ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К МИРУ ПРИРОДЫ " МИР НА ЛАДОШКЕ"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Стрельцова Юлия Павловна
Программа по воспитанию и формированию ценностного отношения детей дошкольного возраста к миру природы "МИР НА ЛАДОШКЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_mir_na_ladoshke.docx245.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К МИРУ ПРИРОДЫ

МИР НА ЛАДОШКЕ

Стрельцова Юлия Павловна

Оренбург, 2015

  1. Пояснительная записка

Пойми живой язык природы –

И скажешь ты: прекрасен мир!!!

Иван Никитин

Психолого-педагогической наукой воспитание ценностного отношения личности к окружающему миру рассматривается как важнейшее направление образовательного процесса. Рассматривая логику образовательного процесса, ученые отмечают объективную необходимость перевода всего спектра ценностей в систему личностных образований человека (чувства, переживания, сознания). Не случайно в настоящее время выделяется целое направление -педагогическая аксиология, одной из задач которой является преобразование знаний в убеждения, в ценностное отношение личности. 

Проблема ценностей находит отражение и в основополагающих государственных документах, касающихся сферы образования, - Законе Российской Федерации «Об образовании» и национальной доктрине образования Российской Федерации. Одним из приоритетов образования в данных документах выделяются общечеловеческие ценности.

Однако, несмотря на то, что в исследованиях ученых теория ценностей находит достаточно полное освещение, в практике педагогической работы до настоящего времени отсутствует единая технология формирования ценностного отношения личности к окружающей действительности.

Наиболее проблемным является аспект воспитания ценностного отношения к миру природы как компонента экологической культуры личности. Открытыми остаются вопросы механизма воспитания ценности природы во всех ее проявлениях.

В данном контексте особо выделим, что дошкольный возраст - это период первоначального постижения ребенком окружающей его действительности, в том числе и мир природы.

Именно на этапе дошкольного детства в процессе общения с предметами, объектами, явлениями окружающей действительности у ребенка формируется система представлений о мире. Более того, взаимодействуя с предметами, объектами мира природы, малыш учится видеть прекрасное и безобразное, учится понимать и ценить добро и противостоять злу; у ребенка развиваются чувства, эмоции, что имеет огромное значение для воспитания у него ценностного отношения ко всему тому, что его окружает. 

Авторская программа «Мир на ладошке» базируется на технологии комплексного воспитания ценностного отношения детей к окружающей действительности, к миру природы.

  1. Направленность программы

В системе работы по воспитанию ценностного отношения детей дошкольного возраста к миру природы необходимо выделить три взаимосвязанных направления, реализованных в данной программе:

1. Воспитание ценностей в процессе развития эмоций и чувств детей (развитие осознанного сопереживания (эмпатии) дошкольников по отношению к объектам, явлениям природы). 

2. Воспитание ценностей в процессе экологически-ориентированной деятельности. 

3. Воспитание ценностей в процессе познания мира природы (формирование у детей дошкольного возраста элементов экологической компетентности). 

Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе ценностного отношения личности к миру природы «Мир на ладошке» является авторской и создана с учетом Федеральных государственных требований дошкольного образования, рекомендаций ДОН Оренбургской области.

В её основе систематическое общение детей с объектами природы, эколого-эстетическое развитие и нравственное воспитание ребенка средствами природы родного края, организация экологически ориентированной познавательной и содержательной (речевая, игровая, практическая, художественно-творческая, музыкальная и др.) деятельности.

  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы

Необходимость разработки и внедрения данной программы заключалась в полноценном воспитании и формировании ценностного отношения детей дошкольного возраста к миру природы. Поскольку ценностное отношение к миру позволяет человеку избирательно взаимодействовать с окружающими явлениями и предметами, адекватно воспринимать и оценивать их субъективную и объективную значимость, ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.

Ценностное отношение к природе у детей дошкольного возраста можно определить, как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемые при этом чувства. Показателями ценностного отношения при этом являются эмоционально – чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Опираясь в программе «Мир на ладошке» на базовые положения концепции культурно-исторического развития личности, а также идеи о развитии личности в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), можно утверждать, что становление компонентов ценностного отношения может происходить только в процессе активной деятельности, активного взаимодействия человека с окружающим миром. 

Одним из возрастных этапов, когда эта активность максимальна, является этап дошкольного детства. Следовательно, основной задачей педагогов и родителей является создание условий, которые влияют на развитие эмоциональной сферы детей, и которая, в свою очередь, имеет огромное значение для регуляции правильного поведения в окружающей среде.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: воспитание ценностного, духовно-нравственного, гуманного отношения к природному окружению, эмоционально-личностном развитии детей посредствами природы.

Комплексный подход к реализации работы по всем направлениям в программе «Мир на ладошке», созданной, позволит решить следующие задачи

1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей через широкое введение их в мир природы родного края. Решение данной задачи обеспечивает систематическая организация непосредственного общения детей с живой природой посредством использования наблюдений и природоведческих прогулок, а также широкого использования в различных видах детской деятельности психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания. 

2. Становление базисных основ экологической культуры у детей: 

- овладение элементарными экологическими знаниями, представлениями и понятиями о природе родного края; 

- формирование начальных представлений и практических умений и навыков в области природопользования и охраны природы; 

- формирование элементарных представлений о человеке как живом организме, об экологии человека (понимание зависимости здоровья человека от условий среды, в которой он живет); 

- воспитание у детей позитивно-деятельностного отношения к миру природы, тем объектам и явлениям, с которыми они взаимодействуют. 

3. Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребенка в процессе общения с природой родного края. 

  1. Отличительные особенности программы «Мир на ладошке»

Как показало экспериментальное исследование педагога, кандидата педагогический наук Т. А. Серебряковой (2009), у современного подрастающего поколения преобладает потребительский подход к природе:

«Часто ребенок, прекрасно знающий правила поведения в природе, срывает красивый цветок, не стремится противостоять разрушительным воздействиям на природу со стороны сверстников. Его знания и действия расходятся. Проведенное опытно-экспериментальное исследование свидетельствует о том, что только у 40 % детей старшего дошкольного возраста сформирован гуманистический тип отношения к природе. Их ответы проникнуты сочувствием, состраданием к объектам природы, прослеживается озабоченность, обеспокоенность за их судьбу, действенная готовность прийти к ним на помощь. Значительную же часть составляют дети с прагматическим и индифферентным типом отношения к природе. Для них характерно негативное отношение к природе. Внимание детей акцентируется на удовлетворении за счет природы своих потребностей («Дерево, если ломать, - оно не будет давать яблок», «Кошку пинать нельзя, она может поцарапать или укусить» и т. п.)»[1].

В основе программы «Мир на ладошке» постоянное обращение к природе родного края, к природе, которая непосредственно, постоянно окружает детей, вызывая живой эмоциональный отклик. Это обусловлено спецификой мышления детей дошкольного возраста, а именно - наглядным характером их мышления.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы

Программа по воспитанию и формированию ценностного отношения детей дошкольного возраста к миру природы рассчитана на детей 4-5-летнего возраста.

  1. Сроки реализации программы

Изложение материала рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по формированию ценностного отношения к миру природы.

  1. Формы и режим образовательной деятельности

Реализовать поставленные цели и задачи программы планируется через использование всего спектра методов и форм работы с детьми дошкольного возраста:

- наблюдение: общение детей с объектами и явлениями природы на прогулке, организация игр с природным материалом, ознакомление детей с объектами живой и неживой природы, определение позиции человека в окружающем мире и т.д.);

- использование иллюстративно-наглядного материала (дидактических картин, репродукций, видеофильмов);

- игры: игры превращения (развитие сопереживания), дидактические и предметные игры, творческие игры, связанные с природой, сюжетно-ролевые игры;

- метод моделирования;

- чтение детской художественной литературы;

- экспериментально-исследовательская деятельность;

- беседа (для уточнения, углубления, обобщения и систематизации полученных знаний);

- трудовая деятельность;

- физическая деятельность.

Программа «Мир на ладошке» состоит из трех тематических модулей: «Осень», «Зима», «Весна», общее количество занятий - 17, по одному в две недели. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут.

Занятия по программе «Мир на ладошке» начинаются с первой недели сентября. Формы занятий, планируемых по каждой теме различны.

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Система знаний по программе «Мир на ладошке» базируется на следующих компонентах развития компонентов ценностного отношения к миру природы:

-когнитивный: начальные представления и понятия ценностях объектов и явлений природы и способах непрагматического воздействия с ней.

А) знание компонентов живой и неживой природы в объемах программы (растения, животные (дикие и домашние), насекомые, птицы; объекты: солнце, воздух, вода, почва; сезонные явления природы) и их ценности;

Б) знание экосистемной организации явлений природы и их взаимодействий;

В) осознание ценностей: природа – источник красоты (эстетическая ценность), природа – источник познания (познавательная ценность), природа – источник, требующий охраны (экологическая ценность), природа – источник пользы (прагматическая ценность).

-эмоционально-оценочный: эмоции, чувство по отношению к природе, формирование оценочных суждений.

А) проявление эмоционального отклика при взаимодействии с природой (сочувствия, переживания, сострадания, соучастия);

Б) сформированность личностной оценки значимости объектов природы как источника познания, красоты, пользы (на основе фактов, представления, эмоциональных и эстетических переживаний).

-деятельностный: опыт владения способами непрагматического взаимодействия с природными объектами.

А) образовательный аспект (умение составить описательный рассказ об объекте природы или явлении, умение осуществить вывод о взаимосвязи объектов живой и неживой природы, умении наблюдать объекты природы, анализ собственных действия с учетом экологической целесообразности);

Б) освоение способов содержания природных объектов, оказание помощи объектам природы;

В) творческой воплощение природного объекта в рисунке, аппликации, лепке, музыке, пластической миниатюре.

Для изучения динамики процесса становления у детей ценностного отношения к природе планируется использовать адаптированную и модифицированную версию ассоциативной методики «ЭЗОП», в которой сочетаются рабочие обозначения установок детей по отношению к миру природы: «Эмоции», «Знания», «Охрана», «Польза». Эта методика даёт возможность исследовать тип доминирующей установки в отношении к природным объектам (эстетическая установка на восприятие природы как объекта красоты, когнитивная - как объект для получения новых знаний, этическая - как объект охраны, прагматическая - как объект пользы). Данная методика применяется в устном варианте с использованием дидактического материала.

  1. Тематический план НОД

Модуль/Тема

Объем времени

Интегративные качества

Информационно-методическое обеспечение

1

ОСЕНЬ

1.1.

Плоды осени. Формирование умения составлять описательные рассказы об овощах и фруктах.

20 минут

Формирование умения составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определять последовательность изложения (по цвету, по форме, по величине, на ощупь, на вкус, по месту произрастания).

Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания. Воспитывать умение слушать друг друга.

Зрительный ряд: овощи и фрукты (различия (по цвету, по форме, по величине, на ощупь, на вкус, по месту произрастания).

Музыкальный ряд: инструментальные композиции умеренного темпа.

Литературный ряд: пословицы и поговорки, загадки.

Методика: Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

1.2.

Солнечное волшебство. Формирование умения наблюдать за объектами природы и совершать выводы.

20 минут

Формирование умения наблюдать за объектами природы и совершать выводы. Закрепление представлений о свойствах солнечных лучей. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Закрепление представлений о объектах природы. Умение работать в команде.

Зрительный ряд: солнечные лучи, изображения растений климатических поясов, изображения солнца и его движения.

Литературный ряд: Д. Гулиа «Солнце», пословицы и поговорки.

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста.

1.3.

Беседа о насекомых.

Закреплять представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов.

20 минут

Закреплять представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность, воспитывать умение слушать друг друга, навык совместной работы. Закрепление представлений о объектах природы.

Зрительный ряд: насекомые и их различные виды, части тела насекомых.

Литературный ряд: отрывки из стихотворения Корнея Чуковского «Муха-цокотуха», загадки.

Музыкальный ряд: оркестровая интермедия «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане».

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста; Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

1.4.

Осеннее настроение. Формирование представлений об осенних изменениях в природе.

20 минут

Формирование представлений об осенних изменениях в природе. Закрепление представлений об изменениях живой и неживой природы в данный период. Развитие умственных операций по сравнению и обобщению явлений в мире природы, умение устанавливать причинно-следственные и временные связи. Закрепление представлений о объектах природы. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Зрительный ряд: осенний пейзаж, оттенки и цвета осенней палитры, карточки с изображением листьев и деревьев.

Литературный ряд: Е. Трутнева «Улетает наше лето», пословицы и поговорки.

Музыкальный ряд: отрывки скрипичного концерта из цикла А. Вивальди «Времена года «Осень».

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста; Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

1.5.

Живая земля.

Формирование навыка проведения познавательно-исследовательской деятельности

20 минут

Формирование навыка проведения познавательно-исследовательской деятельности, умения размышлять, выстраивать логические связи, развитие фантазии. Закрепление представлений о почве, как объекте природы.

Зрительный ряд: состав почвы: слои, почва, вода, воздух, комнатные растения, карточки с насекомыми и червями.

Музыкальный ряд: инструментальная музыка умеренного темпа.

Литературный ряд: загадки, пословицы и поговорки.

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста.

1.6.

Как зверята к зиме готовятся. Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как животные в дикой природе готовятся к зиме.

20 минут

Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как животные в дикой природе готовятся к зиме: кто линяет, кто готовится к спячке. Закрепление представлений о запасах животных на зиму. Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение.

Зрительный ряд: изображения погодный условий в каждое время года, изображения диких животных и их мест обитания в дикой природе во время зимней спячки и бодрствования.

Литературный ряд: текст для презентации из рассказов В. Бианки и М. Пришвина.

Музыкальный ряд: пьеса «Ноябрь. «На тройке» П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Инструментальная музыка подвижного темпа.

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста; Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

2

ЗИМА

2.1

Птицы нашего города. Расширить знания о жизни птиц зимой.

20 минут

Расширить знания о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании. Закрепить умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам. Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.

Зрительный ряд: изображения воробья, вороны, синицы, голубя, изображения птиц и их физических особенностей для спасения от непогоды, приспособления для сохранности птиц зимой.

Музыкальный ряд: отрывки из 2и 3-й симфонии И. Скрябина, имитирующей голоса птиц.

Литературный ряд: А. Пчельникова «Птичка», загадки.

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста.

2.2

Снег-снежок… Свойства снега.

Формирование умения наблюдать за объектами природы и совершать выводы.

20 минут

Формирование умения наблюдать за объектами природы и совершать выводы. Закрепление представлений о свойствах снега, зависимости от погодных условий. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Закрепление культурно-гигиенических навыков (грязный снег, сосульки в рот).

Зрительный ряд: снег, снежинки, различные формы снежинок, вода.

Литературный ряд: загадки, пословицы и поговорки.

Музыкальный ряд: отрывки скрипичного концерта из цикла А. Вивальди «Времена года «Зима».

Литературный ряд: Я. Аким «Первый снег»; Е. Трутнева «Первый снег».

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста.

2.3

Растения зимой. Обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям.

20 минут

Обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям (сбрасывают листья, прекращают свой рост, отдыхают). Обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений (с использованием моделей). Развивать умение устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды. Формирование учебных навыков, развитие речи.

Зрительный ряд: зимний лес, зимние забавы, многолетние цветы, цветы и деревья, хвойные деревья, комнатные растения, шишки, ягоды калины и рябины.

Музыкальный ряд: инструментальная музыка умеренного и подвижного темпа.

Литературный ряд: пословицы и поговорки, загадки.

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста; Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

2.4

Деятельность человека зимой.

Формирование представления о деятельности человека зимой.

20 минут

Формирование представления о деятельности человека зимой. Различие природоохранной, бытовой и развлекательной деятельности человека. Определение важности данной деятельности, воспитание умения устанавливать причинно-следственные связи. Воспитание умения слушать друг друга, развитие речи, учебных навыков (не перебивать, тянуть руку для вопроса и ответа).

Зрительный ряд: зимние забавы, зимний труд человека, снегоуборочные машины, модели машин службы спасения, сосульки.

Музыкальный ряд: шумовая фонограмма со звуками движения машин на дорогах, визга тормозов, гудков и т.д.

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста; Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

2.5

Домашние зверики. Беседа о домашних животных.

Формировать представления о домашних животных.

20 минут

Формировать представления о домашних животных. (Живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит.) Развитие умственной операции «обобщение». Воспитание интереса к домашним животным.

Зрительный ряд: лес, домик, конюшня, коровник, домашние животные и питомцы.

Музыкальный ряд: инструментальная музыка умеренного темпа.

Литературный ряд: пословицы и поговорки, загадки.

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста.

3.

ВЕСНА

3.1.

Сеем сладенький горошек…

Систематизировать знания о процессе посадки.

20 минут

Систематизировать знания о процессе посадки, формирование умения определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий. Формирование практических навыков посадки растений. Обучение дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда.

Зрительный ряд: горошек росток, вьющееся и цветущее растение, стручок гороха, земля, вода, семена, инструменты для посадки и ухода.

Литературный ряд: загадки.

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста.

3.2.

На лесной полянке.

Укрепить знания детей о сезонных изменениях в жизни диких животных.

20 минут

Укрепить знания детей о сезонных изменениях в жизни диких животных: (весной — линька, конец спячки, забота о потомстве.) Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к жизни животных.

Зрительный ряд: дикие животные весной, солнышко.

Литературный ряд: чтение детских стихотворений о весне в лесу, пословицы и поговорки.

Музыкальный ряд: лирические пьесы Э. Грига из цикла «Весной, инструментальная музыка подвижного темпа.

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста.

3.3.

Весеннее пробуждение. Уточнение представлений детей о признаках весны.

20 минут

Уточнение представлений детей о признаках весны (изменение цвета неба, количества солнечных дней, таяние сосулек, капель, появление проталин). Развитие умения устанавливать связи между неживой и живой природой (прилет птиц, строительство гнезд, появление птенцов). Развитие умственной операции «обобщение». Развитие связной речи детей, культуры изложения.

Зрительный ряд: явления природы весной. Оттенки теплых цветов.

Литературный ряд: Л. Аким «Апрель»; В. Бианки «Последняя льдинка».

Музыкальный ряд: отрывки скрипичного концерта из цикла А. Вивальди «Времена года «Весна».

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста; Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

3.4.

Нежные растения весны. Обучение последовательному и полному рассказу об объекте.

20 минут

Обучение последовательному и полному рассказу об объекте. Формирование умения использования компонентов предметной модели в качестве опоры для рассказа. Закрепление умений видеть общие признаки и особенности первых растений, отражать их в рассказе. Обучение внятной, громкой, понятной для окружающих речи.

Зрительный ряд: растения, цветы, объекты природы, деревья, почки деревьев.

Музыкальный ряд: музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник», музыка С. Соснина, слова М. Садовского «Весенний будильник», «Весенняя капель».

Литературный ряд: народные загадки.

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста; Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

3.5.

Что нам нравится весной? Формирование бережного и созидательного отношения к объектам природы.

20 минут

Формирование бережного и созидательного отношения к объектам природы. Воспитание умения видеть и переживать красоту природы. Закрепление знаний о ценности природы и правилах поведения в ней. Развитие связной монологической речи.

Зрительный ряд: весенние явления природы, краски весны (изумрудно-зеленый, ярко-желтый, голубой и т.д.).

Литературный ряд: Н. Сладков «Весеннее настроение».

Музыкальный ряд: шумовая фонограмма «Звуки весны», инструментальная музыка умеренного и подвижного темпа.

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста; Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

3.6.

Составление жалобной книги природы. Формирование бережного и созидательного отношения к объектам природы.

20 минут

Формирование бережного и созидательного отношения к объектам природы. Воспитание умения видеть и переживать красоту природы. Закрепление знаний о ценности природы и правилах поведения в ней. Развитие связной монологической речи.

Зрительный ряд: красная книга, жалобная книга природы, растения, цветы, насекомые, животные, деревья, мусор, огонь.

Литературный ряд: загадки.

Методика: Серебрякова Т. А. Воспитание основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста; Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

2.1. Содержание дополнительной образовательной программы

Модуль 1. ОСЕНЬ

Проведение - 1 неделя сентября

Тема 1.1. Плоды осени 

Формирование умения составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определять последовательность изложения (по цвету, по форме, по величине, на ощупь, на вкус, по месту произрастания). Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания. Воспитывать умение слушать друг друга.

Занятие: Игровая ситуация в работе с наглядным материалом – пластмассовыми моделями овощей и фруктов.

Беседа «Как описать фрукт или овощ по его основным признакам»

Дидактическая игра «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус».

Рефлексия.

Зрительный ряд: овощи и фрукты (различия (по цвету, по форме, по величине, на ощупь, на вкус, по месту произрастания).

Музыкальный ряд: инструментальные композиции умеренного темпа.

