Из опыта работы «Cоздание и обеспечение условий по воспитанию и обучению дошкольников основам безопасности»
материал по теме

Квитко Татьяна Михайловна

Как правильно рассказать детям о правилах безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

«Памятка педагогам по правилам дорожного движения».

Все участники движения делятся на водителей, пешеходов и пассажиров. Безопасность движения на улицах и дорогах достигается тогда, когда все строго соблюдают правила.

Следует усвоить, что движение пешеходов разрешается только по тротуарам, а проезжая часть улиц и дорог предназначена для движения транспорта.             Одним из самых ответственных моментов движения пешеходов является переход улицы. Для этого надо знать, как и где безопаснее перейти улицу. Перекресток выбран как место перехода, так как водители, проезжая его, снижают скорость, повышают внимание. Иногда, в зависимости от условий, переходы устраивают и не на перекрестках.

Пешеходные переходы обозначают знаком или разметкой на проезжей части и линиями (переход типа «зебра»).

Если при переходе улицы надо обходить остановившийся автобус, троллейбус или же стоящий у тротуара автомобиль, то делать это надо очень осторожно. Не меньшую осторожность надо соблюдать, когда обходят стоящий трамвай. Лучше всего подождать, пока троллейбус, автобус, трамвай отойдут от остановки, и тогда переходить улицу.

Разъясняйте детям, что выходить из автобуса, трамвая или троллейбуса можно только после полной остановки, когда водитель откроет двери.                Ожидать транспорт нужно только на тротуаре или на специально обозначенной посадочной площадке, ни в коем случае не выходить на проезжую часть.

Очень опасно, если пешеход окажется на пути транспорта. Мгновенно автомобиль остановить нельзя. Даже при небольшой скорости (30 км/час) автомобили при резком торможении проходят более 7 метров до полной остановки.

Идя по тротуару, надо также приучать детей останавливаться у ворот, чтобы посмотреть, не выезжает ли оттуда машина. Необходимо, чтобы дети обращали внимание на специальный указатель у ворот «Берегись автомобиля!».

И самое главное воспитатель постоянно должен объяснять детям, что проезжая часть не место для игр, рассказывать, разъяснять им, какой опасности они себя подвергают.

Ниже даны уточняющие рекомендации, которые необходимо знать воспитателям детских садов.

  1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

  1. Там, где нет тротуаров (обочин), ходить нужно по краю проезжей части, на дорогах по левому краю дороги навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону.
  2. Пешеходы обязаны переходить улицу или дорогу только шагом по пешеходным переходам, обозначенным линиями или указателями «Пешеходный переход», а на перекрестках с необозначенными переходами – по линиям тротуаров.
  3. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности; посмотрите налево, дойдя до середины улицы - направо.
  4. Запрещается пересекать путь движущимся вблизи транспортным средствам, выходить из-за них на проезжую часть, не видя обстановки на улице. Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспорта, стоящего вблизи тротуаров.
  5. В местах перехода, где движение регулируется, переходить улицу следует при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к вам боком).
  6. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт.
  7.  Организованные группы людей могут двигаться колонной по правой стороне улицы не более чем в 4 ряда. Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а с наступлением темноты и в тумане - с зажженными фонарями, впереди - белого цвета, сзади - красного.
  8. Группами детей разрешается водить только по тротуару или по обочине дороги не более чем в два ряда и только днем.
  9. Следите за поведением детей, не позволяйте им нарушать правила дорожного движения, а также устраивать игры на улицах.
  10.  Не позволяйте детям кататься на велосипедах по проезжей части улиц и на тротуарах.
  11.   Переходя улицу, не выпускайте руки ребенка, идущего с вами, не оставляйте детей на улице без надзора.

     Будьте для них примером в соблюдении правил дорожного движения

   ПЕРЕВОЗКА ДЕТЕЙ В МАШИНАХ

Летом ребят часто вывозят из детских садов на дачи. Помните, что перевозка детей разрешена только в автобусах, а на грузовых автомобилях допускается лишь как редкое исключение, при этом в кузове должно находиться не менее двух взрослых. В этом случае кузов должен быть крытым, оборудован

сиденьями на удобной высоте от пола. Вдоль заднего и бокового борта сидения должны иметь прочные спинки. Фамилии воспитателей заносят в путевой лист  водителя, и они вместе с ним несут ответственность за жизнь и здоровье детей.

При перевозке групп детей на автобусе или грузовом автомобиле спереди и сзади должны быть установлены соответствующие опознавательные знаки.

Руководитель транспортного предприятия, заведующий детским садом должны знать, что перевозка детей доверяется шоферам со стажем не менее 3- х лет.

Руководители транспортных организаций обязаны обеспечить инструктаж водителей о порядке и маршруте движения. Машина должна быть хорошо подготовленной, абсолютно исправной и чистой.

Руководители транспортных предприятий и детских учреждений должны позаботиться о том, чтобы назначенные старшие строго и не формально выполняли свои обязанности, совершенно недопустимо нарушение правил движения, употребление алкогольных напитков, отклонение от заданного маршрута, передача управления автомобилем другому лицу и превышение скорости (свыше 60 км/час).

Посадку и высадку детей лучше производить в закрытых дворах, в крайнем случае, со стороны тротуара или обочины.

Посадка детей в автобус проходит обязательно под наблюдением взрослых. В салоне надо рассадить детей, лично убедиться, что стекла в окнах и двери закрыты. Бывают случаи, когда дети во время посадки забираются под стоящую машину, прячутся за покрышки. Перед тем как начать движение, воспитатель вместе с водителем убеждаются в безопасности, следят, чтобы другие дети не оказались в этот момент возле машины.

