"Активизация речи детей и использование дидактических игр и упражнений на основе устного народного творчества"
статья по теме

Двойникова Елена Владимировна

На втором году жизни интенсивно развивается понимание речи, то есть пассивный словарь. В период от первого ко второму полугодию уже наблюдается качественный скачок от понимаемой речи к активной. В начале второго года жизни ребёнок говорит примерно 10 простых слов (мама, папа, баба и тому подобное), это так называемые местные слова. К двум годам словарь увеличивается до 300 слов и более. Но понимание значительно опережает активную речь, что вполне закономерно.

Для успешного развития понимания речи и расширение практического опыта, я использую фольклорные произведения. Мною использованные потешки помогают развитию ориентировке в окружающем мире иными словами познавательно развивают ребёнка.

Для этого у меня подобран материал на все виды деятельности (картотека). В картотеке есть подбор потешек для эмоционального подъёма, улучшение настроения, и для проведения всех режимных моментов: питание, умывание, сон, одевание.

Овладение ходьбой – важное событие в жизни ребёнка. Вот почему важно оценить действие малыша, скажем таким стихотворением:

Катя, Катя, маленькая

Катя удаленькая

Пойди по дорожке,

Топни, Катя, ножкой.

Чтение стихов, прибауток «Большие ножки шли по дорожке, маленькие ножки бежали по дорожке». Можно разыграть с двумя различными по величине куклами.

С помощью полезных потешек воспитатель утверждает в ребёнке добрые чувства, а так же воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает.

Например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька хороший,

Коленька пригожий.

Он по лугу едет

Луга зеленеют

К садам подъезжает

Сады расцветают.

Ребёнок ещё не знает о месте и роли животных в жизни человека. Животные действуют в произведениях на равных, как люди. Кисонька – мурысенька, едет на меленку; курочка метёт избу или идёт за водичкой; сорока кашу варит и так далее.

Постепенно дети начинают осваивать характерные, наиболее доступные понимания, особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне.

«Вот все люди спят

Вот и звери спят»

«Вот и ночь пришла

Темноту привела»

«Заснул петушок,

Запел сверчок»

Обязательно уловить отношение человека к животному, его доброту и ласку. Что, значит, заботиться о животном, малыш ещё не понимает, но эмоционально чувствует общий колорит гуманного отношения человека ко всему живому:

Уж как я свою коровушку люблю,

Свежей травкой я свою бурёнушку кормлю,

Ты иди моя коровушка домой,

Напою тебя водой я ключевой.

Для того, чтобы познакомить детей на прогулке с явлениями природы, я использую:

«Радуга – дуга! Высока и туга!»

«Ах ты, зимушка – зима»

«Травка – муравка»

«Закатилось красно солнышко»

Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывает разностороннее воздействие на воспитание ребёнка.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Развитие фантазии и речи детей на основе устного народного творчества.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Развитие фантазии и речи детей на основе устного народного творчества».Образовательная область: познавательно-речевое развитие дет...

Использование дидактических игр и упражнений в коррекции устной речи.

В статье представлены дидактические игры и упражнения для коррекции устной речи....

Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели

Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического  развития...

Программа дополнительного образования по формированию логопедических навыков на основе устного народного творчества

Программа по формированию логопедических навыков для детей младшего дошкольного возраста, содержит пояснительную записку, задачи, принципы, перспективное планирование....

Использование дидактических игр и упражнений на основе тактильно-зрительного восприятия с дошкольниками с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно большое  отставание  в  сроках  развития  восприятия, памяти,  мышления, замедленный  темп развития.  У...

Практическое упражнение для педагогов «Устное народное творчество»

Данные упражнения помогут освежить в памяти педагогов формы устого народного творчества...

Конспект интегрированного занятия на основе устного народного творчества: "Кто в домике живет?"

Закрепление знаний детей дошкольного возраста о домашних животных; Развитие речи....