Материалы и оборудование: карточки с изображением овощей и фруктов, пластмассовые модели овощей и фруктов, соломенная корзина. ПК.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, музыка.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 1.2. Солнечное волшебство

Проведение - 3 неделя сентября

Формирование умения наблюдать за объектами природы и совершать выводы. Закрепление представлений о свойствах солнечных лучей. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Закрепление представлений о объектах природы. Умение работать в команде.

Предварительная работа: до проведения занятия совершить наблюдения за тем где находится солнце во время утренней прогулки, обозначая это место, и обозначить место его вечернего освещения. Сравнить. Обозначить опыт наблюдений по время презентации «Движение Солнца». Опыт 1. Перед занятием намочить кукольную одежду и повесить ее сушиться на участке. В конце занятия проверить как быстро она высохла. Опыт 2. Намочить песок в емкости и выставить на солнышко. Как быстро он высохнет? По необходимости сделать выводы по опыту во время вечерней прогулки.

Занятие: Дидактическая игра «Дружба с солнышком» (Как растения, растущие в разных уголках света дружат с солнечными лучами).

Ситуация общения: «Заключения по проведенным опытам: Солнце высушивает предметы, солнце прогревает предметы». Стихотворение Д. Гулиа «Солнце».

Игра – тренинг «Солнечные зайчики».

Изготовление рисунка «Мой мир под солнцем».

Рефлексия.

Зрительный ряд: солнечные лучи, изображения растений климатических поясов, изображения солнца и его движения.

Литературный ряд: Д. Гулиа «Солнце».

Материалы и оборудование: карточки с изображением растений, растущих в разных климатических поясах, кукольная одежда, прищепка, веревка, емкость для песка, стакан с водой, изображения солнца и его лучей, схемы движения солнца. ПК. Кисти, краски, листы бумаги, стакан с водой.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, чтение художественных произведений, физическая культура.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 1.3. Беседа о насекомых.

Проведение - 1 неделя октября

Закреплять представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность, воспитывать умение слушать друг друга, навык совместной работы. Закрепление представлений о объектах природы.

Предварительная работа: до проведения беседы совершить наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух — разносчиков болезней.

Занятие: игровая ситуация с моделями бабочек и жуков, вырезанных из картона (Бабочки – бантики? Нет! Пуговицы или жуки? Жуки!).

Дидактическая игра «Строение насекомых» с помощью модели (членистое строение тела, шесть ног, усики).

Презентация: «Виды насекомых» (различия по форме, величине тела, по цвету, по количеству точек.

Динамическая игра «Муха-цокотуха». Ситуация общения «Как насекомые защищаются». Игра-тренинг «Мир насекомых».

Рефлексия.

Зрительный ряд: насекомые и их различные виды, части тела насекомых.

Литературный ряд: отрывки из стихотворения Корнея Чуковского «Муха-цокотуха».

Музыкальный ряд: оркестровая интермедия «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане».

Материалы и оборудование: модели бабочек и жуков из картона, части тела насекомых, доска, магниты, изображения различных видов насекомых. ПК.

Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, социализация, коммуникация, физическая культура.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 1.4. Осеннее настроение

Проведение 3 неделя октября

Формирование представлений об осенних изменениях в природе. Закрепление представлений об изменениях живой и неживой природы в данный период. Развитие умственных операций по сравнению и обобщению явлений в мире природы, умение устанавливать причинно-следственные и временные связи. Закрепление представлений о объектах природы. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Предварительная работа: до проведения занятий совершить наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками. Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать. Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний или осенний. Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми, почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.

Занятие: Чтение стихотворения Е. Трутневой «Улетает наше лето». Ситуация общения «Что такое осень?». Работа детей с моделями осеннего пейзажа из картона на доске. Создаем картину - осенний пейзаж. Выделяем основные цвета осенней палитры.

Игра-тренинг «Ветер, дождь, облака». Дидактическая игра «Найди листок как на дереве».

Изготовление аппликации из осенних листьев.

Рефлексия.

Зрительный ряд: осенний пейзаж, оттенки и цвета осенней палитры, карточки с изображением листьев и деревьев.

Литературный ряд: Е. Трутнева «Улетает наше лето».

Музыкальный ряд: отрывки скрипичного концерта из цикла А. Вивальди «Времена года «Осень».

Материалы и оборудование: модели из картона для создания осеннего пейзажа, обозначения цветов осени, карточки для дидактической игры, заготовки для аппликации, клей, кисти, салфетки. ПК.

Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, социализация, коммуникация, физическая культура.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 1.5. Живая земля.

Проведение – первая неделя ноября

Формирование навыка проведения познавательно-исследовательской деятельности, умения размышлять, выстраивать логические связи, развитие фантазии. Закрепление представлений о объектах природы.

Предварительная работа: наблюдение до проведения занятия заключается в выявлении зависимости состояния почвы от погодных условий. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет (светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя. В контексте первых заморозков рассмотреть состояние почвы. Сформировать вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Занятие: Ситуация общения «Кладовая природы».

Презентация «Состав почвы». Опыт 1. Кусочек почвы в стакане с водой. Наблюдение за пузырьками воздуха. Формирование вывода. Опыт 2. Состав почвы. (слой песка, глины и плавающий мусор – перегной). Формирование вывода.

Работа с комнатными растениями (растение поливали, почва увлажненная, сухая земля, крошится, растение нуждается в поливе).

Дидактическая игра «Кто живет под землей».

Игра-тренинг «Как листочки превращаются в почву».

Рефлексия.

Зрительный ряд: состав почвы: слои, почва, вода, воздух, комнатные растения, карточки с насекомыми и червями.

Музыкальный ряд: инструментальная музыка умеренного темпа.

Материалы и оборудование: изображения слоев почвы, стаканы с водой, комки почвы, комнатные растения в горшках, карточки для дидактической игры с изображением насекомых и червей, животных. ПК.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, трудовая, музыка, художественное творчество, социализация, физическая культура.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 1.6. Как зверята к зиме готовятся

Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как животные в дикой природе готовятся к зиме: кто линяет, кто готовится к спячке. Закрепление представлений о запасах животных на зиму. Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение.

Предварительная работа: Наблюдения за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у некоторых облетают листья. Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер» (продувает насквозь). Ветер сдувает с листьев последние листочки. Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает. Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед). Закрепить представление, что лед прозрачный. Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега. Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они связаны. Сформировать вывод: дикие животные в лесу также готовятся к зиме, наблюдая сезонные изменения вокруг себя.

Занятие: Дидактическая игра «Когда это бывает».

Презентация: «Как зверята готовятся к зиме».

Игра-тренинг «Как готовят уголок зверики для спячки».

Игра-тренинг «Кто быстрее соберет запасы на зиму».

Видеоролик «Привет ребятам от зверят».

Рефлексия.

Зрительный ряд: изображения погодный условий в каждое время года, изображения диких животных и их мест обитания в дикой природе во время зимней спячки и бодрствования.

Литературный ряд: текст для презентации из рассказов В. Бианки и М. Пришвина.

Музыкальный ряд: пьеса «Ноябрь. «На тройке» П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Инструментальная музыка подвижного темпа.

