Предупреждение эмоционального выгорания у педагогов
материал

Дорощенко Оксана Сергеевна

Деятельность педагога характеризуется постоянными эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным напряжением. Это и высокая ответственность, и мотивационно-личностная вовлеченность в педагогическую работу. И значительное эмоциональное выкладывание в общении с детьми, родителями. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Автором понятия "синдром эмоционального выгорания " стал Герберт Фрайденберг. Он выделил три составляющих эмоционального выгорания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Психологический    тренинг № 2

           « Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада видеть вас всех здесь на тренинге. Сегодня мы продолжим тему эмоционального выгорания. Мы поговорим о трех стадиях СЭВ  и попробуем найти  выход из сложившейся ситуации.

   Упражнение «Порядковый счет»

Участники сидят в кругу

Инструкция: «Я говорю «один» и смотрю на любого участника игры; тот, на кого я посмотрела, говорит «два»  и смотрит на другого».

   Упражнение «Импульс по цепи».

Участники сидят в кругу.

Инструкция: Положите правую руку на колено соседа справа а левую руку- на пульс правой руки соседа слева . Импульсом будет легкое нажатие на пульс. Причем нажатие нужно сделать в тот же миг, когда приняли сигнал».

На какое-то время все участники закрывают глаза, но не перестают отправлять и принимать импульс положительной теплой энергии.

Мы, женщины тонко чувствуем, что такое выгорание. Мы знаем, как оно ощущается в теле, как изматывает психику. Как вдруг в самый неподходящий момент наваливается усталость, а при одной мысли о работе- возникает и тошнота и головная боль. И даже самые близкие люди могут вызывать жуткое раздражение. Это и есть эмоциональное выгорание.

Автор этого понятия — Герберт Фрейденберг ( американский психолог, практикующий психиатр). Он отметил, что на смену воодушевлению и энтузиазму , с которым люди брались за свою работу, спустя некоторое время приходило истощение, раздражительность, цинизм и потеря интереса к , значимой первоначально для них, деятельности. По контрасту с первоначальным эмоциональным горением,  Фрейденберг назвал эти симптомы «эмоциональным выгоранием». И если об этом явлении в 1974 году знали только специалисты узкой сферы, то спустя 47 лет выгорание уже входит в топ 3 корпоративных заболеваний. В мае 2019 года на одном из заседаний ВОЗ профессиональный синдром эмоционального выгорания( дальше СЭВ) был включен в МКБ-11. Эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. А значит СЭВ признан фактором, влияющим на состояние здоровья. И поэтому лечить его призывами «собраться» или попросту «немножко отдохнуть» абсолютно неэффективно.

   Упражнение «Охотничий азарт».

Необходимо разбиться на пары.

Инструкция: В этой игре нужно догнать своего партнера и осалить его. Тот , кого осалили, разворачивается на 360 градусов вокруг своей оси, прежде чем начать охоту на партнера, заблаговременно отошедшего подальше.

Нельзя:

- бегать ( можно только быстро ходить);

- в своем порыве сбивать других;

- забывать обернуться вокруг своей оси на 360 градусов.

  Фрайденберг выделил три составляющих СЭВ:

1. эмоциональное истощение;

2. деперсонализацию;

3. ощущение бессмысленности усилий.

Эмоциональное истощение- это усталость, вызванная слишком долгой и интенсивной вовлеченностью. Периоды повышенной вовлеченности должны сменяться качественным отдыхом. Иначе организм испытывает стресс и начинает на него реагировать. Уже доказано. Что самое разрушительное влияние на нашу работу, наши отношения оказывает именно первая составляющая.

Деперсонализация- притупление эмоциональных связей с окружающими, безразличие. Здесь уже мы можем говорить в первую очередь о расстройстве самовосприятия и, как следствие, о деформации в отношениях с другими людьми. Человек становится неуверен в себе, не находит свое место в новых реалиях. Появляется цинизм по отношению ко

 всему. Возникают трудности в общении с коллегами, семьей. Появляется озлобленность , агрессия, апатия. Снижается продуктивность на работе. Человек даже внешне может измениться, перестать следить за собой.

Ощущение бессмысленности усилий- чувство, что все ваши действия бесполезны и ни на что не влияют. Здесь речь идет  об обесценивании- одной из самых частых причин СЭВ. Когда сотрудник не видит ради чего он работает, не понимает собственных целей и не чувствует их связи с общими задачами. Тогда и появляется ощущение бесполезности.

 

Упражнение «Иди ко мне, мы с тобой».

Инструкция: Один человек встает в центр круга и говорит, обращаясь к кому -нибудь, например: «Иди ко мне , Лена, мы с тобой любим цветы». Они берутся за руки. Следующий участник продолжает: «Иди ко мне …, мы с тобой...». Так образуется цепочка.

Затем возможны варианты:

- предложить участникам изобразить, не расцепляя рук, волнообразное движение змеи, образовать спираль, закручиваясь вокруг первого участника;

-сделать ровный круг, квадрат, треугольник, звезду;

 

Упражнение «Группа, как зеркало».

Материалы: стопка карточек.

Участники садятся в круг, в середине круга — стопка карточек (или по 4-5 штук в руках у каждого играющего).

Инструкция: «Мысленно обратитесь к кому-нибудь из членов группы, запишите это обращение на карточке. Написанное должно выражать то личное впечатление, которое сложилось у вас о другом человеке. Не нужно писать, от кого это послание и кому адресовано. Желательно начинать фразу с местоимения «я», так как такие фразы лучше воспринимаются. Писать нужно на одной стороне карточки».

