Воспитание личностной культуры ребенка посредством формирования ценностного отношения к рукотворному миру
статья по теме
В данной статье отражены формы и методы работы, как традиционные, так и авторские, а также решаются следующие задачи:
- обогощение чувственно - эмоционального опыта освоения детьми знаний и развития на этой основе интереса к окружающим предметам;
- формирование системного характера представления о предмете, как важнейшего условия воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду человека.
Современные дети - дошкольники характеризуются неустойчивостью чувств, недостаточными знаниями об окружающем и в связи с этим непониманием важности сохранения предметов. В предоставляемом материале отражена система авторской работы, которую можно использовать в различных образовательных областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РУКОТВОРНОМУ МИРУ.
Считаю задачей первостепенной важности воспитание в детях понимания значимости ценности окружающих рукотворных предметов, осознание того, что в предмете материализован опыт человечества.
Как показывает опыт работы в дошкольном учреждении, что только благодаря систематичности, последовательности, планомерности развивающего процесса возможно воспитание у дошкольников ценностного отношения к предметному миру. Научившись ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, ребенок начинает постигать серьезные связи и зависимости нашего мира. Поняв целевое назначение и освоив функцию предмета, дети начинают осознанно относиться к этим предметам. Предметный мир имеет рукотворный характер, в связи с этим его познание неразрывно связано с трудовой деятельностью взрослых. Знания о труде обеспечивают возникновение устойчивого интереса детей к труду взрослых, стремление научиться трудиться, как они.
Опосредованное знакомство с трудом взрослых происходит через рассказы, беседы, чтение детских книг. Наблюдения за трудовой деятельностью взрослых я строю на экскурсиях, во время которых проявляю заинтересованность, побуждаю к вопросам, организую совместную деятельность, постепенно уменьшая свою активность, передаю её детям. На экскурсиях дети получают отчетливое представление о роли современной техники в трудовой деятельности (подъемный кран, электронные весы, компьютер), о роли машин и механизмов в труде человека (ускорении получения результата труда, облегчении труда). А также дети наглядно получают обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (ателье: модельер, закройщик, швея). По ходу экскурсии фотографирую детей и то, что они видят вокруг, это дает возможность использовать фотографии для дальнейшего конструирования педагогического процесса. Из таких фотографий сделан альбом. Оформленный совместно с детьми, он расширил детские представления, укрепил дружеские взаимоотношения, развернул перед детьми палитру разнообразных видов детской деятельности. Неоценимую помощь в работе по ознакомлению детей с профессиями оказывают родители. Они приглашаются в группу с рассказами о своей профессии, приносят результаты своего труда, инструменты, фотографии, книги о профессиях, увлечениях дома, индивидуальные коллекции. Данные коллекции влияют на возникновения интереса к новым содержаниям, расширяют имеющиеся у детей представления об окружающем мире. Продемонстрированные коллекции иногда вдохновляют детей на создание своих коллективных групповых коллекций.
Также я продумываю и создаю образовательные ситуации, включающие ребенка в наблюдение за трудовым процессом взрослого. Например, ознакомление с профессией плотника началось с починки дверей в шкафчиках приемной. Дети с интересом наблюдали, что и как делает плотник, задавали вопросы, интересовались назначением инструментов, изъявляли желание помочь. Я помогала детям формулировать вопросы, обратила внимание ребят на то, как аккуратно сложены инструменты, как точны движения плотника, как убрано место после работы.
Созданная мною педагогическая ситуация подтолкнула детей к реализации проекта “Подарок плотнику дяде Егору”.
Цель проекта: обогатить знания и представления детей о трудовом процессе— преобразовании предмета труда (исходного материала в продукт— результат труда); закрепить знания о свойствах и качествах используемого материала (древесины); конкретизировать знания о способах соединения используемого материала; расширить знания о рабочих профессиях.
На первом этапе мы обсудили встречу с плотником, и я сконцентрировала внимание детей на том, где он хранит свои инструменты (в холщевой сумке). Я подвела ребят к мысли, что в сундучке или чемоданчике отыскать нужный инструмент гораздо удобней. Ребятами было принято решение изготовить подарок для дяди Егора в виде сундучка.
Для поддержания интереса с детьми проведено развлечение «Дело мастера боится», где ребята вспоминали пословицы о труде, отгадывали загадки об инструментах, участвовали в играх «Из чего сделано?», «Потрогай и ответь, не подглядывая», соревновались в скором забивании гвоздей.
Одним из условий реализации проекта явилось участие родителей, и на втором этапе проектной деятельности отзывчивые папы (а их оказалось четверо) продемонстрировали ребятам, как надо распиливать крупные листы фанеры на детали сундучка. Рассказывая о технике безопасности, папы показывали детям инструменты, объясняли, как подготовить рабочее место. Дети рассматривали стружку, вдыхали ее запах; по завершению работы помогали убрать рабочее место.