Материалы и оборудование: дидактические карточки, доска, магниты, коврики, корзинки, муляжи из пластмассы фруктов, овощей. ПК.

Интеграция образовательных областей: познание, творчество, социализация, коммуникация, физическая культура, музыка. 

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Модуль 2. ЗИМА

Проведение - 1 неделя декабря

Тема 2.1. Птицы нашего города

Расширить знания о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании. Закрепить умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам. Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.

Предварительная работа: перед проведением занятия понаблюдать за птицами на участке, рассмотреть следы птиц, сравнить, что общего и чем отличаются. Покормить птиц у кормушки. Наблюдать за поведением птиц у кормушки, не спугнув птиц. Отметить, что остальные птицы улетели на юг.

Занятие: 

Дидактическая игра «Сравни воробья, ворону, синичку и голубя» (по величине, по окраске, по поведению).

Ситуация общения и игровая ситуация «Как птицы разговаривают».

Презентация «Птицы в городе зимой».

Игра-инсценировка по стихотворению А. Пчельниковой «Птичка».

Изготовление аппликации «Птица в кормушке».

Рефлексия.

Зрительный ряд: изображения воробья, вороны, синицы, голубя, изображения птиц и их физических особенностей для спасения от непогоды, приспособления для сохранности птиц зимой.

Музыкальный ряд: отрывки из 2и 3-й симфонии И. Скрябина, имитирующей голоса птиц.

Литературный ряд: А. Пчельникова «Птичка».

Материалы и оборудование: Предметные картинки с изображением птиц; модели частей тела, величины; модели приспособления к окружающей среде, изображения для презентации, бумага, кисти, краски, стакан с водой.

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 2.2. Снег-снежок… Свойства снега.

Проведение - 3 неделя декабря

Формирование умения наблюдать за объектами природы и совершать выводы. Закрепление представлений о свойствах снега, зависимости от погодных условий. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Закрепление культурно-гигиенических навыков (грязный снег, сосульки в рот).

Предварительная работа: Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточнить, что они разной формы). Через элементарную поисковую деятельность знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, грязный. Формирование выводов: свойства снега зависят от температуры.

Занятие: 

Ситуация общения «Что такое снег?». Рассматриваем снег с пластиковых стаканчиках. Ставим их на окошко для проведения опыта.

Изготовление снежинок из бумаги.

Видео «Как появляются снежинки».

Игра- тренинг «Вьюга закружила».

Подведение итогов опыта. Снег в пластиковых стаканчиках тает на окошке. Обратить внимание детей на грязную водицу с остатками мусора в стаканчиках, объясняя, почему снег нельзя есть не улице.

Чтение Я. Аким «Первый снег»; Е. Трутнева «Первый снег».

Рефлексия.

Зрительный ряд: снег, снежинки, различные формы снежинок, вода.

Музыкальный ряд: отрывки скрипичного концерта из цикла А. Вивальди «Времена года «Зима».

Литературный ряд: Я. Аким «Первый снег»; Е. Трутнева «Первый снег».

Материалы и оборудование: стаканчики со снегом пластиковые, бумага, ножницы. ПК.

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическая культура, социализация, коммуникация, здоровье, безопасность.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 2.3. Растения зимой

Проведение – 3 неделя января

Обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям (сбрасывают листья, прекращают свой рост, отдыхают). Обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений (с использованием моделей). Развивать умение устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды. Формирование учебных навыков, развитие речи.

Предварительная работа: Провести опыт. Выяснить потребность растений в свете. Перед каникулами два одинаковых растения поместить: одно — в темное место, другое — в светлое. Во время прогулки определить с детьми состояние земли под снегом (замерзла, твердая), вода превратилась в лед. Сделать вывод, что растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.

Занятие: 

Работа с картиной и моделями на доске (изображения «Зимний лес», «Зимние забавы», изображения растений: анютины глазки, пастушья сумка, многолетних – ирисы, ромашка, деревьев с плодами, хвойных деревьев и деревьев без листьев.

Ситуация общения «Что такое зима?» «какие зимой бывают забавы», «Что делают растения зимой». Работа с моделями на доске.

Дидактическая игра «Корм для птиц зимой» (шишки на елках, соснах, гроздья рябины, калины.

Дидактическая игра «Какие деревья зимуют зелеными?».

Презентация «Почему цветы не растут зимой?» в виде вопросов к детям.

Подведение итогов опыта. Формирование вывода: свет, тепло, влага, почва – вот, что необходимо растению.

Рефлексия.

Зрительный ряд: зимний лес, зимние забавы, многолетние цветы, цветы и деревья, хвойные деревья, комнатные растения, шишки, ягоды калины и рябины.

Музыкальный ряд: инструментальная музыка умеренного и подвижного темпа.

Материалы и оборудование: доска, магниты, картины «Зимний лес», «Зимние забавы». Наборное полотно для картинок. Предметные картинки — земля покрыта снегом, люди тепло одеты, дети катаются на коньках; дети и взрослые на лыжах, игры детей зимой, деревья без листьев и с листьями (хвойные), снегопад. Растения — пастушья сумка, анютины глазки, многолетние — ирисы, рябина в разное время года, деревья с плодами (рябина, ель, сосна). ПК. Комнатные растения для опыта.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 2.4. Деятельность человека зимой

Проведение 2 неделя февраля.

Формирование представления о деятельности человека зимой. Различие природоохранной, бытовой и развлекательной деятельности человека. Определение важности данной деятельности, воспитание умения устанавливать причинно-следственные связи. Воспитание умения слушать друг друга, развитие речи, учебных навыков (не перебивать, тянуть руку для вопроса и ответа).

Предварительная работа: Наблюдения в неживой природе. Февраль — месяц частых метелей и сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики — это явление называется вьюгой. Рассмотреть сугробы, которые намело около забора детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми, почему так получилось. Обратить внимание детей на работу дворника по расчистке дорожек от снега, на работу снегоуборочных машин.

Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная, холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой погоды февраль называют «лютым». Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками. Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц. Лепка снеговика.

Занятие:

Дидактическая игра «Зимние забавы» (катание на лыжах, скейтбордах, санках, катание с горок, игры в хоккей, катание на коньках, игра снежки, лепка снеговиков.). Ситуация общения «Кто любит зимние забавы?»

Ситуация общения «Зимний труд». Опыт 1. Почему зимой батареи в помещении горячие? Формирование вывода: отопление необходимо для обогрева помещений.

Игра с моделями снегоуборочных машин на доске «Кто быстрей расчистит снег на дороге?». Модели машин скорой помощи, пожарной машины и т.д. Формирование вывода: почему важно иметь зимой расчищенные дороги?

Дидактическая игра «Сосульки». Ситуация общения «Почему стоит беречься сосулек с крыш, почему важно не заходить за заградительную линию во время чистки снега с крыши».

Рефлексия.

Зрительный ряд: зимние забавы, зимний труд человека, снегоуборочные машины, модели машин службы спасения, сосульки.

Музыкальный ряд: шумовая фонограмма со звуками движения машин на дорогах, визга тормозов, гудков и т.д.

