Здоровьесбережение в логопедии
статья по теме
Использование нетрадиционных методов и приёмов в логопедической практике»
Многие логопеды в своей логопедической практике помимо общепринятых артикуляционных и пальчиковых упражнений применяют нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей дошкольного возраста. К таким нетрадиционным формам относятся биоэнергопластика и дыхательно- голосовая гимнастика.
Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Под любое артикуляционное упражнение педагог(воспитатель или логопед) может самостоятельно подобрать разнообразные движения руки. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает.
Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность. Необходимо отметить, что регулярное выполнение дыхательных упражнений является также профилактикой острых респираторных заболеваний.
Данный комплекс упражнений может выполняться логопедом и воспитателем на коррекционном часе, а также дома родителями. Упражнения выполняются с постепенным наращиванием темпа и усложнением. Необходимо отметить, что регулярное выполнение дыхательных упражнений является также профилактикой острых респираторных заболеваний.
1. Дыхательное упражнение "Ракета". Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони вместе, плотно прижаты друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.
2. "Болтушка" - рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд.
3. Чередование "Улыбки", "Трубочки", "Рупора", "Окошка".
"Улыбка" - руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_v_logopedii.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесбережение в логопедии.
Использование нетрадиционных методов и приёмов в логопедической практике»
В своей логопедической практике помимо общепринятых артикуляционных и пальчиковых упражнений применяю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей дошкольного возраста. К таким нетрадиционным формам относятся биоэнергопластика и дыхательно- голосовая гимнастика.
Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Под любое артикуляционное упражнение педагог(воспитатель или логопед) может самостоятельно подобрать разнообразные движения руки. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает.
Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность. Необходимо отметить, что регулярное выполнение дыхательных упражнений является также профилактикой острых респираторных заболеваний.
Данный комплекс упражнений может выполняться логопедом и воспитателем на коррекционном часе, а также дома родителями. Упражнения выполняются с постепенным наращиванием темпа и усложнением. Необходимо отметить, что регулярное выполнение дыхательных упражнений является также профилактикой острых респираторных заболеваний.
1. Дыхательное упражнение "Ракета". Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони вместе, плотно прижаты друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.
2. "Болтушка" - рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд.
3. Чередование "Улыбки", "Трубочки", "Рупора", "Окошка".
"Улыбка" - руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.
"Трубочка" - пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди. Выполняется 3-5 раз.
"Рупор" - зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом.
"Окошко" - рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны в "окне"), прямые руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены.
4. "Лошадка цок-цок" ("цоканье" языком) - прямые руки подняты верх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. Выполняется 5-7 секунд.
5. "Накажем непослушный язычок" - покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 секунд.
6. "Качели" - движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз. В старшем дошкольном возрасте движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз (голова неподвижна).
7. "Часики" - В старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. Движение языка с одновременным движением кистей рук и глаз вправо-влево (голова при этом неподвижна). Выполняется в течение 5-7 секунд.
8. Упражнение "Змейка". Руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть - правое плечо, левая кисть - левое плечо). Рот закрыт, язык лежит свободно. Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык , как змеиное жало, также выбрасывается вперед. Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык - "жало" также медленно расслабляется и возвращается на место. Упражнение выполняется в старшем дошкольном возрасте 3 -5 раз.
9. "Ножницы" –упражнение выполняется лежа на животе, ладони прижаты к полу. Выполняется 5-7 раз.
10. Упражнение "Крокодил". Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: при закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы. Движения сопровождаются движениями глаз: пасть крокодила открыта - широко открыть глаза, пасть закрылась - глаза закрыть, голова при этом неподвижна. Выполняется 3-5раз.
Список использованной литературы
- Андронова Л.З. "Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся", М., 1990 г.
- Андронова Л.З. "Как лечить заикание", М., 1993 г.
- Бодалев А. А. "Психология общения", Москва-Воронеж, 1996г.
- Гаркуша Ю.Ф., канд. пед. наук, доцент МПГУ; Черлина Н.А., зам. главного врача по педагогической части; Манина Е.В., учитель-логопед, Московская областная детская психоневрологическая больница
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия учителя – логопеда в работе по здоровьесбережению
Проведение коррекционных занятий с использованием методов и приемов здороьесберегающих технологий показывает, что у детей постепенно повышается обучаемость, улучшается внимание и память, активнее разв...
Эффективные формы работы учителя - логопеда по здоровьесбережению (восстановление двигательной функции артикуляционного аппарата)
В настоящее время растёт число детей с диагнозом "Дизартрия". Нет программы, способной помочь начинающему логопеду. В своей статье я делюсь опытом работы по преодолению дизартрии....
Здоровьесбережение в деятельности логопеда
Описание используемых в работе приемов здоровьесбережения в деятельности учителя- логопеда....
Выступление на МО логопедов "Музыкотерапия - это средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников"
Выступление на МО логопедов "Музыкотерапия - это средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников"...
«Здоровьесбережение в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ».
laquo;Здоровьесбережение в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»....
Статья «Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психолога, логопеда»).
laquo;Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психол...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"
Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...