Деятельность основного этапа мы начали с решения познавательно- исследовательских задач— нужно было определиться со способами соединения деталей сундучка (склеивание, скручивание шурупами или сбивание гвоздями). Опытным путем пришли к выводу, что скручивание шурупами самое надежное. В процессе работы закрепляли знания о свойствах и качествах древесины. И какова же была радость, когда выполняя определенные действия, следуя правилам безопасности, ребята увидели результаты своего труда. Уже после второй встречи по работе над соединением деталей сундучка ребята отметили, какой это трудоемкий процесс, сколько усилий они вкладывают в эту деятельность. Удивлял и интерес девочек к проделываемой работе. Наблюдая, они задавали вопросы, просили потрогать шурупы и инструменты, поторапливали ребят, ведь их участие было впереди: при планировании детской деятельности на втором этапе проекта девочкам досталась роспись сундучка.
По окончании работы несколько дней, пока готовились к презентации, сундучок стоял на самом видном месте группы и относились к нему как к стеклянному- трепетно и бережно. В процессе выполнения проекта я отмечала, как развивался интерес детей к материалам и предметам, используемым в работе, как менялось отношение ребят к окружающим вещам. Совместной деятельностью я подводила ребят к выводу, что человек не придумывает ненужных предметов, на их изготовление он тратит много труда и поэтому к окружающим нас вещам нужно относиться бережно.
Презентуя сундучок, плотнику дяде Егору ребятами была вручена открытка с пожеланиями, продемонстрирована выставка рисунков на тему «Как у дяди у Егора инструментов целый ворох». Благодарностью ребятам за их труд была радость и восхищение нашего плотника от неожиданного и такого нужного подарка.
Продолжение этой темы нашло отражение в работе «Мастерской». Ребята изготавливали коробочки, стаканчики для хранения гвоздей, шурупов, гаек и т.д., используя бросовый материал, электрокартон.
Конкретизируя представления детей о свойствах материалов, способах их преобразования в конкретный продукт труда, у ребят систематизировались представления о предметах, их окружающих. Я также использую свои авторские игры для старшего возраста.
В игре «Помощники в труде» у ребят развивается умение описывать предметы, необходимые для работы людей разных профессий. Участникам игры я раздаю конверт с изображениями каких- либо предметов. Первый играющий описывает предмет, оказавшийся в конверте. Кто из игроков угадает, о чем идет речь, тот получает эту картинку. И так каждый ребенок, описывая предмет, отдает картинку отгадавшему. У кого наберется больше картинок, тот победитель.
Д/и «Кувырком». Цель: закреплять знания детей о предметах труда, воспитывать умение исправлять ошибку в игре, находить целесообразный ответ.
Ход игры: я раскладываю перед детьми карточки, не соответствующие реальности: повар решил сварить суп из пилы и т.д.; играющие исправляют ошибку, объясняют почему.
Д/и «Кто покажется?». Цель: закреплять представления о разнообразии профессий, о внешнем облике представителей разных профессий, воспитывать уважение к людям труда.
Ход игры: я показываю детям картинку с силуэтом человека определенной профессии, угадавший изображенного на картинке, получает ее. Набравший большее количество картинок- победитель.
Д/и «Я- сыщик». Цель: воспитывать умение запоминать детали внешнего вида, присущие людям разных профессий, закреплять умение составлять описательный рассказ, пользоваться речью- доказательством для обоснования своих суждений о профессиях.
Ход игры: один играющий рассматривает карточку в течение 15 секунд и передает её другому. Второй игрок задает вопросы (цвет одежды, что на голове, что в кармане), а первый отвечает. Нужно постараться не сделать ни одной ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту у детей старшего дошкольного возраста посредством комнаты экологии
Индивидуально-творческий проект на высшую категорию...
Проект «Формирование ценностного отношения к объектам живой природы, посредством организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Образец проекта - как можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста ценностное отношение к объектам живой природы, через организацию проектной деятельности. В проекте дан алгоритм составлен...
ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К МИРУ ПРИРОДЫ " МИР НА ЛАДОШКЕ"
Программа по воспитанию и формированию ценностного отношения детей дошкольного возраста к миру природы "МИР НА ЛАДОШКЕ"...
Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей
Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...
Конспект занятия по формированию ценностного отношения к окружающему миру в средней группе
Конспект занятия по формированию ценностного отношения к окружающему миру в средней группе....
Конструктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей, личностное развитие ребенка через привитие ценностного отношения к народной культуре
Конструктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей, личностное развитие ребенка через привитие ценностного отношения к народной культуре...
«Формирование культуры безопасности личности и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру»
Актуальность проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях.Наиболее уязвимой категорией под...