Формирование у детей дошкольного возраста правил и норм безопасного поведения в быту для приобретения социального опыта.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Методическоя разработка раздела образовательной программы "Безопасность". автор Жукова В.И., Жаринова Е.Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestacionnaya_rabota_zhukovoy_v.i.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
На пороге третьего тысячелетия, когда в окружающем нас мире увеличилось число промышленных аварий и катастроф, все чаще возникают опасности социального характера, отсутствуют у людей навыки правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, актуально формировать у подрастающего поколения сознательное и ответственное отношение к личной безопасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, что это возможно достигнуть через образование. Подготовка должна проходить на всех этапах жизни.
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека: это и в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни, везде могут подстерегать опасности. В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются, стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения.
В 20 веке о профилактике несчастных случаев с дошкольниками как дома, в ДОУ, так и на улице говорили в основном медицинские работники. В настоящее время сформировалась новая образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», которая готовит детей во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.
Актуальность
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании.
Сущность психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование положительного отношения к себе;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Освоение образовательной области «Безопасность» в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных формах. Основные формы представлены в таблице № 1.
Формы работы с детьми по освоению образовательной области «Безопасность»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Содержание образовательной области «Безопасность» наиболее тесно интегрируется с содержанием следующих образовательных областей:
«Физическая культура» | Формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья. |
«Здоровье» | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. |
«Коммуникация» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания. |
«Познание» | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. |
«Социализация» | Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания. |
«Труд» | Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности |
«Чтение художественной литературы» | Безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего использование художественных произведений для формирования основ Мира. |
Освоение образовательной области «Безопасность» контролируется по достижении детьми следующих результатов.
Таблица 4.
Достижение планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Безопасность»
Старшая группа | Подготовительная группа |
Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение. Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). | Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения. Различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение. Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки, различает проезжую часть, тротуар, подземный переход, пешеходный переход. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе ( способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). |
В вопросах воспитания и развития детей опорой служит «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А Васильевой. В работе над раскрытием содержания образовательной области «Безопасность» используется программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина), а также другие методические пособия.
3. Теоретическое обоснование.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых. В работах психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.В.Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.Г.Хромцовой, К.Ю.Белой.
В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).
Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.
К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.
Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Данная программа включает в себя такие разделы как: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».
Нужно отметить, что наиболее полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма, в то время как бытовой безопасности детей уделялось недостаточно внимания.
В конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. В проекте “Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)” (1932) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе. Например, по мнению авторов, детям среднего дошкольного возраста доступно:
- Овладение молотком, ножом, пилой, клещами, вырезание ножницами, первичное владение иглой;
- Представление, что при кипении образуется пар, что пользование техникой в быту облегчает труд человека;
- Умение пользоваться бьющейся посудой, мясорубкой для провертывания овощей и вымоченного хлеба и другими техническими приспособлениями в быту, водопроводом;
- Стирка и глажение мелких вещей, мойка и резка овощей для винегрета;
- Знание. Что огонь греет, освещает и жжется и что с ним нужно обращаться осторожно (с младшей группы);
- Знакомство с разнообразными средствами передвижения людей и грузов; с телефоном;
- Понимание, что глина, песок, камни в огне не горят и что от воды, снега, песка огонь гаснет;
- Наблюдение изменения продуктов при варке, сушке, жарке; приготовление на маленькой плите разных кушаний.
Однако в 1936-1937 годах при переработке программ детского сада данные вопросы из нормативных документов исключаются. Возникшие у ряда практических работников трудности (недостаточность методического обеспечения, отсутствие необходимых пособий и вследствие этого желаемого результата в развитии детей и приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками. И хотя в дальнейшем ряд ученых (Л.И. Грехова, Т.В. Земцова, Л.М. Кларина, Н.Н. Никандров и др.), изучая вопросы ознакомления дошкольников с техническими явлениями, обнаружили, что детям доступны сведения о магнетизме, электричестве, механических и физических явлениях, а также об устройстве бытовых и транспортных машин, проблема обеспечения безопасности при работе с ними должного отражения в программных документах дошкольного образования 1964-1985 г.г. не нашла.
В настоящее время появились новые методические разработки, направленные на формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в быту. Так С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).
Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).
В Программе Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста” также имеется раздел «Ребенок дома».
Недостаточная разработанность вопросов безопасности детей в быту послужила мне основанием для выбора данной темы.
Цель и задачи работы.
Целью моей работы является формирование у детей дошкольного возраста правил и норм безопасного поведения в быту для приобретения социального опыта.
Работа с детьми по формированию безопасного поведения в быту включает решение целого комплекса задач:
1. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных экстремальных ситуациях дома.
2. Учить детей регулировать свои поведенческие реакции.
3. Учить выходить из сложных проблемных ситуаций не навредив своему здоровью, и здоровью окружающих.
4. Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
5. Создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения в быту.
Принципы работы.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности в быту осуществлялась с учетом следующих основных принципов:
— системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
— доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
— включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
— наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал, мультимедийные презентации);
— динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
— психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
2. Система работы
Работу по воспитанию навыков безопасного поведения в быту, я начала с выявления уровня знаний и интересов детей старшей группы, степени сформированности их умений и навыков. Эта работа проводилась в форме:
- бесед,
- тренингов: «Разговор по телефону», «Незнакомец за дверью», «Один дома» и др.
- разбора проблемных ситуаций: «Что ты будешь делать, если постучались в дверь, зазвонил телефон?» и др.
С детьми всей группы была проведена диагностика. Образовательные программы, по которым осуществляется образовательный процесс, не имеют готовых диагностических методик по этой теме. Поэтому стало необходимым создание диагностических карт в соответствие с блоками перспективного планирования (или направлениями работы). Компетентность ребенка оценивается в соответствии с критериями, приведенными в программе М.В. Васильевой «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста в детском саду» и выражается в уровневом эквиваленте (высокий, средний и низкий уровни).
Диагностика проводилась по 3 направлениям:
- Знание источников опасности в быту. Что приводит к...
- Знание о мерах предосторожности при общении с опасными бытовыми предметами (по сюжетным картинкам)
Знания о приемах оказания первой медицинской помощи и действиях в опасных ситуациях в быту (по сюжетным картинкам)
Результаты по всем заданиям представлены на диаграмме.
Диагностирование детей показало, что у детей недостаточно знаний о безопасности собственной жизнедеятельности в быту. Так, 54% детей показали низкий уровень знаний по первому разделу. По второму разделу низкий уровень знаний обнаружен у 69% детей. Приемы оказания I медицинской помощи не знает никто из детей. Это говорит о том, что у детей скудные знания о безопасности собственной жизнедеятельности, познавательной и творческой активности, умению ориентироваться в различных ситуациях.
Кроме того было проведено анкетирование родителей воспитанников на тему: «Ваше отношение к проблеме ОБЖ». В анкетировании приняли участие 13 человек, что составляет 100% от общего количества воспитанников группы.
Результаты опроса:
Анкетирование среди родителей по обучению детей ОБЖ показало, что все родители (100%) считают необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту. По степени значимости при подготовки детей к встрече с опасностями указали на роль воспитателей (58%), родителей(28%), медработников (12%). Некоторые родители (2%) отметили, что для большей эффективности работы в этом направлении необходимо тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: воспитателей, родителей, медработников. Родители четко указали опасные предметы в доме. Отдельные родители (26%) иногда оставляют детей одних дома, но при этом лишь некоторые (10%) стараются предостеречь их от беды, напоминая о мерах предосторожности с опасными предметами. О необходимости помощи по вопросам ОБЖ со стороны педагогов заявили 43% родителей. 29% родителей отметили, что им нужна помощь по вопросам оказания элементарной помощи детям в случае травм, ожогов, укусов животных. Таким образом, анкетирование выявило высокую степень заинтересованности родителей в вопросах бытовой безопасности детей.
В дальнейшем для проведения планомерной и систематической работы над данным разделом я составила перспективный план работы с детьми и родителями, подобрала конспекты образовательных мероприятий, экскурсий, бесед и др.
Задачами следующего этапа работы является введение правил в жизнь детей, показ разнообразия их проявлений в жизненных ситуациях, тренировка в умении применять эти правила.
Выстраивая систему работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников в быту, определила основные направления своей деятельности:
- работа с детьми;
- создание развивающей среды;
-работа с родителями.
Все содержание работы я условно разбила по темам:
Огонь – это очень опасно
Осторожно! Электроприборы!
