Альбом методик по изучению мышления
методическая разработка по теме
Альбом содержит ряд методик по изучению уровня развития разного вида мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_albom.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Название методики | Вид мышления | Возрастной диапазон | Инструкция | Оборудование, стимульный материал | Критерии оценки выполнения задания |
«Доски Сегена» | Наглядно-действенное | С 2-х лет и старше | Экспериментатор показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вернуть их на место. | Доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками (имеются варианты досок различной сложности). | Оценивается способ действий ребенка, трудности при выполнении заданий (указывают на недостатки зрительного восприятия и недостаточный уровень сформированности наглядно-действенного мышления). Самокритичность. |
Складывание пирамидки | Наглядно-действенное | С 2-х лет и старше | Ребенку сначала предлагается разобрать пирамидку (если ребенок не приступает к разбору, экспериментатор сам разбирает пирамидку), затем собрать. В первой попытке ребенку предлагают помощь, в следующий раз экспериментатор не вмешивается в ход работы. | Пирамидки, состоящие из 4, 6, 8 колец и колпачка (количество колец зависит от возраста). | Отмечается состав пирамидки, объяснения и действия экспериментатора, действия ребенка. Также отмечается способ работы ребенка. |
Коробочка форм | Наглядно- действенное | С 2-х до 4.5 лет | Давай поиграем! В коробочку тебе нужно опустить все фигуры (показывают все геометрические фигуры). Только запомни, что для каждой фигуры существует специальное отверстие, в которое она может войти. Поэтому внимательно смотри на фигурку и ищи то, которое для нее предназначено. | Деревянная или пластмассовая коробочка, в крышке которой отверстие в форме основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). В наборе имеются трехмерные фигуры, в основании которых те же геометрические фигуры (шар, куб, параллелепипед). | Для ребенка 2-х лет в норме еще не характерно выделение ориентировочной фазы деятельности, они стараются засунуть фигурку в любое отверстие, не разглядывая их и не соотнося. Способные дети и более обучаемые быстрее схватывают новый материал и сразу после показа действуют самостоятельно. Если дети в 3-4 года пытаются с силой втиснуть фигурку в неподходящее отверстие, то это свидетельствует о возможных нарушениях в интеллектуальном развитии. Важно проверить обучаемость ребенка, т.к хорошая обучаемость помогает быстро скорректировать это отставание. |
«Сюжетные вкладки» | Наглядно- действенное | 5-6 лет | Ребенок должен выбрать из большого количества вкладок соответствующую по-смыслу. | Большая доска, на которой изображены 10 различных ситуаций с недостающими элементами на месте вырезанных пазлов, и вкладки с рисунками, изображающие эти или намеренно неподходящие элементы. | Обращается внимание на то, как ребенок осмысляет изображенные на доске ситуации, насколько целенаправленно и устойчиво его внимание. |
Складывание разрезных картинок | Наглядно-образное | С 3-х лет | Сначала ребенку предлагают сложить на прямоугольном фоне картинку из 3-х частей. Части картинки в беспорядке кладут перед ребенком на стол и, не называя предмета, изображенного на картинке, предлагают: «Сложи цельную картинку». Если ребенок не знает с чего начать, экспериментатор сам складывает одну основную часть и побуждает ребенка продолжить работу. Если ребенок снова действует неправильно, беспорядочно, экспериментатор складывает картинку сам, обращает на нее внимание испытуемого, вновь перемешивает части рисунка и предлагает: «Теперь сложи сам!» | Разрезные картинки различной сложности: от самых простых, до состоящих из 4-6 частей различной конфигурации. Большинство картинок на прямоугольном фоне. | Способ действий ребенка, в процессе складывания картинки (метод проб и ошибок, зрительное соотнесение). Обращают внимание на то, принимает ли помощь ребенок или нет. |
Тест Ровена | Наглядно-образное | Серия А 4-5 лет Серия АВ 6-8 лет Серия В до 10 лет | Посмотри внимательно на картинку – нужно помочь починить коврик, и для этого тебе надо наитии такую заплатку, которая не отличалась бы по рисунку от этого коврика. Внизу даны разные варианты – выбери правильный. | Серия карточек (матриц) с заданиями возрастающей сложности. | Подсчитывается количество ответов, каждое верное решение- 1 балл. 1 уровень - 95%- особо высокоразвитый интеллект; 2 уровень - 75-94%- интеллект выше среднего; 3 уровень - 25-74%- средний интеллект; 4 уровень - 5-24%- интеллект ниже среднего; 5 уровень - ниже5%-интеллектуальный дефект. |
Кубики Кооса | Наглядно-образное | От 5-ти лет и старше | Ребенку дают кубики и какой-либо из чертежей и просят составить из кубиков, изображенную на чертеже фигуру. Хорошим приемом служит повторное выполнение того же чертежа без образца, только по зрительному представлению. | 16 штук кубиков, имеющих одинаковую окраску. 18 комплектов чертежей с изображениями фигур разной (постепенно возрастающей) сложности, составленных из 4, 6, или всех 16 кубиков. | Методика позволяет выяснить, насколько развит анализ и синтез на материале конструктивной, внеречевой деятельности. Также методика помогает установить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формах поражения головного мозга. |
Нелепицы | Наглядно-образное | Для детей 4 - 6 лет | Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь. | Заранее готовится картинка. | При оценке учитываются: а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность; |
