Использование дидактических игр и упражнений в коррекции устной речи.
статья по логопедии на тему

Гладышко Наталья Викторовна

В статье представлены дидактические игры и упражнения для коррекции устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр и упражнений  в  коррекции

 устной речи дошкольников с речевой патологией

                                                           Гладышко Наталья Викторовна

                                                                                        учитель-логопед,

                                             МДОУ «Детский сад № 24 с.Крутой Лог

                                               Белгородский район Белгородская область»

         В последние годы наметилась тенденция к увеличению количества детей старшего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие речи. Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Так как письменная речь формируется на основе устной, то дети, страдающие недоразвитием речи, потенциально являются группой риска по приобретению в начальной школе дисграфии и дислексии. Преодоление речевого недоразвития достигается путём целенаправленной логопедической работы.

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются "играючи", заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Исследование З.М. Богуславской, специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, деятельность. В этом случае возникают мотивы "конкретных" действий. Причем игровые мотивы, как отмечает З.М. Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой деятельности. В отличие от игр вообще, педагогическая  дидактическая  игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 Дидактические игры не только имеют большое познавательное значение, расширяют кругозор детей, но и формируют психологическую базу речи, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия. Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания и т.д. – развивают зрительное и слуховое восприятие,

внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи, данными воспитателем или логопедом. Дидактические игры, несущие скрытую педагогическую цель – сформировать у детей правильную речь, одновременно дают им определенные знания, обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические процессы. Развивается восприятие цвета, формы, величины предметов. «На что похоже?», «Найди такой же предмет?», «Большой - маленький». Целый ряд игр направляю на развитие логического мышления: «Письма», «Сколько ног?», «Что из чего сделано?». В играх с картинками дети классифицируют предметы и явления, что развивает связанные с этим, умственные действия, операции обобщения и сравнения: «Назовите одним словом», «Найди и положи», «Кто это и что это?» и др. Применяя дидактические игры,  существенно увеличивали эффективность процесса формирования связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста.

        В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предметов и наречий, обозначающих пространственные отношения (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом), и сразу же закрепляют знания. Это обогащает словарь ребенка и развивает его пространственные представления. Однако выбор игры никогда не бывает случайным. При постановке у ребёнка конкретного звука подбираю игры и игровые действия, ситуации, способствующие закреплению артикуляционные и акустические признаки.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

  • уточняется  артикуляция – положение губ, языка, и зубов при произношении изучаемого звука;
  • уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поётся или не поётся звук (гласные или согласные), мягкость и твёрдость;
  • находим образное сравнение звука;
  • обозначаем их цветовыми символами.

Эффективности коррекционной работы невозможно достичь вне связи с развитием психологической базы речи, познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).

Для развития мышления применяется:

  • выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Толкование пословиц и метафор и т.д.;
  • моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв;
  • складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы;
  • игра «IV лишний»

Для стимуляции слухового внимания хорошо подходят  игры и упражнения из программы детского сада («Угадай, кто кричит?»;«Угадай, на чём играют?»;«Угадай, что делают?»;«Найди пару»;«Где мой домик?»;«Узнай по описанию»;«Телефон»;«Отгадай сказку по отрывку».

  • Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания используются, когда необходимо выделить время на индивидуальную работу и занять других детей (длительная сортировка и нанизывание бусинок; лабиринты ). Рисунок-схему, тактильные ощущения посредством узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, на ощупь использую для развития образной памяти, а игры на выполнение многошаговых инструкций – оперативной  памяти. Например,  игра «Найди клад»; «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности); «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение; рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).

Важно отметить, что дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление, а для ребенка часто это труд, но важно сказать какой бы сложной не была дидактическая игра, она первым делом должна приносить удовольствие, как условие к мотивации овладения знаниями.

Список литературы:

  1. Аникеева Н.Л. Воспитание игрой/ Н.Л. Аникеева. - М., 2009. – 54 с.

2.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2009.

3.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи/ Г.С. Швайко. - М., 2011. -114 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в развитии связной речи детей с ОНР

   Важное значение имеет содержание дидактических игр. В дошкольных учреждениях имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дида...

ДОКЛАД На тему: «Использование дидактических игр при формировании связной речи».

Актуальность проблеммы текстового сообщения у детей с общим недоразвитием речи....

Дидактические игры по развитию устной речи

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ...

Консультация для воспитателей: «Использование дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Консультация может быть полезна воспитателям общеразвивающих и специализированных  групп по речевому развитию....

Дидактические игры по развитию устной речи

Дидактические игры по развитию устной речи...

Картотека дидактических игр по развитию устной речи

Картотека дидактических игр  по развитию произношения звуков развития полноценной речи для детей старшего дошкольного возраста...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ

Игры по развитию устной речи...