Исписанные карточки перемешиваются и раздаются участникам. Один из участников зачитывает вслух написанное на карточке и отдаёт её тому, кому, по его мнению, подходит данная фраза. Все, включая получателя карточки, могут высказаться по этому поводу. Так раздаются все карточки. В рефлексии отметить, были ли повторения, что было неожиданным,  особенно приятным.

Примечание. Это упражнение позволяет получить образную связь от участников группы, взглянуть на себя глазами группы. Участники должны уже хорошо знать и уважать друг друга.

 Эмоциональное истощение — это сниженный эмоциональный фон.

Деперсонализация- расстройство самовосприятия, деформация в отношениях с другими людьми.

Редукция персональных достижений- отрицание личных и профессиональных достижений.

  Я хочу вам привести слова Одри Лорд. Это американская писательница, поэтесса, общественный деятель. Она говорит: «Забота о себе- это не потакание собственной слабости, а самосохранение и акт политической борьбы». А вот заботиться о себе, любить себя нам совершенно некогда.

    Вы провели диагностику. И я уверена, что почти у всех эмоциональное истощение. Хочу вам предложить несколько копинг- стратегий:

1) Первый и очень простой совет- попросите передышку в работе. Помните, за периодами включения в работу должны следовать периоды качественного отдыха. Поэтому, пожалуйста, отдохните так , как вы любите, когда ваша психика и тело получат максимальное отдохновение и расслабление.

2) Постарайтесь организовать зону отдыха на работе. А в перерывах- хоть немножечко погулять, подышать свежим воздухом. Когда вы общаетесь с коллегами- не говорите о плохом, о проблемах, о негативе. А расскажите о книге, которую вы прочитали или обсудите спектакль. Поговорите об успехах ваших детей, о прекрасной погоде...Говорите о хорошем.

3) Повторяйте аффирмации. Это короткие позитивные фразы. Например, «я живу с уверенностью, что только самое лучшее приходит ко мне с каждым днем и все больше и больше», «все мои проблемы разрешаются без моего участия и мне во благо, лучше и быстрее, чем я ожидаю». Займитесь хобби. Оно позволяет переключить внимание, эмоционально зарядить и выпустить пар.

4) Соблюдайте режим сна. Порадуйте свое тело.

5) «Целебные объятия». Через 20 секунд объятий  снижение давления,  меняется гормональный фон и повышается настроение. А вслед за этим растет уровень окситоцина, гормона социальных связей. Всего 20 секунд объятий говорит вашему организму, что вы в безопасности.

Упражнение «Марионетка»

    Участники должны разбиться на «тройки». Для каждой «тройки» ставятся два стула на расстоянии 1,5-3 метра.

Инструкция: «Вы разбились на «тройки». Двое из вас должны играть роль кукловодов — полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, а третий участник будет играть роль куклы. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. Тот, кто играет «куклу» не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды»».

Вопросы для рефлексии:

- что вы чувствовали во время игры, когда были в роли «куклы»?

- понравилось ли вам это чувство?  Комфортно ли было?

- хотелось ли что-либо сделать самому?

Деперсонализация. 

     Отношение к коллегам становится негативным, даже циничным.. Появляется чувство вины. И человек выбирает автоматическое функционирование. Если вы чувствуете у себя эти симптомы- это про вас.

1) Старайтесь разрешить конфликт сразу и гуманным способом. Когда вы можете исправить все здесь и сейчас. Если держать стакан с водой 1 минуту. Что будет? Ничего. А если 15 минут- уже рука дрожит. А если 1 час- уже не сможете держать. Так и с конфликтом.

2) Опишите ваши лучшие качества, которые вы проявляете в общении с другими людьми.

3) Определите круг коллег, с которыми вы общаетесь неэффективно. Пореже общайтесь.

4) Поплачьте. Скажете: «Слезами горю не поможешь..». Не забывайте, что разобраться с причиной стресса и с самим стрессом- это две разные вещи. После плача стрессогенная ситуация никуда не делась, но вы разрядили свою стресс-реакцию.

5) Пересмотрите заново свои любимые фильмы. Когда вы переживаете эмоции художественных персонажей, организм воспринимает их как свои собственные. Сюжет фильма проводит вас через полный цикл.

Редукция личных достижений.

    Это переживание собственной нерезультативности. Здесь человек страдает от недостатка признания, от потери контроля над ситуацией. Он чувствует собственную несостоятельность.

Выход из ситуации:

!) Напишите 10 самых ярких достижений в работе.

2) Создайте свою миссию о работе.

3) Запишите 5 примеров, как вы позитивно влияете на мир.

4) Опросите близких и коллег о ваших качествах, за которые они вас ценят.

5) Заведите дневник успехов. В конце каждого дня фиксируйте хотя бы 5 дел с которыми вы справились, даже рутинные. Никогда не записывайте негатив, неудачи. Только хорошее.

Рефлексия. Участники передают друг другу горящую свечу и делятся своими чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка проекта по предупреждению эмоционального выгорания педагогов « Успех »

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14города Крымска муниципального образования Крымский район      ...

Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду

В работе представлен материал по решению проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Сформированы этапы деятельности старшего воспитателя по данной проблеме, пути взаимодействия с узкими специали...

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

Практический семинар для педагогов «Предупреждение эмоционального выгорания воспитателя!»

Как сохранить психологическое благогполучие педагогу? Несколько практических заданий в кругу коллег....

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...

Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"

Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"...