Классифи-кация предметов. | Вербально-логическое | От 6-ти лет и старше. | Всегда в одном и том же порядке предлагают 20 заранее пронумерованных картинок. Перед ребенком кладут 5 непронумерованных карточек: лыжник, кровать, грузовик, вишня, овца. Показывают ребенку пачку картинок: «Эти картинки разложи по группам, что к чему подходит». Затем предлагают ребенку первую картинку-яблоко: «Куда мы положим яблоко?» Если ребенок показывает верно, экспериментатор одобряет: «Правильно, положи к вишне. Это фрукт» Если попытка испытуемого не удалась, экспериментатор объясняет сам. Экспериментатор продолжает раскладывать и объяснять, давая обобщенные понятия до тех пор, пока ребенок не начнет раскладывать сам. | Для наиболее простого варианта методики необходим набор из 25 картинок. | Задание позволяет разобраться в особенностях протекания процессов анализа и синтеза, понять доступно ли ребенку установление обобщенной связи между предметами или он объединяет их по конкретным признакам. Решающее значение приобретает число этапов, необходимых для усвоения принципа действия, и возможность применения этого принципа в дальнейшей работе того же рода. |
Четвертый лишний | Вербально-логическое | 5-10 лет | Карточки заранее располагаются в порядке возрастающей сложности и складываются стопкой на столе. Берем легкую карточку и инструктируем: «Здесь нарисовано 4 предмета. 3 похожих, и их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди какой?» Если ребенок сразу правильно выделяет предмет, его просят объяснить почему | Набор карточек, разных по степени сложности. | С помощью вопросов выясняют мотивацию ребенка. |
Установление последовательности событий | Вербально-логическое | 5-10 лет | Ребенку показывают пачку перемешанных и пронумерованных картинок: «Вот здесь на картинках один рассказ. Найди, с чего все началось, что было потом, чем закончилось. Положи все картинки по порядку. » | Серия сюжетных картинок, каждая из которых состоит из 3-5 карточек, и отражает какое-либо событие несложного сюжета. | Особое внимание обращается на количество помощи (этапы-подсказки), оказываемой ребенку, как он ее принимает. |
Название методики | Вид памяти | Возрастной диапазон | Инструкция | Оборудование | Критерии оценки выполнения задания |
Запоминание картинок и предметов | Кратковременная зрительная память | 3 – 6 лет | Разложить перед ребёнком 5-6 предметов, дать 30 сек. Для запоминания. «Перечисли предметы, которые ты запомнил.» Можно попросить его перечислить детали предметов. | Предметные картинки или игрушки. | Если ребёнок не может перечислить предметы, значит объём памяти снижен. |
Запоминание пар слов | Смысловая память | 7 – 10 лет | Медленно зачитываются 10 пар слов. Затем через небольшой интервал времени зачитываются только первые слова каждой пары. «Во время зачитывания каждой пары слов постарайся припомнить второе. Запиши пары слов, которые запомнил». | 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь: шум – вода лес – медведь час – время рубль – копейка рой – пчела мост – река дичь – охота стол – обед дуб – обед дуб – желудь гвоздь - молоток | Если ребенок правильно воспроизвёл 6 пар слов из 10, то это свидетельствует о том, что смысловая память развита хорошо. |
«10 слов» | Слуховая память | 7-10 лет | После произнесения 10 слов запиши все слова, которые запомнил. | Слова: дирижабль, лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш. | После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 слов. |
Долговременная память | 6 – 10 лет | «Сейчас прочитаю ряд слов, а ты постарайся их запомнить. Слушай внимательно. | Слова: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.» | Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти считается по формуле: С=В:Ах100%, Где А – общее количества слов, В – количество запомнившихся слов С – коэффициент долговременной памяти Результаты: 75-100% - высокий уровень 50-75% - средний уровень 30-50% - низкий уровень ниже 30% - очень низкий уровень. | |
«Числа» | Слуховая механическая память | 7-10 лет | Постарайся запомнить и воспроизвести 12 двузначных чисел. | Числа: 16 23 47 92 78 36 32 59 53 14 89 64. | После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 чисел. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проективных методик в изучении особенностей личности дошкольников с задержкой психического развития.
Использование проективных методик в изучении особенностей личности дошкольников с задержкой психическоо развития....
Методики для изучения уровня развития его внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения ребенка 4 лет.
Методики для изучения уровня развития его внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения ребенка 4 лет.Методика «Нелепицы»Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окру...
Диагностическая батарея методик для изучения педагогического коллектива ДОУ
Диагностическая батарея методик для изучения педагогического коллектива ДОУ...
Диагностические методики для изучения поисково-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
В данную публикацию включены диагностические методики для определения предпочитаемого вида деятельности, выявления места исследовательской деятельности в системе ценностных ориентации дошко...
Методики для изучения высших психических функций
В разработке представлены методики для исследования мышления, памяти, внимания, восприятия....
Комплект диагностических методик для изучения развития речи детей младшего дошкольного возраста
Комплекс дидактических игр по развитию речи для диагностики детей младшего дошкольного возраста...
Картотека диагностических методик на изучение произвольности, саморегуляции, способности действовать по образцу, способности к обучению.
Диагностические методики, представленные в данном материале, широко используются при изучении уровня развития произвольной саморегуляции, готовности к учебной деятельности детей 5-7 лет....