Проект по формированию первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе для детей младшего дошкольного возраста "Правила безопасности для детей"
проект по обж (младшая группа)

формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pravila_bezopasnosti_dlya_detey.docx133.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Чуварлейский детский сад «Колокольчик»

Алатырского муниципального округа Чувашской Республики

Проект

по формированию первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе

для детей младшего дошкольного возраста

C:\Users\asus\Desktop\

Подготовила: воспитатель I квалификационной

категории Лисина Ю.А.

2024г.

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатель, родители.

Руководитель проекта: воспитатель второй группы раннего возраста Лисина Юлия Анатольевна.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: групповой, краткосрочный ().

Цель проекта: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей раннего возраста через вариативные формы обучения;
  • формировать у детей элементарные знания о правилах безопасности.
  • формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность.
  • способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, связной речи, творческих способностей, воображения.

.Воспитательные:

  • воспитывать привычку правильно пользоваться окружающими предметами быта;
  • воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности в социуме, природе, быту;
  • вовлекать детей в совместные с взрослым практические познавательные занятия;
  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками при выполнении совместных действий;
  • способствовать активному участию родителей в совместной деятельности с ребенком в рамках данного проекта.

Актуальность:

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, многообразием техники в доме.

Формула безопасности гласит:

- предвидеть опасность;

- при возможности избегать;

- при необходимости действовать.

Можно для себя выделить ряд всевозможных опасностей, связанных с местом пребывания ребёнка:

- опасности дома;

- опасности на улице;

- опасности на природе;

- опасности в общении с незнакомыми людьми.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к различным сложным, а порой опасным жизненным ситуациям.

Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективен. Для того, чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются, прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Предполагаемые результаты:

1. У детей активизируется познавательный интерес к элементарным правилам безопасного поведения.

#1059; детей появится представление об опасных ситуациях, которые могут возникнуть как дома, так и на улице.

3. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество и детальность в работе.

4. Участие в совместной деятельности родителей.

5. Обогащение словарного запаса детей.

6. У детей повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

7. Дети получают удовольствие от деятельность со взрослыми и сверстниками.

Продукт детской деятельности:

Изготовление книжки-малышки: «Правила безопасности для детей»

Этапы реализации проекта:

  1. этап.

#1042;ыявление первоначальных знаний детей об опасных ситуациях и элементарных правил безопасного поведения (детский час, беседа).

#1048;нформация для родителей о предстоящей деятельности.

#1055;одбор программно-методического обеспечения.

#1055;ополнение предметно - развивающей среды группы.

2 этап.

Работа с детьми:

#1055;роведение познавательных бесед на тему: «Опасности дома», «Опасности на улице», «Опасности в природе», «Опасности в общении с незнакомцами».

2. Рассматривание иллюстраций о правилах безопасного поведения.

#1044;идактические игры: «опасно, не опасно», «одинаковые машинки», «собери цветок», «чей хвостик?».

#1048;гровые ситуации: «Как кукла Маша обед готовила», «Кукла Маша на прогулке»

#1055;одвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Мы веселые ребята», «Раз, два, три, опасное найди»

6.Физкультминутки: «Солнечные зайчики», «Как мы по лесу гуляли!»

7. Пальчиковые игры: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять», «Солнышко лучистое».

8. Коммуникативная деятельность:

-Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», Шалаева «Правила поведения на улице», К.И. Чуковский «Путаница», русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

9. Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука пожарной безопасности»

10. Познавательная деятельность:

Беседа: «Я по улице хожу, маму за руку держу», ситуативный разговор: «Почему нельзя трогать розетку?»

Познавательная экскурсия на кухню детского сада: «Кухня - не место для игр»

#1050;онструктивная деятельность:

-Конструирование «Гараж для машин»

12. Изобразительная деятельность:

Нетрадиционная техника рисования с помощью штампиков: «Подари кошке бантик»

Работа с родителями:

1. Папка-передвижка «Опасности на дороге в зимний период»

2. Консультация «Не оставляйте детей без присмотра», «Пожарная безопасность для вас и ваших детей»

3 этап.