Опасные ситуации.
Осторожно! Чужие люди!
Каждую тему я раскрываю в процессе проведения образовательных мероприятий, а закрепляю в совместной и самостоятельной деятельности детей. Часто работа над одной темой продолжается в различных видах детской деятельности.
Данная работа ведется через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
Разделы(задачи, блоки) | Специально организованная деятельность детей | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей |
I- Огонь – это очень опасно II - Осторожно! Электроприборы! III - Опасные ситуации. IV - Осторожно! Чужие люди! | упражнения, игры - тренинги, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра Экскурсии Игры – путешествия Моделирование ситуаций, Проблемные ситуации | Беседы, Упражнения Рассказ, творческие задания, дидактические игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, драматизация сказок, чтение художественной литературы, тематический досуг, подвижные игры и т.д. | дидактические игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций сюжетно – ролевые игры подвижные игры |
Специально - организованная деятельность.
В специально – организованной деятельности использую различные формы и методы, такие как игры- путешествия, проблемные ситуации, игры- эстафеты, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, людей, попавших в беду.
Чтобы детей эмоционально настроить, заинтересовать, в гости к нам приходят игровые персонажи домовенок Кузя, Непослуха, Незнайка, Буратино и др. Они рассказывают истории, происходившие с ними (из-за нарушения правил безопасности), и «открывают» вместе с детьми правила поведения в быту, а также загадывают загадки, приносят картинки и разные задания. На примерах из жизни домовенка Кузи показываю, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности. Использование игрового персонажа дает возможность детям исправлять его ошибки, объяснить о необходимости выполнять правила. С детьми в непосредственно-образовательной деятельности были проведены такие темы: «Кошка и собака - наши друзья», «Пожароопасные предметы», «А у нас в квартире газ», «Кошкин дом», «Айболит в гостях у ребят», «Электрические приборы», «Когда ты дома один».
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми использую специально подготовленные игры – драматизации, сказки о животных – «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Красная Шапочка».
Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные образовательные мероприятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.
В совместной деятельности с детьми организовываю совместные дидактические, сюжетные, подвижные игры, обсуждение сюжетов из жизни по картинкам, разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей, чтение художественных произведений с обсуждением, загадывание загадок, использование пословиц, бесед на разные темы, заучивание стихотворений, рассматривание плакатов, предметов быта, пожароопасных предметов.
Заучивание стихотворений об опасных предметах, использование дидактических игр «Найди опасные предметы», «Выбери место для хранения» помогает детям усвоить прямые запреты на пользование некоторыми предметами домашнего обихода (розетки, электроприборы, лекарства), правильно обращаться с другими (ножницы, вилки). Так в игре «Опасно - не опасно» у детей формируются знания об источниках опасности, мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях, в игре «Если малыш простудился» формируются знания об оказании первой помощи.
Игра – способ моделирования окружающей жизни. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Во время проведения игры «Набери правильно номер» дети учатся пользоваться телефоном, чтобы уметь позвонить по телефонам 01, 02, 03.
Играя в игры «Съедобно - не съедобно", «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.
Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности использую специально подобранные произведения художественной литературы. В работе с дошкольниками по ознакомлению с правилами безопасного поведения в быту на основе произведений художественной литературы использую такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; чтение фрагмента рассказа как иллюстрации к определенной опасной ситуации; анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности. Произведения с разным содержанием С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Е. Хоринский «Спичка-невеличка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др. учат детей правилам безопасности.
Самостоятельная деятельность. Одним из определяющих факторов познавательного развития ребенка является предметно-развивающая среда. Правильно организованная среда со специально подобранными материалами помогает взрослому обеспечить правильное развитие ребенка, приучать к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Предметно – развивающая среда в группе представлена:
- Уголком безопасности, который содержит материалы:
- практический: щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет кухни, жилой комнаты, атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Спасатели», «Скорая помощь» и др.
- наглядный: «Валеология и здоровый малыш», «Как избежать неприятностей», «Если малыш поранился», «Пожарные»; разнообразные плакаты по ОБЖ.
2) Игротекой, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Черный ящик» и др.
- развивающие настольно – печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Лото осторожностей» и др.
3) библиотекой, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа с родителями
Изучение причин травм показывает, что в большинстве своем они происходят по прямой или косвенной вине взрослых.