Водитель автобуса может трогаться только с вашего разрешения.   Предупредите его, чтобы он начинал движение плавно, не ехал на большой скорости и вел автобус крайне осторожно, не производил резких поворотов и торможений, так как дети могут при этом упасть и получить ушибы.

Во время движения следите, чтобы дети не бегали по салону автобуса, не открывали окон и не высовывались из них.

При прибытии на место необходимо, чтобы водитель как можно ближе поставил автобус к месту высадки, вплотную к тротуару. Высадка должна проходить неторопливо, организованно. Каждого ребенка с подножки снимает воспитатель, и дети здесь же строятся в пары.

Только после того, как водитель и воспитатель убедятся в том, что дети вышли и не находятся вблизи автобуса, водитель может уезжать.

Желательно, чтобы дети вместе сказали водителю «спасибо».

ПЕРЕХОД УЛИЦЫ

Правила движения предписывают, чтобы с детьми, когда они организованно выходят на улицу, было два сопровождающих. Один должен идти впереди колонны, другой - сзади. Детей выстраивают в два ряда.

К сожалению, многие лица, сопровождающие детей, сами не знают правила движения. Нередко выстраивают колонну по четыре человека в ряд, занимают весь тротуар, вынуждая встречных спускаться на проезжую часть.

Иногда сопровождающие идут впереди и не видят, как растянулась колонна ему пешеходному переходу. Это приводит к тому, что дети не успевают своевременно перейти улицу, начинают метаться перед машинами, подвергая и окружающих опасности.

Организаторы экскурсий и прогулок с детьми по городу должны доверять только тем лицам, которые хорошо знают правила движения. Группы должны идти по тротуару строем не более чем в два ряда, попарно держась за руки.

Переводить через улицу и дорогу колонну детей разрешается только на перекрестках и в местах пешеходных переходов.

При приближении к перекрестку руководитель обязан поднять руку с флажком и таким образом предупредить водителей и регулировщиков уличного движения о необходимости остановить транспорт, чтобы пропустить детей. Кстати, если на перекрестке дежурит сотрудник Госавтоинспекции, можно подойти к нему и попросить, чтобы он задержал поток транспорта. Переходить улицу надо с соблюдением всех правил, в соответствии с сигналами светофора или регулировщика.

«ПРАВИЛА «ЮНОГО ПЕШЕХОДА».

Младший дошкольный возраст.

Ворчаньем наскучишь, примером научишь.

Китайская пословица

Уважаемые родители!

В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

- кто является участником дорожного движения;

- элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекресток);

- транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);

- средства регулирования дорожного движения;

- красный, желтый и зеленый сигналы светофора;

- правила движения по обочинам и тротуарам;

- правила перехода проезжей части;

- без взрослых выходить на дорогу нельзя;

- правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.

Методические приемы обучения навыкам безопасного поведения ребенка на дороге:

- своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объеме, необходимом для усвоения;

- для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе,  на дороге;

- объяснять, что происходит на дороге, какие он видит транспортные средства;  - когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;

- указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;

- закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);

- развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа,

движения, сзади);

- развивать представление о скорости движения транспортных средств и пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);

- не запугивать ребенка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;

- читать ребенку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.

Помните!

Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребенка, но и других родителей.

Берегите ребенка!

Оградите его от несчастных случаев на дорогах.

Средний дошкольный возраст.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: Родители пример ему.

С. Брант

Уважаемые родители!                                    

В среднем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

- кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир, регулировщик);

- элементы дороги (дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекресток, линия тротуаров или обочин, ограждение дороги, разделительная полоса,

пешеходный переход);

- транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, мопед, трактор, гужевая повозка, автобус, трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство);

- средства регулирования дорожного движения;

- основные сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с желтым, зеленый, зеленый мигающий, желтый и желтый мигающий);

- пять мест, где разрешается ходить по дороге;

- шесть мест, где разрешается переходить проезжую часть;

- правила движения пешеходов в установленных местах;

- правила посадки, движения и высадки в общественном транспорте;

- без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя;                    - обходить любой транспорт надо со стороны приближающихся других транспортных средств в местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел транспорт, и водитель транспорта видел пешехода.

Методические приемы обучения ребенка навыкам безопасного поведения на дороге:

- своими словами систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объеме, необходимом для усвоения;

- использовать дорожную обстановку для пояснения необходимости быть внимательным и бдительным на дороге;

- объяснять, когда и где можно переходить проезжую часть, а когда и где нельзя;

- объяснять название, назначение и о чем предупреждают шесть основных сигналов транспортного светофора;

- указывать на нарушителей Правил;

- закреплять зрительную память, пространственное представление и

представление о скорости;

- читать ребенку книжки для закрепления Правил;

- использовать альбомы для раскрашивания, диафильмы, видеокассеты, макеты, настольные игры для привития устойчивых навыков безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.

Помните!

Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.

Берегите ребенка!

Оградите его от несчастных случаев на дорогах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по обучению дошкольников основам безопасности

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу,Богов, всё что угодно, но только не самих себя».Платон....

Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности. Именно поэтому, в наш...

Консультация для педагогов «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»

Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто в хлопотах повседневной жизни мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспе...

Методическая разработка по правилам дорожного движения "Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах"

В детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города. Важно не просто обучать детей навыкам безоп...

"Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждени...