Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
методическая разработка на тему
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_bezopasnogo_povedeniya_ulitina.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа - детский сад «Росток» городского округа Самара
Россия, 443048, г. Самара, ул. Батайская, д.17
Тел.:(846) 973 82 24, факс (846) 973 95 69 e-mal: rostokglinka@mail.ru
Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Выполнила Улитина Л. Н.
воспитатель МБОУ «Росток»
г.о. Самара
Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Улитина Людмила Николаевна, воспитатель МБОУ «Росток» г.о. Самара.
В детском саду я работаю 30 лет. В работе я стараюсь использовать разнообразные эффективные методы и приемы воспитания и обучения дошкольников по различным направлениям детской деятельности.
Одним из приоритетных направлений своей педагогической деятельности я выбрала организацию работы по воспитанию безопасного поведения детей в социуме, быту и природе.
О безопасности стали всерьез говорить в последние годы все чаще и чаще, когда вокруг стало так не спокойно. Надо ли учить этому детей? Думаю, да!
Необходимо подготовить детей к безопасной жизни в окружающем мире, сформировать у дошкольников сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, воспитывать готовность к правильным действиям.
Но мы, всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения - процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой. А завтра он станет самостоятельным.
Главное детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.
В нашей группе работа по этому вопросу ведется ежедневно по предварительно составленному перспективному плану, который отражает несколько направлений: « Ребенок на природе», «Ребенок на улицах города»,
«Ребенок и другие люди», «Ребенок дома».
Моя цель состоит в том, чтобы не столько оберегать и защищать ребенка, а чтобы подготовить его к различным сложным, а порой опасным жизненным ситуациям. Это решается разными путями.
Ребенок на природе.
« Вся наша планета - общий дом, природа мудро правит в нем».
Наблюдаем и изучаем родную природу на прогулках и экскурсиях по поселку, в лес (файл). Эти формы работы всегда были и будут интегрированными: дети читают стихи, поют песни, играют в подвижные и дидактические игры. После прогулок делаем зарисовки по результатам наблюдений. Так как у меня на данный момент были дети среднего возраста, то рисунки делаем предметные (гриб, муравейник, цветок) и т.д. Я рассказываю детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому, использую картинки, наглядные материалы, игры-классификации, игры с мячом в « съедобное - несъедобное», а в летний сезон прогулки и экскурсии в лес, на природу. Детям объясняю, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение (файл).
Ребенок на улицах города.
При построении системы работы по данному направлению я выделила три аспекта: ребенок- пешеход; ребенок- пассажир городского транспорта; ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, ролики) (файл).
На участке детского сада у нас есть различные атрибуты дорожно-постовой службы, светофор, знаки, жезл, постовой, нарисованный на фонарном столбе (файл), транспорт различного назначения, разлинованная дорога, пешеходный переход. После бесед, рассматривания иллюстраций,
я знакомлю детей с правилами поведения на улицах города: рассказываю о правилах дорожного движения; объясняю, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
Рассказываю детям о том, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).
Обязательно знакомлю детей с правилами езды на велосипеде, предлагаю детям для рассмотрения различные ситуации, изображенные на картинках, рассказываю о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями. ( файл)
Познакомив детей с правилами поведения в транспорте, а так же объяснив, как входить в автобус, трамвай, троллейбус и выходить из них, закрепляем правила в различных играх и жизненных ситуациях. Хорошим закреплением полученных знаний стали наши поездки в цирк, театры, музей и на страусиную ферму. В поездках еще закрепили и правила культурного по
ведения в обществе. ( файл)
В 2013 г. мы участвовали в городском конкурсе посвященным к 40- летию отрядов юных инспекторов « Я - гражданин своей страны» где заняли 3 место по городу. И теперь мы приняли участие в конкурсе « Безопасное колесо» где мы снимали флеш моб на тему « Мой друг светофор». Это самый эффективный способ обучения детей ПДД.
Ребенок и другие люди.
Чем старше становится малыш, тем больше опасностей его подстерегает. Часто родители наставляют своих детей: « Нельзя разговаривать с чужими, незнакомцы могут быть опасны». Что же делать? Запугивать детей глупо, опасно и совсем безрезультатно. Лучше систематически напоминать, что иногда встречаются опасные люди, которых надо уметь распознать и научиться от них защищаться.