Материалы и оборудование: карточки с изображением зимних забав, модели снегоуборочных машин и машин службы спасения, карточки для дидактической игры с изображением сосулек, свисающих с крыш домов со знаками опасности.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, музыка, физическая культура, здоровье, безопасность.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 2.5. Домашние зверики. Беседа о домашних животных.

Проведение – четвертая неделя февраля.

Формировать представления о домашних животных. (Живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит.) Развитие умственной операции «обобщение». Воспитание интереса к домашним животным.

Предварительная работа: Чтение художественных произведений Л. Воронковой «Кружка молока», «Маленький Соколик», рассматривание иллюстраций, знакомство с моделями признаков домашних животных.

Занятие: 

Игровая ситуация общения. На доске рядом с изображением леса расположены модели домашних животных, с другой стороны модель домика, коровника, конюшни. «Какие домашние животные вам известны. А разве они живет в лесу». Формирование вывода: домашние животные живут рядом с человеком.

Дидактическая игра «Труд домашних животных».

Дидактическая игра «Мои маленькие питомцы».

Игра-тренинг «Как человек заботится о животных?».

Изготовление рисунка «Мои домашние животные».

Зрительный ряд: лес, домик, конюшня, коровник, домашние животные и питомцы.

Музыкальный ряд: инструментальная музыка умеренного темпа.

Материалы и оборудование: карточки «Труд домашних животных», «Мои маленькие питомцы», доска, магниты, макеты леса, домашних животных, дома, коровника, конюшни, бумага, карандаши, ластик.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, социализация.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Модуль 3. ВЕСНА

Тема 3.1. Сеем сладенький горошек…

Проведение – первая неделя марта.

Систематизировать знания о процессе посадки, формирование умения определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий. Формирование практических навыков посадки растений. Обучение дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда.

Занятие: 

Презентация «Как растет горошек».

Дидактическая игра с разбором понятий: предмет труда – семена гороха, материал – земля в горшочках, инструменты – палочки для рыхления, леечки, трудовые действия – плакат с изображением последовательности действий по посадке гороха, результат труда – картинка выросший горошек в горшке.

Опыт 1. В ящики под руководством воспитателя дети сажают горошек. Опыт 2. Наблюдение. На блюдце с мокрой салфеткой выкладываются замоченные семена гороха для демонстрации ростков.

Игра-тренинг «Росточек».

Рефлексия.

Зрительный ряд: горошек росток, вьющееся и цветущее растение, стручок гороха, земля, вода, семена, инструменты для посадки и ухода.

Материалы и оборудование: изображения растущего гороха на различной стадии, семена гороха, земля в горшочках, палочки для рыхления, леечки, плакат с изображением последовательности действий по посадке гороха, блюдце с мокрой салфеткой и замоченными семенами.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 3.2. На лесной полянке

Проведение – третья неделя марта.

Укрепить знания детей о сезонных изменениях в жизни диких животных: (весной — линька, конец спячки, забота о потомстве.) Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к жизни животных.

Предварительная работа: До проведения занятия в ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит. Вспоминаем, как было зимой). Снег часто идет с дождем, но небо бывает голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем, — острые и тонкие, на теневой стороне — сосулек меньше, и они другой формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию того, что первыми признаками весны в неживой природе являются повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.

Рассматривание серии картин «Дикие животные», чтение художественных произведений, сказок.

Занятие: 

Игра-путешествие «Прогулки по лесу».

Игра-драматизация «Мы за солнышком идем».

Дидактическая игра «Кто и как весну встречает?».

Чтение стихотворений о весне в лесу.

Рефлексия.

Зрительный ряд: дикие животные весной, солнышко.

Литературный ряд: чтение детских стихотворений о весне в лесу.

Музыкальный ряд: лирические пьесы Э. Грига из цикла «Весной, инструментальная музыка подвижного темпа.

Материалы и оборудование: дидактические карточки, макет пенька, макет солнышка.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 3.3. Весеннее пробуждение

Проведение – первая неделя апреля.

Уточнение представлений детей о признаках весны (изменение цвета неба, количества солнечных дней, таяние сосулек, капель, появление проталин). Развитие умения устанавливать связи между неживой и живой природой (прилет птиц, строительство гнезд, появление птенцов). Развитие умственной операции «обобщение». Развитие связной речи детей, культуры изложения.

Предварительная работа: перед проведением занятия вместе с детьми наблюдать и отмечать путь солнца (по утрам солнце будит детей, когда они еще дома, а зимой было темно, когда они уже приходили в детский сад). Солнце все выше, светит ярко, ослепительно. Каким стало небо? Что изменилось по сравнению с зимой? Уточнить, что оно было серое, а теперь часто ярко-синее, на нем белые закругленные облака — кучевые. Почему они так называются? (Держатся на небе кучками.) Понаблюдать с детьми за их движением, уточнить, почему облака движутся. Отмечать повышение температуры днем, которое приводит к появлению ручьев, таянию сосулек. Обсудить с детьми, что значит «звенит капель». Отметить появление первых проталин. Предложить понаблюдать путь одного из ручейков, который соединяется по дороге с другими ручейками. Рассказать детям, что ручьи впадают в реки, в озера, и вода в них поднимается, иногда возникают наводнения.

Занятие: 

Игра-путешествие «Звуки весны». Ситуация общения «Какие звуки принесла весна?».

Игра-тренинг «Весеннее утро», игра-драматизация «Добрые силы природы».

Ситуация общения «Мое весеннее настроение». Чтение Л. Аким «Апрель»; В. Бианки «Последняя льдинка».

Пальчиковая игра «Посадим цветы».

Изготовление рисунка «Мое настроение».

Рефлексия.

Зрительный ряд: явления природы весной. Оттенки теплых цветов.

Литературный ряд: Л. Аким «Апрель»; В. Бианки «Последняя льдинка».

Музыкальный ряд: отрывки скрипичного концерта из цикла А. Вивальди «Времена года «Весна».

Материалы и оборудование: ПК, шумовая фонограмма, тонкие платки, книги, бумага, краски, кисти, стаканы с водой.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 3.4. Нежные растения весны

Проведение – третья неделя апреля.

Обучение последовательному и полному рассказу об объекте. Формирование умения использования компонентов предметной модели в качестве опоры для рассказа. Закрепление умений видеть общие признаки и особенности первых растений, отражать их в рассказе. Обучение внятной, громкой, понятной для окружающих речи.

Предварительная работа: Продолжать наблюдения за пробуждением растений (первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов). Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить, что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки, и они разные. Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки, пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности отметить прилет грачей, скворцов.

Занятие: 

Дидактическая игра «Первые цветы и растения».

Ситуация общения «Как просыпаются растения и деревья?».

Презентация «Растительный мир. Пробуждение». (стебель поворачивается к солнцу, функции корней в почве – питание, тепло, вода и свет для растений).

Загадки о растениях. (Без рук, без ног, но двигается. Дышит, но не говорит, питается, а рта нет?).

Игра-путешествие «В уголок сада».

Пальчиковая игра «Растение».

