненные ситуации, за которым стоит страх «кабы чего не вышло». Это приводит к мелочной опеке окружающих, делающих их жизнь невыносимой.
Признаком скрытой тревожности являются тяга к перееданию, алкоголю, курению. Ее можно увидеть в совершении многочисленных бессмысленных покупках, что называется сегодня модным словом «шопинг». Сюда же надо отнести и многоречивость, часто переходящую в пустую болтливость, изнуряющую собеседника бесконечными повторами и занудством. Все это — сигнал для того, что человек должен дать себе передышку, иначе рано или поздно подобное состояние может закончиться плохо.
Ф. Перлз определял тревогу как переживание, разрыва между тем, что есть сейчас и тем, что будет потом. Если обратиться к известной пирамиде потребностей А. Маслоу, то можно констатировать, что тревога может возникать и возникает на самых разных уровнях жизнедеятельности. Основываясь на концепции А. Маслоу, а так же подходах, предложенно О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатовым, причины, по которым возникает тревога, могут быть следующими.
А. Холмогорова предлагает выделить следующие уровни, проявления тревоги: на первом уровне тревога возникает как следствие переживания невозможности успешного решения материальных проблем, удовлетворения физиологических потребностей и достижения хорошего физического самочувствия.
На втором — как переживание невозможности безопасного существования, а так же возможности удовлетворения потребностей в сенсорном опыте — ощущениях, восприятии, мышлении.
На третьем уровне тревога может возникнуть как следствие неудовлетворяемой потребности в самоуважении и самопознании, вследствие расплывчатости Я-образа и недостаточной самоидентичности.
На четвертом уровне тревога связана с невозможностью иметь друзей и семью, дающих ощущение психологической стабильности. Очень многие жители большого города страдают либо из-за отсутствия друзей и поверхностности обыденных контактов, либо из-за невозможности создать семью, либо из-за ее неблагополучия.
На пятом уровне тревога может возникать как следствие недостаточной укорененности в культуре собственного народа, слабости родовых корней, отказа от следования нравственным эталонам, принятым в данной культуре и в своей профессиональной группе.
На шестом уровне тревога связана с потерей смысла собственного существования, отсутствия четких нравственных идеалов и ориентиров, дающих объяснение глубинным основаниям индивидуального существования (экзистенции).
На седьмом уровне тревога возникает как недостаток в самоактуализации и издержки в достижении Самости, понимаемой в концепции К. Юнга как единство сознательного и бессознательного, индивидуального и коллективного опыта. На этом уровне может возникнуть так называемый «ноогенный невроз», связанный с отказом в силу каких-либо неблагоприятных условий или обстоятельств от реализации глубинных потенций [10].
Для избегания тревоги и достижения гармоничного существования необходимо, чтобы все выше указанные уровни потребностей взаимодействовали согласованно, не подавляя один другого. Как отмечают исследователи, «такая согласованность возможна лишь на основе определенной системы ценностей и при условии ответственности личности за свое развитие».
Стресс — состояние негативной нервно-психической-напряженности, возникающее в ответ на сложные жизненные ситуации [6]. В обобщенном виде к ситуациям, вызывающим стресс, надо отнести следующие:
необходимость ускоренной обработки информации в условиях дефицита времени;
вредные экологические стимулы окружающей среды;
осознаваемая угроза значимых для человека ценностей и целей;
нарушение физиологических функций;
изоляция от коллектива, заключение, остракизм, бойкот;
отсутствие контроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.
Среди многочисленных сложностей жизни в большом городе по классификации А.С. Разумова [8] имеющиеся стрессовые факторы можно разбить на следующие четыре группы:
I. Стрессоры активной деятельности. Их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленного акта. Они способны не только нарушить течение деятельности, но так, же усиливать и мобилизовать ее. Это могут быть:
а) экстремальные стрессоры — участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;
б) производственные стрессоры — работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и т. д.;
в) стрессоры психосоциальной мотивации — разного рода соревнования и конкурсы.
II. Стрессоры оценок. Им свойственна эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности. Стрессоры оценок могут действовать на человека задолго или непосредственно перед осуществлением деятельности, сразу после окончания или через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят так же:
а) «старт»- стрессоры и стрессоры памяти — предстоящие состязания, защита диплома, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе;
б) стрессоры побед и поражений — успехи в карьере, искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребенка, поражения, неуспехи, непризнания в деятельности, болезнь близкого человека;
в) стрессоры зрелищ — спортивные зрелища, фильмы, театральные представления, изобразительное искусство и т. д.
III. Стрессоры рассогласования деятельности.
а) стрессоры разобщения: конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и т. д.;
б) стрессоры ограничений — психосоциальных и физиологических — заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, тюремная изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и т. д.
IV. Физические и природные стрессоры: мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, вибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясения и т. д.
Динамичная жизнь большого города все эти стрессы предоставляет в избытке.
Психологическим следствием постоянного нервно-психического напряжения, в котором живут жители больших городов, становится заболевание неврозом, который можно охарактеризовать в общих чертах как потерю интереса к жизни, моральной и психологической неспособности заболевшего успешно справляться со своими социальными обязанностями — профессиональными, семейными, межличностными.
В зависимости от характера человека и его личностной акцентуации это может быть неврастенический невроз, истерический невроз, невроз страха, невроз навязчивых состояний.
А. Лазарусом была выдвинута и разработана концепция преодоления неврозов и стрессов, которая основана на активной попытке овладения сложившейся ситуацией [2]. В нашей стране эти идеи были развиты в концепции поисковой активности В. Аршавского и В. Ротенберга. Основу этих концепций составляет двигательная и психическая активность человека, направленная на изменение его взаимоотношений с окружающей средой и с самим собой. В результате появляются либо подготовительные защитные мероприятия, либо агрессия, либо реакция избегания.
На психологическую устойчивость личности в трудной ситуации влияют такие факторы, как направленность на какую-либо деятельность и желание сотрудничества с другими людьми. Менее удачными в прогнозе преодоления психотравмы будут стратегии, связанные с соперничеством и пассивным приспособлением.
Жителю большого города полезно знать, что активная и осознанная деятельность человека препятствует фиксации его внимания на травмирующих переживаниях. Изменение направления хода мыслей отвлекает от причин душевного потрясения. Активная деятельность и позитивная Я-концепция, являющиеся целительными факторами при многих заболеваниях, всегда связаны с некоторой долей агрессивности, которая направлена на защиту собственных интересов и сохранения прочных границ «Я» [7].
Преодоление негативных последствий стресса на основе достижений современной науки — важная практическая задача. Осуществляется это преодоление в процессе профилактики, которая имеет социальный, психологический и медицинский аспекты.
Социальный аспект профилактики включает в себя создание средовых общественных условий, которые предотвращают психологический травматизм. Сюда относят в первую очередь ликвидацию материальных трудностей и лишений, связанных с жилищно-бытовыми условиями, безработицей, невыплатой зарплаты. Улучшение экологической обстановки в большом городе также входит в социальные задачи профилактики неврозов.
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях включает в себя:
пропаганду здорового образа жизни;
психогигиеническое просвещение населения с учетом возрастных и половых особенностей отдельных его групп;
закалку организма в детские годы;
регулярные занятия спортом, овладение навыками саморегуляции и дыхательной гимнастики;
освоение каждым человеком навыков здорового образа жизни.
Психологическая профилактика стрессов включает в себя:
выработку четкой концепции собственной жизни;
постановку общественно значимых жизненных целей;
упорядочение межличностных отношений в семье и на производстве;
создание оптимального психологического климата в трудовом коллективе на основе психологической совместимости;
обучение правильным навыкам межличностной коммуникации;
воспитание психологической готовности к встрече со стрессами и их нейтрализацией на основе овладения навыками саморегуляции;
научную организацию труда;
создание условий для личностного роста в рабочем коллективе [9].
Здоровье — и физическое, и психическое — может быть добыто только упорным трудом самого человека над самим собой, привычкой к самоограничению и самодисциплине. Только в этом случае жизнь приносит удовольствие и радость, как это и было изначально задумано природой.
Литература
1. Бодалев, А. А. Восприятие человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев - Л.: Смысл, 1965.-285с.
2. Браун, О. Влияние городской культуры на картину мира горожан [Текст] / Отто Браун // Вестник КГУ. - 2003 .- №5. - С. 25-29.
3. Василюк, Ф.Е. Психология переживаний: анализ преодоления критических переживаний [Текст] / Ф.Е. Василюк - М.: Мысль, 1984.-321с.
4. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / А. И. Захаров - М.: Просвет, 1983.-267с.
5. Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь [Текст] / Георг Зиммель // Логос: Журн. по философии и прагматике культуры. -2002.-№3-4.-С.6-11.
6. Карвасарский, Б. Д. Неврозы [Текст] / Б. Д. Карварсарский - М.: Знание, 1980. - 430с.
7. Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг разрешения конфликтов [Текст] / Носсрат Пезешкиан; перевод с нем. Ю. С. Наумовой. -СПб.: Речь, 2004. – 288с.
8. Петрушин, В.И. Неврозы большого города [Текст] / В. И. Петрушин - М.: Академический Проект, 2004. — 368с.
9. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов [Текст] / А.С. Спиваковская - М.: Знание, 1988.- 325с.
10. Холмогорова, А. Эмоциональные расстройства и современная культура [Текст] / А. Холмогорова, Н. Гаранян // Московский психотерапевтический журнал. – 1999. - №2. - С. 61-90.
Сведения об авторе: аспирант II года обучения, заочной формы, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кафедра Общей и социальной психологии. Научный руководитель к.п.н., доцент Е.Н. Корнеева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дисграфия –как следствие недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Статистические данные говорят, что 37% учащихся имеют признаки дисграфии – нарушения письма, а это значит, что они изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих ...
“НЕВРОЗЫ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ”
в статье подробно освещена проблема неврозов у детей...
Высокая тревожность детей, как следствие неправильного воспитания.
Родители и педагоги уже в дошкольном возрасте начинают отслеживать проявление эмоциональных проблем у детей, которые мешают ребенку общаться и спокойно радоваться жизни: это и агрессивност...
Авторский сценарий летнего праздника ко дню защиты детей "Следствие ведет Колобок"
Грабители похищают слона Васю, дети вместе со следователем Колобком расследуют это преступление....
Возникновение предпосылок дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи как следствие нарушений лексико-грамматического строя
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия....
Статья. «Создание условий для благоприятной адаптации детей раннего возраста со зрительной патологией как следствие успешной подготовки к школе»
«Преемственность в работе детского сада и школы по здоровьесбережению воспитанников/обучающихся»...
Сообщение для семинара на тему: "Игротерапия: возможности и логика следствия"
Игротерапия: возможности и логика следствия.Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами с и...