«Вакцина против травматизма - воспитание», - так сказал один из известных ученых. Эта формула справедлива не только по отношению к детям, но и адресована взрослым. Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, взрослые ежеминутно должны являть достойный образец в этом отношении.
Как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Поэтому нами разработана система работы с родителями, в которую вошли следующие мероприятия:
- беседы о мерах безопасности в частном доме, о поведении в лесу, на природе, у костра;
- консультации об основных правилах обращения с елочными гирляндами, фейерверками, бенгальскими огнями, свечами и другие. Объясняю, что взрослые должны научить правильно: пользоваться бытовыми приборами, соблюдать меры безопасности и осторожности, научить детей какими предметами можно пользоваться, а какими нельзя. То есть родители и все взрослые самые главные учителя в этой сложной и опасной жизни.
- папки- передвижки, стенды, библиотечка.
- выставки по пожарной безопасности и безопасности на дорогах, где родители используют свой творческий потенциал, Были сделаны папка - передвижка «Уголок пожарного»; газета «Огонь бывает разный добрый и страшный», книжки- малышки по правилам дорожного движения, газеты «Берегись автомобиля», «Юная пешеходница» и другие. Ребята с гордостью делятся, как помогали дома родителям,
- участие и помощи в проведении экскурсий, походов, развлечений,
- помощь в создании игровой среды.
«Личная безопасность детей» - частая тема для родительских собраний,
Мы периодически проводим анкетирование родителей по обозначенной проблеме, а интересующие их вопросы выносим на обсуждение на родительских собраниях. Так на сентябрьских родительских собраниях тема ОБЖ нашла своё конкретное отражение. Наша работа с семьёй разнообразна. Она включает несколько направлений: информационно- аналитическое, познавательное, наглядно- информационное, досуговое. Это и беседы о различного рода безопасности, и размещение в родительском уголке злободневных статей и материалов, и оформление папок – передвижек, и открытые просмотры НОД для родителей по ОБЖ, и анкетирование, совместные развлечения.
Результативность
За два года педагогической деятельности в направлении воспитания у детей безопасного поведения в быту мы наблюдаем динамику усвоения детьми знаний, умений и навыков. Результаты изменений отражаются в диагностических исследованиях. Для проверки достижения поставленной цели нами был использован тот же диагностируемый материал, что и на начальном этапе (результаты контрольной диагностики).
Из диаграммы видно, что по каждому разделу увеличилось количество детей, успешно усвоивших знания, умения, навыки. Лишь в III разделе большая часть детей находится на среднем уровне. Это можно объяснить тем, что часть детей не может в полной мере освоить все приемы оказания первой медицинской помощи из-за заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Опираясь на показатели диагностики, мы можем с уверенностью сказать, что работа дала хорошие результаты: у детей виден прогресс в знаниях, умениях и навыках. Дети активны в совместной и самостоятельной деятельности, любознательны
Перспективы на будущее.
1.Выступление и презентация на педагогическом совете в ДОУ.
2.Продолжение тесного сотрудничества с родителями по вопросам формирования безопасного поведения детей в быту.
Заключение.
Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К.Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс совершенствования. Тогда наш труд будет не напрасен и принесёт радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников...
Формирование опыта безопасного поведения в быту у старших дошкольников (из опыта работы).
Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не зная и не думая о возможных опасностях....
Формирование правил безопасного поведения в быту у детей средней группы
Нет ничего дороже, чем жизнь и здоровье ребенка, поэтому главная наша задача- дать понять ребенку, что его жизнь — это «сложный организм», чтобы о себе позаботиться нужно соблюдать о...
"Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, природе" (из опыта работы).
Круглый стол в ГАОУ ДПОИРРПО в центре дошкольного образования: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников" (в режиме онлайн). Материал из опыта работы на тему: "Формирование у дет...
Формирование у детей дошкольного возраста правил и норм безопасного поведения в быту.
Формирование у детей дошкольного возраста правил и норм безопасного поведения в быту....
Круглый стол для педагогов ДОУ "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о безопасном поведении в быту и социуме"
Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о безопасном поведении в быту и социуме....
Проект по формированию первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе для детей младшего дошкольного возраста "Правила безопасности для детей"
формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе для детей младшего дошкольного возраста...