"Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, природе" (из опыта работы).
материал (старшая группа)
Круглый стол в ГАОУ ДПОИРРПО в центре дошкольного образования: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников" (в режиме онлайн). Материал из опыта работы на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, природе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ».
Тугушева Лидия Васильевна, воспитатель МБДОУ ДС «Ручеёк» р. п. Башмаково Пензенской области Выбранную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе - сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающем мире. Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта по формированию основ безопасного поведения в окружающем мире. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Первостепенная должностная обязанность воспитателя – безопасность, сохранение жизни и здоровья детей. Мне хочется поделиться опытом работы нашей группы по формированию основ безопасного поведения детей. В группе я создаю безопасную развивающую среду. Создала своими руками центр безопасности с мини-макетом проезжей части дороги, пешеходным переходом; важных объектов: поликлиника, полицейский участок, столовая, больница, АЗС и т. д. Подготовила красочный наглядно – иллюстрированный материал по безопасности: «Важно знать о ПДД», папку – раскладушку: «Правила дорожного движения и предупреждающие знаки». Исходя из выше сказанного, разработала перспективный план по основам безопасности, в который включила: - Непрерывную образовательную деятельность: «Правила дорожные совсем – совсем не сложные», «Безопасность при отдыхе на природе», «Детям спички не игрушка», «Опасные предметы дома», «Чтобы не было беды», и т. д. - Просмотр видеоматериалов: как следует гулять в лесу, как вести себя на льду, азбука пешехода, правильное обращение с огнём, как правильно общаться с животными, как следует правильно разговаривать с незнакомцами. - Мультимедийные презентации: «Основные правила поведения при пожаре», «Полезные продукты», «Знакомство с бытовыми приборами», «Дорожные знаки», «Прогулка в лес», «Правила безопасности дошкольника» и т.д. - Игровые проблемные ситуации: «Огонь – друг или враг», «Один дома», «Дорожные знаки», «Где живут витамины» и т. д. - Игровое моделирование: «Безопасная дорога», «Мой – друг Светофор» и т. д. - Игры-беседы: «Если ты потерялся на улице», «Безопасность в доме», «Осторожно микробы», «Безопасное поведение в природе», «Безопасность на льду зимой» и др. - Игры-инсценировки: «Поехали!», «Юные пожарные», «Правила дорожного движения» и др. - Прогулки, экскурсии: прогулка на пищеблок, прогулка в медицинский кабинет, по территории детского сада, за территорию детского сада. - Дидактические игры: «Кто быстрее соберет светофор», «Наблюдайка», «Что лишнее», игра с мячом «Полезное или вредное», «Источники опасности», «Съедобное – несъедобное» (грибы), «О чём говорит светофор», «Четвёртый лишний», «Телефон», и т. д. В формировании основ безопасного поведения не обойтись без использования игровых ситуаций, как форма закрепления полученных знаний, это сюжетно-ролевые игры: «Шофёры», «Семья», «Пожарные» и т.д. - Итоговое мероприятие в рамках комплексно–тематического планирования: «Дорожная безопасность», «Правила дорожного движения», «Витамины – опасно, или не опасно». В работе с дошкольниками очень часто я обращаюсь к художественному слову, как к эффективному способу воздействия на детей. Для этого я создала полочку «умных книг», там у нас находятся книги: С. Я. Маршака «Пожар», Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», Н. Носова «Заплатка», В. Суслова «Его сигнал для всех закон», сборник загадок, Ш. Перро «Красная Шапочка» и т.д. Провожу с детьми литературные викторины по прочитанным произведениям. Интересно и очень действенно использую в своей работе с детьми проблемные ситуации: «Как обратиться за помощью к полицейскому?», «Как поступать, если ты потерялся» и т.д. В центре безопасности мы учимся с детьми разговаривать по телефону, называть свою фамилию, имя, адрес проживания, набирать номер телефона экстренных служб: «112», «01», «02», «03», «04». В своей работе учитываю возрастные и индивидуальные возможности, склонности и интересы детей, гендерные различия. Свою работу строю не только с детьми, но и с родителями. Вовлекаю их в единое образовательное пространство, используя различные формы. Предложила и провела с родителями анкетирование на тему: «Формирование навыков безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста», предложила различные консультации, по темам недели, например: «Безопасное поведение на улице», «Безопасные предметы дома», «Безопасное поведение детей дома, в новогодние каникулы». Их вниманию был предложен видео - ролик на тему «Правила поведения зимой». Веду организованную работу с коллегами, со специалистами по проблеме формирования основ безопасного поведения. Организовывала встречи детей с сотрудниками ГАИ, МЧС, врачами. Кроме всего, расширяю представление детей о том, что Земля – наш общий Дом и человек часть природы; знакомлю с глобусом – моделью Земли; экосистемами: лес, луг, водоем. Одним из важных компонентов развивающей предметно-пространственной среды у нас в детском саду создана, с моим участием, экологическая комната. Например, в зоне библиотеки можно найти необходимую литературу, иллюстрированные книги, энциклопедии, атласы и т.