Эффективные формы работы учителя - логопеда по здоровьесбережению (восстановление двигательной функции артикуляционного аппарата)
статья по логопедии на тему

Фетисова Майя Валентиновна

В настоящее время растёт число детей с диагнозом "Дизартрия". Нет программы, способной помочь начинающему логопеду. В своей статье я делюсь опытом работы по преодолению дизартрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesb.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦРР – ДЕТСКИЙ САД № 2341

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

Фетисова М.В.

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

(ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА)

Работа по здоровьесбережению в наше время очень актуальна. Уже редки случаи, когда мы видим в детском саду ребёнка с I группой здоровья. По данным специальных исследований, до 80% новорождённых физиологически незрелые, свыше 86% имеют перинатальную патологию ЦНС[1]. Несвоевременная коррекция дефекта приводит к развитию стойких нарушений в будущем.  

Дети в общей массе стали очень плохо говорить, искажают не только согласные, но и гласные звуки; дефекты их речи носят стойкий характер. Всё это, как правило, нарушение центральной нервной системы, проявление дизартрии, реже диспраксии и апраксии.

Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевой мускулатуры, речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики (спастичность, гипотония, дистония мышц).

В настоящее время учителя – логопеды Москвы считают, что около 50 – 70 % детей, нуждающихся в логопедической помощи, имеют лёгкую, либо среднюю степени дизартрии.

Система коррекции дизартрии должна включать и общие логопедические задачи, и медицинское лечение (дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастику, физиотерапию, медикаментозное лечение и другое). Неврологи на практике редко обращают внимание на звукопроизношение, не занимаются комплексным лечением речевых расстройств; волнительным родителям  иногда предлагаются таблетки, стимулирующие деятельность ЦНС. А ведь дети со сложными речевыми дефектами  нуждаются в  помощи нейрореабилитологов, которых, увы, в шаговой доступности просто нет. Например, в Москве количество их – единицы. Медицина оказалась не готова к этой нарастающей проблеме.

Что делаю я, как учитель – логопед,  как дефектолог, имеющий почти 25 лет стажа? Ищу и нахожу пути и способы, как помочь детям с плохим звукопроизношением. Хочу поделиться опытом своей работы в области  здоровьесбережения, показать эффективные формы работы по восстановлению двигательных функций артикуляционного аппарата. Ведь правильные методы работы сокращают время по преодолению проблем и, следовательно, облегчают жизнь ребёнка, оздоравливают его психическое и физическое  здоровье.  

Традиционный вопрос всех молодых специалистов, оказавшихся в «тупике», начиная работу с трудным по произношению детьми: «С чего начать?».  Отвечаю: изучать новые  теоретические и практические работы логопедов – практиков, касающихся новейших технологий, осваивать их. Применять традиционные и нетрадиционные методы дефектологического воздействия на ребёнка. Критически, вдумчиво подходить к любой информации, любить и помогать своим маленьким пациентам.
Вспомните, что в начале XX века первыми логопедами были …врачи.

Без знания медицины в нашей профессии в XXI веке делать нечего.

Проводя обследование, диагностику, заполняя речевые карты, изучая анамнез каждого ребёнка, я намечаю планы работы с ним, прежде всего думая об организации работы. Не секрет, что половина успеха учителя – логопеда, если ему доверяют и помогают родители. Поэтому важный аспект – это донести важную мысль до пап и мам трудных в речевом плане детей об их обязательном участии в коррекционно – логопедическом процессе. 

В детском саду, где  работаю,  я создала  логопедические папки с важной для воспитателей и родителей информацией, где есть статьи о нормах речевого развития, о логопедических, дыхательных упражнениях и т.д.

С родителями провожу большую просветительскую, консультативную и, что очень важно, обучающую работу.

В работе с родителями  я ставлю перед ними главную цель – вылечить ребёнка. Объясняю, что человеческий организм – это единое целое, где одно нарушение влечёт за собой  иногда цепь других.

 Например, аденоиды могут провоцировать назальное (от лат. Nasus – нос) произношение, опущение нёбной занавески, нарушение слуховой функции и недостаточное кровоснабжение коры головного мозга кислородом. Направляю родителей  к  лор - врачу. На индивидуальных консультациях я рассказываю о гомеопатических лекарствах, позволяющих забыть об аденоидах. Также  обучаю родителей дыхательным упражнениям, при которых нос лучше дышит и аденоиды уменьшаются. В моём арсенале есть также специальные упражнения для детей, которым удалили аденоиды (для предупреждения рецидива).

Сколиоз (искривление позвоночника) чаще всего отражается на фонетико – фонематическом слухе, т.к. нарушаются точные движения в пространстве и работа вестибулярного аппарата. Работа центральной нервной системы также страдает из - за дисбаланса работы рецепторов (частые диагнозы невролога:  ПЭП, ММД, повышенный и пониженный тонусы, дистония, СДВГ и др.).  Очень часто такие дети плохо говорят, нарушены бывают грамматика, общая дикция, развитие речи в целом. На консультациях направляю родителей к врачу – ортопеду,  обращаю внимание родителей на то, что ребёнку необходимо посещать ЛФК, носить специальный пояс – корректор, носить ортопедическую обувь.

Нарушения прикуса часто являются  серьёзным тормозом в работе, поэтому незамедлительно направляю детей с родителями на консультацию к ортодонту. В настоящее время стоматология достигла хорошего уровня; тренажёры и специальные лечебные приспособления помогают преодолеть  некоторые недостатки функционального развития. В свою очередь применяю специальные упражнения, которые, например, могут уменьшить у ребёнка проявления перекрёстного прикуса, прогнатии и т.д.  

Логопеды постоянно в своей работе опираются на связь логопедии с невропатологией.  Озабоченность вызывает то, что огромное количество наших пациентов до года состоят на учёте у неврологов: невротические реакции, нарушение тонусов (гипотонусы  или  гипертонусы), задержка темпов психического развития; а после года  дети вдруг …  оказываются здоровыми (!), снимаются с учёта.  При обследовании учителя – логопеды бьют тревогу:  практически половина детей имеют нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры, нарушения подвижности артикуляционных мышц, нарушения речевого дыхания, нарушения голоса, нарушения просодики (мелодико – интонационных и темпо – ритмических характеристик речи). Часто врачи – неврологи  и педиатры не обращают внимание на наличие у детей нарушений акта приёма пищи,  саливацию (слюнотечение), синкинезий (непроизвольных сопутствующих движений), нарушение координации движений (атаксии) и др.

Вот почему я, логопед – практик,  стремлюсь к тому, чтобы моя работа была здоровьесберегающей и даже лечебной.

Практически ежедневно уделяю внимание развитию мелкой пальцевой моторики. Учёные доказали, что эта работа имеет огромное компенсационное и формирующее значение для формирования ЦНС в целом и речи в частности. По мнению известного философа Канта «Рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».  Обязательно рекомендую пальчиковую гимнастику родителям детей со сложностями речевого развития.
Советую также игры для развития мелкой моторики рук, Су – Джок, массаж и самомассаж ладоней и пальцев рук щетками, упражнения с «Китайскими шарами», упражнения с эспандерами, самомассаж с прищепками и др.

На своих занятиях использую также кинезиологические упражнения (кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определённых двигательных упражнений). Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Например упражнение «Кулак – ладонь»: произносится чистоговорка или речёвка, при этом попеременно, наоборот  меняется положение рук. На занятиях с детьми показываю родителям и воспитателям такие игры.

К  детям, страдающими дизартрией, апраксией, применяю особые, так называемые нетрадиционные логопедические технологии. Это логопедический массаж лица и языка, аурикулотерапия, японская  методика пальцевого массажа. Так как в шаговой доступности практически нет медицинских центров нейрореабилитации речи (я об этом писала выше), стараюсь просвещать знаниями и практикой родителей, обучать их приёмам, которые напрямую убирают функциональную проблему  и способствуют эффективному речевому развитию ребёнка.  Логопедическим массажем занимаюсь уже более 12 лет и считаю, что за этой методикой огромное будущее. Ведь доказано, что только при таком виде воздействия  

  • нормализуется тонус мышц артикуляционного аппарата;
  • активизируются те группы мышц периферического аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность или включаются в процесс артикулирования новые группы мышц, до этого бездействующих;
  • готовятся условия к формированию произвольных координированных движений органов артикуляции;
  • уменьшается гиперсаливация;
  • укрепляется глоточный рефлекс;
  • стимулируются речевые зоны коры головного мозга.

 Логопедический массаж у меня проходит при участии музыкотерапии. Для оптимизации процесса я обыгрываю каждый элемент, используя стихи (литеротерапия). Специально обучаю родителей приёмам логопедического массажа лица и языка. Это является и лечебно – профилактической работой, помогающей в более быстрые сроки подготовить ребёнка к постановке звуков, и эффективным приёмом совместного сотрудничества. Дети у меня учатся и элементарным приёмам самомассажа.  

Наконец, мне хочется рассказать о таких формах работы, как  изотонические упражнения и пассивная гимнастика.

Изотонические упражнения – это упражнения с сопротивлением, с противодействием. Они активизируют тонус мышц, если мышцы гипотоничны – укрепляют их.

Пассивная артикуляционная гимнастика. Само название говорит о том, что сложные движения языка, которые ребёнок не может выполнить, за него делает логопед, своими руками помогая, чаще всего, сделать хорошую растяжку мышц и тем самым гармонизировать их. Элементы пассивной гимнастики и изотонических упражнений также показываю родителям и учу  включать их в полный лечебный комплекс упражнений.

Логопедическую ритмику считаю эффективной формой здоровьесберегающих  логопедических технологий. Она не только помогает оптимизировать процесс коррекции, но и снять гиподинамию, расслабить все группы мышц, полноценно  сконцентрироваться на теме занятия.

Таким образом, используя современные логопедические технологии, я стремлюсь к тому, чтобы показывать свою работу коллегам по работе, родителям, заинтересовываю их в активном сотрудничестве. Ведь все заинтересованы в улучшении здоровья и гармоническом развитии личности ребёнка.

Используемая литература:  

  1. Приходько О.Г. «Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи», М., 2008.
  2. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение» (комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств), С – Пб, 2009.
  3. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии», Р – на Д, 2008.
  4. Архипова Е.Ф. «Логопедический массаж при дизартрии», М., 2012.


[1]         О.Г.Приходько «Логопедический массаж при дизартрических нарушениях речи», С – Пб, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

В презентации  рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и  теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...

Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материалах рассказывается об эффективных  формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...

«Эффективные формы работы учителя-логопеда по формированию устной речи у детей с моторной алалией»

В данной работе описан опыт работы по сопровождению детей с речевым диагнозом алалия с учетом структуры речевого дефекта, прописаны этапы логопедической работы с детьми, страдающих алалией, инновацион...

НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников, способствующая повышению результативности коррекционной работы

Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей – логопедов.   Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников,...

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ – ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДОУ

Анализ мониторинга речевого развития за последние годы свидетельствуют об увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. Рост числа детей с отклоняющимся речевым развитием вы...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

Эффективной формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с родителями в совместной работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Презентация фокусируется на важности и эффективности взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями для успешного преодоления речевых нарушений у дошкольников. В ней рассматриваются современные ак...