Проектная деятельность в работе с детьми по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности Практико - ориентированный проект «Маленькие дикари»
проект по обж (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в работе с детьми по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности
Практико - ориентированный проект «Маленькие дикари»
Актуальность проекта
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.
Наша задача – передать детям за короткий период детства основы безопасности жизнедеятельности. Данный проект актуален и очень эффективен, он предполагает формирование заинтересованного отношения у детей к поиску выхода из экстремальной ситуации, к знаниям, умениям, к труду человека, его результатам, к природной среде. Проект помогает педагогам:
- закреплять знания детей о здоровом образе жизни;
- воспитывает у детей отзывчивость к сверстникам;
- проявлять внимание к их переживаниям;
- оказывать помощь, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.
Задачи проекта:
Образовательная область «Физическое развитие»
- Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.
- Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.
- Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.
- Формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Обогащать содержанием сюжетно - ролевых игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей, активизировать воображение.
- Развивать умение согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
- Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения.
Целевой компонент
Цель: развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе, активизировать мышление дошкольников в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
Задачи:
- Развивать поисковую деятельность детей:
- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- стремление к умению планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
- Развивать способность к созданию задуманного продукта.
- Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
- потребность экспериментировать с объектами неживой природы;
- стремление создавать предметы – заменители, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями.
- Активизировать речь детей.
- Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Диагностический компонент
Цель: выявить у детей представления о безопасности жизнедеятельности.
Критерии:
- Когнитивный. Показатели: наличие у детей представления, знаний, о предметах безопасности жизнедеятельности.
- Эмоциональный – оценочный. Показатели: желание участвовать в игре, наличие интереса и его мотивация. Эмоциональная отзывчивость во время игры.
- Поведенческий. Показатели: умение организовать игру, применять полученные знания на практике, действовать в сложившейся ситуации; использование по назначению предметов, уметь работать с алгоритмами, схемами.
Методы исследования:
- беседа;
- наблюдение за самостоятельной деятельностью детей;
- создание и анализ проблемных ситуаций;
- анализ продуктов детской деятельности.
Процессуальный компонент
I Этап
Когнитивный
Цель: Сформировать представление о поисках выхода из экстремальной ситуации.
Задачи:
- Сформировать представление детей о безопасности жизнедеятельности.
- Расширять знания детей о безопасности жизнедеятельности.
- Дать представление о назначении предметов.
- Умение планировать этапы своих действий.
- Аргументировать свой выбор.
- Активизировать речь.
Способы и формы работы:
- Беседы на темы:
- «Что нового я узнал о мерах безопасного поведения»;
- Важность труда людей разных профессий;
- Заботливое отношение к пассажирам;
- Цикл познавательных занятий о безопасном поведении в природе.
- Чтение произведений: Ф. Льва «Мы плывем на самоходке», М. Маркова «Про Топку – моряка», Г. Юрмина «Все работы хороши», В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо?»
- Составление рассказов: «Опасно, безопасно», «Как лето помогает нам быть здоровыми», «Витамины и здоровье».
Деятельность педагога и детей:
Педагог:
- Уточняет знания о мерах безопасного поведения, здорового образа жизни, как позвать на помощь.
- Использует информационные технологии при проведении бесед, занятий, игровой деятельности.
Дети:
- Делятся своими впечатлениями об экскурсиях, походах.
- Сооружают постройки по образцу (рисунок, фото, схема).
- Наряжаются в моряков, капитана, врачей, поваров.
- Используют алгоритмы приготовления пищи, салатов, заваривание целебных отваров, чая.
Результат – продукт:
- Сборник рецептов приготовления пищи на острове (салаты, отвары, чай)
- Выставка рисунков «Мои приключения на острове».
- Костюмы в уголке ряжений.
Результат – эффект:
- Знания о мерах безопасного поведения, оказания первой помощи в сложившейся ситуации.
- Умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.
- Умение придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.
Основные понятия и термины:
плот, буря, шторм, боцман, матрос, кок, штурвал, яхта, пещера, шалаш, терпящие бедствие, кораблекрушение, выживание, поиск, «островитяне», сообщение «S.O.S», служба спасения – 112, геологи, фильтрация воды, и т.д.
II Этап
Эмоционально – мотивационный
Цель: вызвать интерес у детей старшего дошкольного возраста к безопасной жизнедеятельности.
Задачи:
- Вызвать у детей желание участвовать в игровой деятельности.
- Развивать у детей эмоционально положительное отношение к изучению правил поведения в экстремальной ситуации.
Способы и формы работы:
- Экскурсии с родителями в лес, порт, Жигулевские горы, на Молодецкий курган, по Самарской Луке. Просмотр иллюстраций, слайдов на тему «Путешествие».
- Прослушивание звукозаписи «шум прибоя».
- Создание условий для сюжетно-ролевой игры (атрибуты).
- Чтение письма приглашения на остров от «островитян».
- Вызвать интерес к сюжетно-ролевой игре.
Деятельность педагога и детей:
Педагог:
- Вызывает интерес к игре.
- Побуждает к знакомствам с мерами безопасности в сложившейся ситуации.
Дети:
- Участвуют в дискуссиях, беседах.
Результат – продукт:
- Организация сюжетно-ролевой игры «Маленькие дикари».
Результат – эффект:
- Интерес к предметам, атрибутам.
- Желание участвовать в игровой деятельности.
III Этап
Деятельностный
Цель: Совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста полученные знания и представления о безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- Закреплять умения применять полученные знания о безопасности жизнедеятельности в игровой деятельности.
- Совершенствовать умения использовать по назначению предметы быта поисковой, игровой, экспериментальной деятельности.
- Закреплять умения изготовления поделок атрибутов для игр.
- Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Способы и формы работы:
- Экспериментирование с объектами неживой природы.
- Самостоятельная организация сюжетно-ролевой игры, новых вариантов сложных ситуаций.
- Определять тактику выживания на острове.
- Сооружение плавсредств.
Деятельность педагога и детей:
Педагог:
- Продолжать пополнять атрибутами сюжетно-ролевую игру.
- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей.
Дети:
- Организовывают сюжетно-ролевую игру: сооружение жилища, поиск овощей, фруктов, рыбы, «добывают огонь», фильтруют воду, приготавливают пищу.
Результат – продукт:
- Создание энциклопедии «Азбука выживания».
- Выставка рисунков на тему «Мои приключения на острове».
- Сборник рецептов – алгоритмов приготовления блюд на острове.
Результат – эффект:
- Эмоционально – положительный интерес к безопасной жизнедеятельности.
- Умение и желание применять полученные знания на практике.
- Умение подбирать предметы, необходимые для путешествия.
- Умение самостоятельно изготавливать атрибуты из соленого теста (овощи, фрукты, рыбки)
Литература:
- Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйнова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» 2011 год
- Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности
В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности. Именно поэтому, в наш...
Консультация для педагогов «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»
Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто в хлопотах повседневной жизни мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспе...
«Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»
Консультация для педагогов...
«Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности», доклад
Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 17.10.2019г....
«Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности», доклад
Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 17.10.2019г....
Консультация для педагогов «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»
В консультации представлены рекомендации по организации работы по основам безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ....
Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности
Деление опытом с возпитателями по вопросам безопасности жизнидеятельности дошкольников в детском саду....