д. Формирую у детей первоначальные экологические знания, элементарные сведения об экологических законах по книге В. Танасийчука «Экология в картинках». В течение года мы с детьми ходим на экскурсии, в лесополосу, к водоему и т.д, потом дети рисуют рисунки на экологические темы. Мы вместе с детьми создали книжки-самоделки на тему: «Природа глазами детей», по произведениям В. Танасийчука, Е. Чарушина, В. Бианки. В экологической комнате мы устраиваем выставки работ наших воспитанников. Также там можно найти репродукции картин великих художников-пейзажистов И. Шишкина, И. Левитана. Для развития у детей познавательно-исследовательской деятельности, формирования основ научного мировоззрения, создала зону лаборатории. Зону релаксации я использую в своей работе для снятия у детей состояния напряженности или усталости, которая возникает в результате получения огромного количества информации. На опытном участке мы с воспитанниками проводим опытно-исследовательскую деятельность, наблюдаем за ростом и развитием растений и способами ухода за ними. Экологическая тропа, протяженностью 500 метров, выполняет познавательно-развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. В зоне коллекций и демонстрационных материалов дети рассматривают коллекции насекомых, камней, семян и т.д. В работе по развитию экологических представлений у дошкольников использую проектный метод. Например, в рамках проекта «Комнатные растения» мы провели акцию «Подари растение детскому саду», в рамках проекта «Волшебная капля», провели акцию «Берегиня» и т.д. В нашем детском саду ежегодно проходят семинарские занятия. В них я принимаю активное участие и проводила занятия: «Фиалковая поляна», «Где живет вода?» и т.д. Для поддержания интереса к теме и закрепления знаний мы играем с детьми в игры. Чтобы дети лучше усвоили правила поведения в природе, использую в работе с ними экологические сказки, Н. Рыжовой («Жила-была речка», «Как люди речку обидели»), М. Пластова («Как Кап Капыч речку спасал»). Приняла участие в XVII Всероссийском молодежном проекте по экологии: «Моя страна, моя Россия». В своей работе использую разные методы и приемы. Убедилась, что самым эффективным методом является наблюдение. Разработала цикл наблюдений за птицами на участке детского сада, за собаками, которых выгуливают хозяева и т. д. Дети в течение всего года подкармливают птиц в кормушках, которые прилетают к нашему Птичьему столбу. В весеннее время наблюдают, как они благоустраивают гнезда, выводят птенцов. Для расширения знаний детей о жизни диких животных и для более близкого знакомства с ними, я рекомендую родителям всей семьей смотреть дома телепередачи и читать познавательные книги о животных, посетить зоопарк. Большое внимание в ДОУ я уделяю здоровью детей, их физическому воспитанию. А так как здоровье человека и сам человек неотделимы от экологии, то и тема «Здоровье ребенка» из программы ОБЖ тесно переплетается с нашей эколого-оздоровительной работой. Таким образом, благодаря созданию таких условий дети постепенно осваивают формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дети намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни. Перспективы дальнейшей работы связываю с продолжением работы по данной теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы воспитателя старшей группы по формированию основ безопасного поведения....
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы...
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы воспитателя...
Формирование коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте. Основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Статья по основам безопасносного поведения в ДОУ....
Выступление на семинаре " Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту , социуме, природе"
Выступление на семинаре "Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасногоповедения в быту, социуме, природе"...
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»...
«ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»
Планработы по формированию безопасного поведения детей в быту, социуме, на природев МБДОУ д/с № 2 "Малышок"на 2023-2024 учебный год №ТемаМесяцОтветственные1.«Острые пр...