«Формирование культуры безопасности личности и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру»
методическая разработка

Кутылина Татьяна Геннадьевна

Актуальность проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях.

Наиболее уязвимой категорией подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного возраста.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста.

 

Формирование основ культуры безопасности предполагает:

-овладение дошкольниками элементарными представлениями об источниках, факторах и рисках, влияющих на жизнь и здоровье, нормах и правилах безопасного поведения на природе, на дорогах, в быту, социуме, овладение  умениями, навыками осторожного, безопасного поведения;

-формирование мотивации к осознанному соблюдению правил безопасности и соответствующих стереотипов действий в различных ситуациях.

 

Определяя цели и задачи формирования основ безопасного поведения детей
дошкольного возраста на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве следует исходить из положений ФГОС ДО и ФОП ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование культуры безопасности личности и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру»

Воспитатель дошкольной группы

МАОУ «Костинская СОШ»

имени Героя Советского Союза К.С.Солдатова

Кутылина Татьяна Геннадьевна

Актуальность проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях.

Наиболее уязвимой категорией подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного возраста.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста.

Формирование основ культуры безопасности предполагает:

-овладение дошкольниками элементарными представлениями об источниках, факторах и рисках, влияющих на жизнь и здоровье, нормах и правилах безопасного поведения на природе, на дорогах, в быту, социуме, овладение умениями, навыками осторожного, безопасного поведения;

-формирование мотивации к осознанному соблюдению правил безопасности и соответствующих стереотипов действий в различных ситуациях.

Определяя цели и задачи формирования основ безопасного поведения детей
дошкольного возраста на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве следует исходить из положений ФГОС ДО и ФОП ДО.


Цель формирования основ безопасного поведения дошкольников:

обеспечение охраны психического и физического здоровья детей дошкольного возраста, формирование готовности к безопасной жизни в окружающем мире (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве),воспитание культуры безопасного поведения.
Задачи формирования основ безопасного поведения дошкольников.
В части работы с детьми:
– формирование представлений о возможных неблагоприятных факторах
окружающей среды и их источниках, угрозах и рисках, ситуациях, опасных для здоровья и
жизни, способах предупреждения и избегания таких ситуаций, правилах поведения (на
природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту,
социуме, информационном/цифровом пространстве); создание условий для понимания
необходимости и важности безопасного поведения, воспитания дисциплинированности;
– формирование мотивов и осознанного стремления к освоению и соблюдению правил
и норм безопасного поведения;
– формирование умений, навыков, овладение способами и алгоритмами действий,
необходимыми для предотвращения опасных ситуаций, выработки тактики безопасного
поведения в уже возникших ситуациях (на природе, на дорогах, на объектах транспортной
инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве).
В части работы с педагогами
:
– повышение профессиональной компетентности и мастерства по вопросам
воспитания культуры безопасного поведения дошкольников (на природе, на дорогах, на
объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме,
информационном/цифровом пространстве);
– определение содержания, средств, способов и условий обучения в разных видах
детской деятельности;
– формирование мотивации на целенаправленное обеспечение процесса безопасности
жизнедеятельности детей, создание безопасной среды с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся.

В части работы с родителями


– повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников
в части формирования у детей представлений о различных угрозах жизни и здоровью детей,
мерах безопасности, правилах и нормах безопасного поведения для формирования готовности к безопасной жизни в окружающем мире (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве);

-овладение способами родительского контроля за временем пребывания, выбором соответствующего возрастным особенностям дошкольного контента, способами взаимодействия с детьми по вопросам безопасности, повышения их ответственности за жизнь и здоровье детей.

Система педагогической работы, направленная на формирование у детей

представлений, доступных дошкольникам по возрасту, умений и навыков безопасного

поведения, должна включать такие направления, как: овладение правилами и

соответствующими безопасными действиями на природе, на дорогах, на объектах

транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом
пространстве.
Работа с детьми проводится последовательно, начиная с формирования первичных
представлений в возрасте 2–3 лет, где обучение строится на подражании взрослому
и повторении за ним действий, на усвоении прямых запретов, постепенно переходя
к формированию более широких представлений и усвоению правил на основе осознанности и самостоятельности, развитию способности к самоконтролю в старшем дошкольном возрасте
.
Главными условиями эффективности образовательного процесса по формированию
элементарных представлений, умений и накоплению опыта безопасного поведения являются:
– создание безопасной развивающей предметно-пространственной образовательной
среды;
– проявление бдительности и осторожности для предотвращения опасных для жизни
и здоровья чрезвычайных ситуаций, возникающих на природе, на дорогах, на объектах
транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве;
– использование разнообразных видов детской деятельности: игровой, социально-коммуникативной, исследовательской, двигательной, познавательной, продуктивной;
– использование эффективных средств и способов: моделирование ситуаций,
максимально приближенных к реальным жизненным условиям, решение проблемных ситуаций и ситуативных задач, инсценирование и драматизация, проектирование, экскурсии, виртуальные путешествия, беседы, встречи с интересными людьми;
– единство подходов дошкольной организации и семьи к формированию у детей
представлений, умений и опыта безопасного поведения, на основе личного примера взрослых родителей и педагогов.

Содержание педагогической работы должно включать такие компоненты, как:
когнитивный или содержательный компонент, который предусматривает
формирование у детей представлений о возможных неблагоприятных факторах
окружающей среды, угрозах и рисках, опасных для здоровья и жизни и их
последствиях; способах предупреждения и избегания опасных ситуаций, правильных
действий в уже сложившейся ситуации; понимание необходимости и важности
безопасного поведения на природе, на дорогах, на объектах транспортной
инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом
пространстве.
эмоционально-побудительный (мотивационно-ценностный) компонент предполагает формирование мотивов и осознанного стремления к освоению и соблюдению правил и норм безопасного поведения на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве; к осуществлению самоконтроля;
деятельностный компонент предусматривает формирование практических умений и навыков, усвоение алгоритмов действий, необходимых для определения тактики
безопасного поведения в различных ситуациях, соблюдение правил безопасного
поведения и деятельности.

При построении системы работы по формированию у воспитанников основ безопасного
поведения (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на
транспорте, в быту ,социуме, информационном цифровом пространстве) педагогам
необходимо

-учитывать возрастные особенности детей, чтобы формировать представления
на доступном их пониманию уровне, бережно относиться к психике ребенка, избегая
формирования страхов, тревожности, мнительности, психоэмоционального стресса;
-выстраивать систему работы по формированию навыков безопасного поведения
и жизнедеятельности для всех возрастных групп, где определяются цели и задачи для каждого возраста, содержание и формы работы;

-иметь систематизированные печатные и цифровые образовательные ресурсы,

дидактические материалы, пособия для дошкольников;

методическую

литературу

для воспитателей, рекомендации для родителей.

При формировании представлений, умений и навыков безопасного поведения можно
выделить несколько направлений
:
- безопасность в природе во время прогулок, отдыха, в процессе взаимодействия с живой и неживой природой, во время пребывания на воде, на льду, при возникновении в природной среде ситуаций опасных для здоровья и жизни;
- безопасность в двигательной деятельности (во время подвижных и других видов игр,
при использовании оборудования детских площадок, при преодолении препятствий
для избежания падений и травм);
- безопасное поведение детей на дороге, в маршрутном и личном транспорте;
- безопасность на улице (правила поведения на улице во взаимодействии с другими людьми,осторожность и внимание к подозрительным людям и оставленным без присмотра предметам, поведение в местах скопления людей);
- безопасность в общественных местах (детский сад, поликлиника, музей, вокзал,торговый центр и др.);
- безопасность при пользовании бытовыми электроприборами и предметами быта,
гаджетами в домашних условиях, детском саду;
- пожарная безопасность;
- безопасность в информационном/цифровом пространстве.