Я своих воспитанников приучаю строго соблюдать правило пяти «НЕ»:
Никогда НЕ входить в подъезд и лифт с чужими людьми.
Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей.
Никогда НЕ садиться в другую машину.
Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе.
Никогда НЕ молчать при опасности кричать и бежать в людное место.
Поскольку маленьких детей легко обмануть, я требую от детей постоянно быть на виду у взрослых.
Эти правила, мы изучаем в беседах, в проигрывании ситуаций с привлечением взрослых людей со стороны (сотрудников) (файл)
Используя примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, колобок из сказки Колобок, Красная Шапочка из одноименной сказки, козлята из сказки « Волк и семеро козлят», царевна - в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина, Чудище в «Аленьком цветочке « обращаю внимание на то, что герои не всегда соблюдают правила безопасности.
Моя цель - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Ребенок дома.
Знакомлю детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками опасности (предметы которыми запрещается пользоваться: спички, газовые плиты, электрические розетки, электроприборы); с опасными предметами, которыми можно пользоваться только в присутствии взрослых (иголки, нож, ножницы) (файл).
Использую при этом рассматривание иллюстраций, натуральных вещей, чтение детьми про них стихов, слушание рассказов об истории возникновения этих предметов, отгадывание загадок, рисование и аппликация изображений этих предметов, обыгрывание ситуаций, заучивание номеров экстренных служб через сюжетно- ролевые игры (файл).
Большую опасность для детей представляет неправильное обращение с огнем и пожароопасными предметами. Дети нашей группы знают, что с огнем не играют, что огонь бывает « злой» огонь (пожар) и добрый (который служит людям: газовая плита с огнем, керосиновая лампа с огнем и Т.Д.)
Я в работе часто использую рассказы-беседы, которые сопровождаю демонстрацией красочных картинок, плакатов (дети по ним рассказывают). Мультимедийные презентации и игры для детей уже не новинка (файл). По ним тоже идет обсуждение. Читаем произведения детских писателей и поэтов. Помогаем героям произведений спастись от пожара (дорисовываем ведро с водой, аппликацией мастерим пожарную лестницу и т.д.)
Лучший урок безопасного поведения - это пример окружающих ребенка взрослых (воспитателей, родителей, родственников). И без их участия и сотрудничества не возможен ни один обучающий процесс по обеспечению « Безопасности». Для этого я использую активные формы взаимодействия воспитателей, родителей и детей: экскурсии, встречи со специалистами (пожарником, врачом), литературные викторины, выставки познавательной литературы для детей и родителей. Работая с родителями, не устаю повторять - как поступаете вы сегодня, так завтра поступит ваш ребенок.
Грамотно интегрируя детскую деятельность, чтобы было познавательно, и интересно, я добиваюсь того, чтобы дети могли адекватно оценивать экстремальные ситуации и решать поставленные перед ними проблемные задачи. Этим самым я сохраняю жизнь и здоровье детей.
Анализируя свою деятельность в данной области, считая работу эффективной. Большинство детей уже могут ориентироваться в чрезвычайной ситуации соответственно своего возраста.
Обучить детей безопасному поведению – это значит приручить их к безопасному образу жизни.
Помните: (файл)
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности - все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Берегите свою жизнь и свое здоровье. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Актуальнось темы....
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру» Цель: Повы...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»
Цель: Повышение мотивации коллег к использованию игр, способствующих формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников с тяжёлыминарушениями речи 5-7 лет через игру.Задачи:1.Закрепить з...
Проектная деятельность по: «Формированию у ребенка ценности здорового образа жизни через привитие основ безопасного поведения в быту ,социуме ,природе» «Береги себя» во второй младшей группе
Цель: Формирование у младших дошкольников представлений о потенциально опасных предметах и ситуаций, о безопасных способах выполнения определенных действий....
Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Подготовка детей к безопасной жизни в окружающем мире, формирование у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитание готовности к правильным действиям, чт...
Организация НОД(занятия) по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей подготовительной к школе группы, в рамках образовательной области “Социально-коммуникативное развитие” при реализации ООП “Детство"
ВВЕДЕНИЕ1 Научно-теоретические основы организации НОД(занятия) по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей подготовительной к школе группы, в рамках образовательно...