Игровая ситуация «Опиши свое растение».

Рефлексия.

Зрительный ряд: растения, цветы, объекты природы, деревья, почки деревьев.

Музыкальный ряд: музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник», музыка С. Соснина, слова М. Садовского «Весенний будильник», «Весенняя капель».

Литературный ряд: народные загадки.

Материалы и оборудование: карточки цветов и растений первоцветов, изображения для презентации.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка, физическая культура.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 3.5. Что нам нравится весной?

Проведение – первая неделя мая.

Формирование бережного и созидательного отношения к объектам природы. Воспитание умения видеть и переживать красоту природы. Закрепление знаний о ценности природы и правилах поведения в ней. Развитие связной монологической речи.

Предварительная работа: В теплый солнечный день описать состояние природы и погоды. Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано. Отметить цвет неба, закрепить названия облаков (кучевые), какой дует ветерок (подобрать определения: теплый, ласковый, шаловливый, нежный). Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно растут растения. Наблюдение за появлением одуванчиков. На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отметить его изменения.

Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке (рассказать о народной примете: когда цветет черемуха — это к холодам). В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом листьев (использовать прием «любимая веточка»). Учить детей видеть красоту ярких красок весны. С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые. Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям. Понаблюдать за их поведением. По возможности отметить прилет птиц.

Занятие: 

Дидактическая игра «Что перепутал художник?».

Дидактическая игра «Помоги весне найти краски».

Игра-тренинг «Весеннее утро».

Чтение Н. Сладкова «Весенние радости».

Игра-драматизация «Добрые силы природы».

Изготовление аппликации «Весеннее настроение».

Зрительный ряд: весенние явления природы, краски весны (изумрудно-зеленый, ярко-желтый, голубой и т.д.).

Литературный ряд: Н. Сладков «Весеннее настроение».

Музыкальный ряд: шумовая фонограмма «Звуки весны», инструментальная музыка умеренного и подвижного темпа.

Материалы и оборудование: дидактические карточки, заготовки для аппликации, бумага, клей, кисти.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, труд, социализация.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 3.6. Составление жалобной книги природы

Проведение – третья неделя мая.

Формирование бережного и созидательного отношения к объектам природы. Воспитание умения видеть и переживать красоту природы. Закрепление знаний о ценности природы и правилах поведения в ней. Развитие связной монологической речи.

Занятие: 

Экологические загадки об объектах природы.

Ситуация общения «Что такое книга жалоб?».

Презентация «Красная книга».

Игровая ситуация «Кто жалобу написал?» (Ландыши, подснежники, тюльпаны).

Работа с макетом жалобной книги на доске.

Ситуация общения и дидактическая игра «Мы жалуемся» (лягушка, сова, лес).

Игра-тренинг «Лягушки».

Игра-тренинг «На кого лес обиделся?».

Ситуация общения «Лесные правила».

Рефлексия.

Зрительный ряд: красная книга, жалобная книга природы, растения, цветы, насекомые, животные, деревья, мусор, огонь.

Литературный ряд: загадки.

Материалы и оборудование: карточки для дидактических игр, доска, магниты, разворот книги.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, безопасность.

Формы работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

3. Контрольно-диагностический модуль

  1. Описание достаточных и возможных результатов детей по освоению программы

Результаты достижений воспитанников по всем разделам программы «Мир на ладошке» и динамика воспитания и формирования ценностного отношения детей к миру природы являются промежуточными и отвечают следующим требованиям:

-соответствие возрастным особенностям детей 4-5 летнего возраста;

-возможность достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения программы «Мир на ладошке»;

-проверяемость (достоверность подтверждения их достижений.

Основные доступные результаты детей по воспитанию и формированию ценностного отношения детей к природе заключаются в

-накоплении чувственного опыта, получаемого в наблюдениях за природными явлениями в естественных условиях во всех связях и отношениях;

-ознакомлении с объектами и явлениями окружающей природы;

-умении наблюдать за объектами живой и неживой природы;

-умении понимать причины, связи и зависимости природных явлений живой и неживой природы;

-осознавать зависимость объектов живой природы от неживой.

В процессе общения с природой у детей в рамках экологической программы «Мир на ладошке» должна сформироваться эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в ней.

  1. Дополнительные критерии эффективности программы «Мир на ладошке»

Необходимо отметить, что для эффективности осуществляемой системы работы большое значение имеет предметно – развивающая среда группы. Содержание уголка природы в группе необходимо наращивать в соответствии с этапами взросления детей: комнатные растения, календарь погоды и природы, альбомы по временам года, гербарии, книги, иллюстрации, коллекция семян и плодов, дидактические игры, природный и бросовый материал, оборудование для организации труда в природе, различные модели.

Для самостоятельной экспериментаторской деятельности детей необходимо создание исследовательского уголка.

В работу по формированию ценностного отношения к природе вовлекаются и родители воспитанников. Для них организуются различные консультации, семинары, выставки, фотовыставки. Оформляются папки – передвижки, папки – раскладушки, экспресс – листы.

  1. Раскрытие способов, критериев диагностики, оценки результатов

Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»). «ЭЗОП» это «эмоции», «знания», «охрана», «польза»  такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики. 

Данная методика была модифицирована в соответствии с уровнем развития дошкольников средней группы и полученных знаний по программе воспитания и формирования ценностного отношения к миру природы «Мир на ладошке».

Диагностическая методика представлена в Приложении 1.

  1. Контрольно-диагностические материалы

Отношение

Критерии оценки

Метод

Результат

1

Эмоции к объектам природы

Выраженное доминирование определенной установки

Методика «ЭЗОП», модифицированная и переработанная в соответствии с уровнем развития дошкольников средней группы и требованиями НОД.

Определение ведущего (удельного) типа установки по отношению к миру природы

2

Знания об объектах природы

3

Охрана объектов природы

4

Польза от объектов природы

  1. Методическое обеспечение

  1. Технологии: В основе программы по воспитанию и формированию ценностного отношения детей дошкольного возраста к миру природы «Мир на ладошке» - технологии комплексного воспитания ценностного отношения детей к окружающей действительности, к миру природы.

4.2. Методы и средства:

- наблюдение: общение детей с объектами и явлениями природы на прогулке, организация игр с природным материалом, ознакомление детей с объектами живой и неживой природы, определение позиции человека в окружающем мире и т.д.);

- использование иллюстративно-наглядного материала (дидактических картин, репродукций, видеофильмов);

- игры: игры превращения (развитие сопереживания), дидактические и предметные игры, творческие игры, связанные с природой, сюжетно-ролевые игры;

- метод моделирования;

- чтение детской художественной литературы;

- экспериментально-исследовательская деятельность;

- беседа (для уточнения, углубления, обобщения и систематизации полученных знаний);

- трудовая деятельность;

- физическая деятельность.

4.2. Организационные формы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Список использованной литературы:

  1. Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 50-52.
  2. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим. [Текст]// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 31-34.
  3. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003.
  4. Николаева С.Н.  Теория и методика экологического образования детей: Учеб.  пособие для студ.  высш.  учеб.  заведений, 2-  е изд., испр.  – М.:  Издательский центр «Академия», 2005.  –  336  с.
  5. Пономарева Л. И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников. Монография. / Под ред. З. И. Тюмасевой. – СПб.: МИНПИ, «Астерион», 2005. – 183с.
  6. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. пед. Вуз. - М.: AcademiA, 2006. - 206 с.
  7. Серебрякова Т. А. Эксперементальный подход к воспитанию основ ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №2. С.113-117.
  8. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 112с.

  1. Удовика А. В., Хрулева М. В. Лакомова С. В. Инновационный подход к организации работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста // Вестник ПСТГУ. 2011. №2. С.59-67.
  2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольников. – М.: Изд-во института психотерапии, 2011. – 256 с.
  3.  Черных Т. В. Ценностное отношение к природе как условие развития этических переживаний дошкольника // Вестник ДВГУ. 2012. №4. С. 56-82.
  4. Шамигулова. О. А. Педагогические условия воспитания эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру: изучение истории // Начальная школа. – 2007. – № 8. – С. 55-59.
  5. Экологическая этика в детском творчестве: концептуальные идеи и методы гуманитарного экологического образования. [Текст] / под ред. Вагнер И. В. – М., 2008. – 121 с.
  6. Эколого-образовательный проект «Мой зеленый друг»: учебное пособие для дошкольников / О. А. Федорова [и др.]. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. – Кн. 2. – 48 с.
  7. Эколого-образовательный проект «Птицы в нашем городе»: учебное

пособие для дошкольников / О. А. Федорова [и др.]. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2012. – Кн. 6. – 36 с.

  1. Ясвин В.А.  Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе. /Экологопросветительский центр «Заповедники»; -  М, 2012.  –  40  с.,  ил.

Приложение 1

Методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» (адаптированная и модифицированная)

Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» (В.А. Ясвин, 2000) направлена

на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Можно выделить четыре типа таких установок: ребенок воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»). «ЭЗОП» это «эмоции», «знания», «охрана», «польза»  такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.

Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например, ЛОСЬ следы, лесник, оружие, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое для отвлечения внимания, «мусорное» слово).

Методика проводится следующим образом, ребенку показывают картинку с изображением стимульного слова из объектом мира природы и четыре изображения – ассоциации к этому объекту. Ребенок должен быстро (Оговаривается обязательно) выбрать одну картинку ассоциацию к стимульному материалу. В дальнейшем подсчитывается наибольший тип установки каждого ребенка.

Набор стимульного материала и ассоциаций:

1. ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); лесник (О); дрова (П); песок.

2. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); охотник (П); камни; рога (К).

3. ТРАВА: поливать (О); корова ест траву (П); кора; роса на траве (К); стебель травы (И).

4. ВОДА: стакан воды (П); шерсть; капле на лепестке цветка (К); снежинка (И); грязная вода с мусором (О).

5. МЕДВЕДЬ: паутина; медведь на пне среди зверят (К); малина (И); в медведя целится охотник (О); шкура (П).

6. ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); посадка дерева (О); мебель из дерева (П); сено.

7. ВОРОНА: строение тела птицы (И); мальчик кидает камнем в ворону (О); ворона с семенем в клюве (П); яблоки; вороны на дереве (К).

8. ЗЕМЛЯ: мусорная свалка (О); огород (П); цветок (К); ветка; строение почвы (И).

9. БАБОЧКА: кокон (И); крылья (К); бабочка в рамке на стене (О); изо бабочки в книге (П); перо.

10. САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П).

11. КОРОВА: коровы на лугу среди травы и цветов (К); строение тела коровы (И); корова среди мусора (О); стакан молока (П); грибы.

12. РЕБЕНОК: дети с венками из цветов (К); дети изучают материал (И); дети убирают мусор (О); ребенок сажает цветок (П).

Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого. К природа воспринимается как объект красоты «эстетическая» установка. И природа воспринимается как объект изучения «когнитивная» установка. О природа воспринимается как объект охраны «этическая установка». П природа воспринимается как объект пользы «прагматическая» установка.

Приложение 2

Информационная карта дополнительной программы по экологии «Мир на ладошке»

Образовательная область: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка, художественная деятельность, физическая культура, здоровье и безопасность.

Направления образовательной деятельности: воспитание ценностей в процессе развития эмоций и чувств детей (развитие осознанного сопереживания (эмпатии) дошкольников по отношению к объектам, явлениям природы). Воспитание ценностей в процессе экологически-ориентированной деятельности. Воспитание ценностей в процессе познания мира природы (формирование у детей дошкольного возраста элементов экологической компетентности).

Название программы: «Мир на ладошке», программа воспитания и формирования ценностного отношения детей к миру природы.

Аннотация на программу: возраст детей, срок реализации, цели и задачи, краткое содержание образовательной деятельности.

Возраст детей: 4-5 лет.

Срок реализации: учебный год (с сентября по май).

Цели и задачи: воспитание ценностного, духовно-нравственного, гуманного отношения к природному окружению, эмоционально-личностном развитии детей посредствами природы. 1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей через широкое введение их в мир природы родного края. 2. Становление базисных основ экологической культуры у детей: представления и понятия о природе, практические умения и навыки в области природопользования, формирование представлений об экологии человека, воспитание позитивно-деятельностного отношения детей к миру природы. 3. Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребенка в процессе общения с природой родного края.

  1. Дидактический материал: модели овощей и фруктов «Угадай на ощупь», модели бабочки и жуков, модель частей тела насекомых, модели снегоуборочных машин, модель машин службы спасения, модели домашних животных; дидактические карточки: «Угадай на вкус», «Дружба с солнцем», «Найди лист на дереве», «Кто живет под землей», «Когда это бывает?», «Сравни ворону, воробья, синицу и голубя», «Корм для птиц зимой», «Зимние забавы», «Труд домашних животных», «Мои маленькие питомцы», «Кто и как весну встречает», «Первые цветы и растения», «Что перепутал художник», помоги весне найти краски». Изображения осеннего зимнего и весеннего пейзажа, леса. Карточки с изображением растений, деревьев разных пород, цветов. Изображения дома, конюшни, коровника.
  2. Стрельцова Юлия Павловна, воспитатель МБДОУ №35.


[1] Серебрякова Т. А. Концептуальный подход к решению проблемы воспитания основ ценностного отношения детей к миру у детей дошкольного возраста // Вестник ТГПУ: 2009. №10. С.95-99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...

«Волшебный мир природы» ( Знакомство детей дошкольного возраста с миром природы в процессе проектной деятельности).

Введение.Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать,...

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики»  на тему:  «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения  детей дошкол...

Консультация для родителей "Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к живой природе"

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности....

Презентация "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста"

изуизучение и анализ психолого-       педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме нравственного воспитания и формированию культуры поведения де...

Программа дополнительного образования по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста, «Я и моя Родина»

Программа дополнительного образования  по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста, «Я и моя Родина»...

Дидактические "Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы"

Окружающий мир нельзя познать по картинке и для того,  чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознал, что является его частью, научился  устанавливать связи между объектами и яв...