Организация работы по формированию знаний, умений и навыков безопасного
поведения в каждой дошкольной организации может осуществляться по-разному. Выбор приоритетных методов работы, дидактических материалов, оборудования должен определяться конкретными условиями: возрастными особенностями детей, компетентностью педагогов, готовностью родителей к взаимодействию, наличием материальной базы и др.
Самыми распространенными эффективными методами формирования у детей
безопасного поведения являются следующие
:
наглядные методы
– пример взрослых; рассматривание картин, иллюстраций,
наглядных пособий, буклетов, мультимедийных пособий, моделей; просмотр мультфильмов,фильмов, роликов; компьютерные развивающие игры, интерактивные образовательные программы, наглядные пособия; показ мультимедийных презентаций, кукольных представлений; комментированный показ безопасных действий с предметами и объектами, приемов самозащиты; показ простейших опытов;
словесные методы – беседы (например, «Стоит ли доверять людям, полагаясь
на приятную внешность?», «Неприятные встречи с различными животными», «О том,
как вести себя на балконе (на лестнице, в торговом центре, на вокзале, в парке, возле водоема, на дороге и др.)»; рассказ, обсуждение проблемных ситуаций; чтение художественной литературы; встречи и беседы со специалистами, обеспечивающими безопасность жизнии здоровья людей (врачи, пожарные, сотрудники полиции, сотрудники Госавтоинспекции и др.); составление рассказов из личного опыта детей; экскурсии; инструктажи (например,«Как вести себя во время прогулки к водоему») и др.;

методы практического обучения – выполнение творческих заданий продуктивного
и ролевого характера, проектов; совместное изготовление газет, плакатов, книжек-самоделок; ситуационно-имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода, с выявлением и преодолением опасностей, действий во время различных ситуаций; самостоятельные игры детей, решение практических ситуаций с использованием моделей и макетов (группы, комнаты, транспортных средств, улицы города);
участие в акциях и конкурсах ( «Я – Яркий», «Пешеход, внимание, переход!», «Внимание, дети», «Пристегни самое ценное», «Засветись», «Притормози», «Родительский патруль»; «Я рисую правила дорожного движения»; тренинги и целевые прогулки; игровые упражнения и др.);
методы проблемного обучения – тематические исследовательские проекты; решение
проблемных ситуаций;
диагностические методы – анкетирование, опросы педагогов и родителей по темам
обеспечения безопасных условий дома и на улице, на дороге, компетентности педагогов
и родителей по вопросам детской безопасности.
Активно реализуются
игровые технологии – подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры; игры-драматизации, игровые обучающие ситуации, под руководством
педагога.

Успех в работе по формированию навыков безопасного поведения детей может быть
достигнут только при тесном взаимодействии с родителями дошкольников, поскольку те знания, умения и навыки, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться и применяться на практике в условиях семьи. Сотрудничество педагога с семьей формирует у родителей осознанное отношение к формированию безопасного поведения и к установкам в воспитании ребенка, ответственности за их жизнь и здоровье. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образования в дошкольной образовательной организации.

С учетом анализа причин причинения вреда здоровью детей целесообразно
использовать парциальные программы для дошкольных образовательных организаций,
которые призваны помочь педагогам решить сложные проблемы, поставленные перед
дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности
жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Анализ причин причинения вреда здоровью детей, проведенный ООО «Верконт
Сервис» в 2022 г. по заказу Министерства просвещения Российской Федерации, показал, что самыми предпочитаемыми для дошкольных образовательных организаций являются следующие программы, направленные на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей
дошкольного возраста» (парциальная программа входит в учебное пособие): Авдеева Н.Н.,Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2009; данную программу реализуют 36,0% организаций);
- Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет.
Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019 (данную
программу используют в работе 9,0% организаций);
- Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного
возраста «Мир без опасности». – Издательский дом «Цветной мир», 2017 (программа
задействована в работе 6,0% организаций);
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа работы
по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДетствоПресс», 2016 (данную программу реализуют 4,0% организаций)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме «Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста»

Муниципаотный конкурс "Педагог года города Югорска". Педагогический опыт по теме "Ранняя проессиональная ориентация как средсво формирования культуры безопасности личности детей дошколь...

Презентация на тему: "Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования"

1 слайд: Тема, которую я представляю сегодня-это «Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования»2 слайд: Как известно в приложении к...

Проект на тему «Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования»

Этапы работы Подготовительный этап. Разработка плана проекта.Подбор литературы.Анкетирование родителей.Опрос детей.Подбор пособий для развивающей среды. Беседа с родителями о целях и за...

Приказ. от 31.05.2023г. " О подготовке и проведении педагогического совета № 4"Формирование экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережного отношения к окружающему миру в процессе познавательного развития".

Приказ.от 31.05.2023г.  " О подготовке и проведении педагогического совета № 4"Формирование экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережного отношения к окружа...