Оформление выставки книжек-малышек «Правила безопасности для детей»

Вывод.

Проведение и реализация данного проекта было интересным для детей. Благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности произошло ознакомление и усвоение элементарных знаний детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о различных опасных ситуациях, возникающих на улице и дома, об опасностях в природе и при общении с незнакомцами.

Познавательная, творческая и игровая деятельность придала детям уверенность в своих возможностях. В процессе работы ребята смело высказывали свои мысли, предположения, учились делать простейшие выводы.

Данный проект способствовал введению ребёнка в окружающий его мир. Помог сформулировать реалистические представления об окружающих его предметах и различных опасных ситуациях.

Я считаю необходимым, с самого раннего возраста, прививать детям элементарные правила безопасности, которые, безусловно, создадут прочную и необходимую базу знаний, а так же способствуют повысить интерес к своей собственной безопасности, ведь главное каждому из нас твердо знать и помнить, что наша безопасность в наших руках.

Список методической литературы:

#1056;азвивающие занятия с детьми 2-3 лет под редакцией Л.А. Парамоновой, 2008

2. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. - М: 2016.

3. Сергеева Н.В. Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности. - М: 2016.

Приложение 1

Календарно-тематический план

Дни недели

Виды и формы

деятельности

Задачи

Познавательная

деятельность:

Беседа:

«Что такое опасность? Как ее избежать?»

Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.). Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».

Формировать у детей элементарные представления о правилах безопасного поведения.

Наглядно показать детям, какие бывают опасные ситуации.

Активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Пополнять словарный запас детей.

Конструктивная

деятельность:

Конструирование:

«Гараж для машинок»

Формировать у детей элементарные представления о машинах, дорогах и правилах поведения на проезжей части.

Учить выполнять постройку по образцу, называть детали строительного материала, их цвет. Учить соотносить размер постройки – большой машине большой гараж.

Развивать фантазию, мелкую моторику.

Изобразительная деятельность:

«Подари кошке бантик»

Обучать детей элементарным правилам поведения при общении с животными, а именно, не трогать чужих животных на улице, не гладить их, не дразнить.

Прививать бережное отношение к ним.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью штампиков. Учить наносить краску на штампик и делать отпечаток на бумаге, в определенном месте (на шее у кошки либо над головой).

Коммуникативная

деятельность:

Чтение и обсуждение русской народной сказки: «Волк и семеро козлят»

Познакомить детей с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят»; учить их внимательно слушать.

Активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе.

На примере данной сказки показать детям, как опасно пускать в дом незнакомых людей. Формировать у детей элементарные знания опасного общения с незнакомыми людьми на улице.

Пополнять словарный запас детей.

Познавательная деятельность:

«Экскурсия на кухню детского сада»

Продуктивная деятельность:

Оформление выставки книжек-малышек «Правила безопасности для детей»

Наглядно показать детям, что кухня – это не место для игр. Познакомить с кухонным оборудованием, показать, что бытовые приборы сложны в управлении и очень опасны для детей. Воспитывать у детей бережное отношение к себе и своему здоровью.

Воспитывать у детей интерес к сотворчеству работы с педагогом, учиться работать в команде. Оформляя выставку, побуждать детей высказываться о проделанной работе, обсуждать и подводить итоги проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,...

Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»

Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...

Картотека дидактических игр на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр разделена на разделы: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благопол...

«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания» в старшей группе для детей с ТНР (5-6 лет)

Познакомить детей с  основами безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания»                    ...

Семинар-практикум: «Формирование привычных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе»

На сегодняшний день самая главная и признанная проблема современного мира – это проблема безопасности жизнедеятельности человека. Это было доказано тем, что современная жизнь показала насколько ...

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 5-6 лет»

Данную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошко...