Статья. «Создание условий для благоприятной адаптации детей раннего возраста со зрительной патологией как следствие успешной подготовки к школе»
статья по теме

Тихонова Татьяна Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга

Городской семинар

«Преемственность в работе детского сада и школы по здоровьесбережению воспитанников/обучающихся»

«Создание условий для  благоприятной адаптации детей раннего возраста со зрительной патологией как следствие успешной подготовки к школе»

Автор:            Тихонова Татьяна Евгеньевна – воспитатель раннего возраста, 1 квалификационной категории.

                           

Адаптация – приспособление к той или иной среде обитания.

Социализация ребёнка начинается при  поступлении в детский сад.

Удачная адаптация ребёнка в раннем возрасте – путь к успешной  его подготовке к школе.

Есть 3 варианта адаптации

  1. Лёгкая адаптация – поведение ребёнка нормализуется через 10-15 дней.
  2. Адаптация средней тяжести – длиться в течение месяца.
  3. Тяжёлая адаптация – от 2до 6мес.

Для того чтобы адаптация прошла легко, а так же с целью значительного снижения эмоциональной  напряжённости в ГБДОУ №24 разработана система общения с детьми и родителями.

Воспитатели, психолог, дефектолог, врач невролог, медсестра – ортоптист проводят для родителей индивидуальные консультации и анкетирование. Цель которых, как можно больше узнать о ребёнке, его интересах, особенностях. Помочь родителям в воспитании малышей, повысить их педагогическую компетентность.

Тема анкетирования «Мой малыш». Цель: Узнать условия воспитания ребёнка в семье, индивидуальные особенности малыша. Выработать единые требования и привила для воспитания детей.

Темы рекомендаций.

«Воспитание и обучение ребёнка с нарушением зрения»

«Как подготовить детей к детскому саду»

«Как облегчить ребёнку утреннее расставание»

Психологическое здоровье ребёнка зависит от возможности психики адаптироваться в различных ситуациях.

В течение жизни ребёнку приходится пройти через адаптационный период неоднократно (ранний возраст, дошкольный период, школа).

А первый социальный опыт ребёнок получает в раннем возрасте. Если ребёнок благоприятно, спокойно адаптируется в новой среде, то и его психическое, эмоциональное состояние будет уравновешено – это позволит ребёнку быть уверенным в себе, доверчивым к окружающим, любознательным. Эти качества помогут раскрыть ребёнку его потенциал. Что непременно скажется положительно в усвоении дошкольной программы и подготовке его к школе.

Цель.

Создание благоприятных условий в адаптационный период детей раннего возраста с нарушением зрения.

В первые дни пребывания ребёнка в детском саду мамы особо тревожных детей могут пребывать в группе вместе с малышом. Знакомятся с групповой комнатой, игрушками, приглядываются к воспитателям. Дети чувствуют их поддержку, меньше переживают в присутствии незнакомых взрослых.

Воспитатели наблюдают за поведением и эмоциональным состоянием детей.

Родители, столкнувшиеся с трудностями адаптации, приглашаются на консультацию к педагогу – психологу. Специалист даёт рекомдации, совместно с родителями вырабатывают стратегию поведения и методы воспитания ребёнка.

По результатам консультаций и занятий с детьми делается прогноз степени адаптации ребёнка к ДОУ.

 Для родителей проводится собрание, на котором воспитатели и специалисты знакомят родителей с программой воспитания и обучения, правилами, требованиями нашего учреждения.

В группе раннего возраста в период адаптации на стенде  для родителей вывешивается информация различных конфликтных ситуаций, которые могут произойти с их ребёнком и рекомендации как их сгладить.

Важную роль в период адаптации играют воспитатели, которые на этот сложный для малыша период должны заменить ему маму. Только доброе и приветливое отношение, спокойствие и уверенность в своих силах дадут уверенность и спокойствие ребёнку. Воспитатель должен помочь проникнуться ребёнку к новому взрослому доверием. Дать понять малышу, что его не обидят, пожалеют, поиграют. Здесь его ждут и любят. Именно воспитатели  организовывают жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, чтобы малыш адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям.

Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду

 

  • Следует обратить внимание на домашний режим питания и сна и постепенно приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду.
  • Нужно постепенно формировать навыки общения ребёнка со сверстниками: можно гулять с ним на участке детского сада и привлекать к совместной деятельности с другими детьми.
  • Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию.
  • Следует рассказать ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошёл.
  • Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло – осенью он может ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли в детский сад.
  • Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будите его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в дошкольное учреждение.
  • Психологи выявили чёткую закономерность между развитием предметной деятельности ребёнка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптируются малыши, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребёнка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым.
  • Разработайте вместе с ребёнком несложную прощальных знаков внимания, так ему будет легче отпустить вас.
  • Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
  • Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Любые ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы дошкольному учреждению.
  • В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес дошкольного учреждения и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

Как облегчить ребёнку утреннее расставание

Научитесь прощаться с ребёнком быстро. Не затягивайте расставание. Ребёнок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет ещё труднее успокоиться.

Положите  малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещицу, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.

Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребёнка, если хотите чтобы он вам доверял.

Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда целуйте ребёнка в щёчку, а потом нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное.

Не пытайтесь подкупить ребёнка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку.

Чётко дайте ребёнку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он всё равно пойдёт в детский сад. Если вы хоть раз поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие художественно-эстетических способностей детей раннего возраста через нетрадиционный способ изобразительной деятельности

Слайд 2

Рисуем пальчиками

Слайд 3

Познакомить детей с разными видами техник в рисовании. Цель. Развивать зрительное восприятие; Развивать интерес к творчеству; Формировать цветовосприятие ; Развивать пространственное мышление; Развивать мелкую моторику; Развивать чувство ритма; Развивать пространственную ориентировку; Развивать уверенность в своих силах; Развивать эмоциональную отзывчивость.

Слайд 4

Раскрашиваем уточку

Слайд 5

Вот что получилось

Слайд 6

«Цыплёнок», «Следы».

Слайд 7

Зимние деревья

Слайд 8

Выставка работ

Слайд 9

Украсим ёлочку

Слайд 10

Выставка работ

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Статья о теоретических аспектах адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

1.1 Адаптация – понятие и сущность1.2 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста1.3 Организация художественной деятельности в период адаптации детей к ДОУ...

Тема: «Создание благополучных условий для адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми...

Статья из опыта работы "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Статья для педагогов, работающих в группах раннего возраста....

Семинар-практикум для педагогов. Создание условий для адаптации детей раннего и мл. дошкольного возраста в ДОУ.

О том, как создать условия в ДОУ для успешной адаптации и ранней социализации детей....