Диагностические методики для изучения поисково-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
В данную публикацию включены диагностические методики для определения предпочитаемого вида деятельности, выявления места исследовательской деятельности в системе ценностных ориентации дошкольников, исследования предпочитаемых детьми материалов, в процессе экспериментирования, изучения познавательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_-_diagnostika_dlya_opytno-eksperimpentalnoy_deyatelnosti.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ДЕТСКИЙ ДОМ № 2
Сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
для определения предпочитаемого вида деятельности, выявления места исследовательской деятельности в системе ценностных ориентации дошкольников, исследования предпочитаемых детьми материалов, в процессе экспериментирования, изучения познавательной активности детей.
Составитель:
КУРЕНКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА,
воспитатель
Сельское поселение «Село Хурба»
Методика «Выбор деятельности» Автор Л.Н. Прохорова
ЦЕЛЬ. Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1 - игровая;
2 - чтение книг;
3 - изобразительная;
4 - детское экспериментирование;
5- труд в Уголке природы
6- конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляют в таблицу:
№ | Ф.И.ребёнка | Выбор деятельности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Методика «Радости и огорчения» Автор И.В. Цветкова
ЦЕЛЬ. Помочь выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентации дошкольников.
После организованного познавательного занятия с элементами экспериментирования ребенка спрашивают:
— Что тебя больше всего порадовало во время занятия?
— Что тебя больше всего огорчило во время занятия?
Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоциях ребенка:
— Когда во время занятия ты сильнее всего чувствовал радость?
— Когда во время занятия ты особенно огорчался?
Анализ ответов фиксируется в схеме:
Фамилия, имя | Радости и огорчения | |||
Связанные с самим собой | Связанные с другими людьми, с общением | Познавательного характера, связанные с исследовательской деятельностью | ||
с процессом | с результатом | |||
Примечание: использовать методику сразу после занятия не-v желательно, т.к. полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от занятия. Более объективным и богатым будет тот материал, который основан на анализе нескольких занятий.
Методика «Маленький исследователь» Автор П.И. Прохорова
ЦЕЛЬ. Исследовать предпочитаемые детьми материалы, в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.
Ребенку предлагается осуществить последовательно 3 выбора:
«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».
После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляют в таблицу:
№ | Ф.И. ребенка | Выбор деятельности | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Методика «Древо желаний» Автор В.С. Юркевич
ЦЕЛЬ. Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
1. Волшебник может исполнить пять твоих желаний. Что бы ты у него попросил? — 6 мин.
2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (Регистрируются первые 5 ответов.) —- 6 мин,
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (Регистрируются первые 5 ответов.) — 6 мин.
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? — 5 мин.
5. В главной книге страны Вообразилии есть любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? — 5 мин.
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? — (Регистрируются первые 5 ответов.) — 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
- Высокий уровень познавательной потребности - 9 ответов и выше.
- Средний уровень познавательной потребности - от 3 до 8 ответов,
- Низкий уровень познавательной потребности - 2 и менее ответов.
Качественный анализ
- Высокий уровень — стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
- Средний уровень — потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
- Низкий уровень — дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания: иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации — 2, 3, 4, 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика руководства нетрадиционными приемами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Изобразительную деятельность детей в детском саду, я считаю, ведущей деятельностью для полноценного развития фантазии, воображения и креативного мышления. Выбрав данную тему, я на св...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Путешествие с Капелькой» по методике О.В.Дыбиной
План-конспект по непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками....
диагностический инструментарий для изучения интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД №48 «Пчелка»»г. Тамбов Диагностический инструмент...
Брошюра "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в процессе изучения природы. Эксперименты и опыты"
В брошуре собраны и описаны опыты и эксперименты с водой, песком, воздухом и т.д....
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 2. Методика развития музыкального восприятия как основы творческой деятельности детей дошкольного возраста
Тема 1Тема 2Тема 3Практическая работа....
«Ошибки при организации рабочего места в процессе разных видов творческой деятельности» «Ошибки в методике преподавания и обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
Как избежать ошибок при организации рабочего места ребенка в ходе творческой деятельности?...
- Мне нравится (1)