Диагностические методики для изучения поисково-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
В данную публикацию включены диагностические методики для определения предпочитаемого вида деятельности, выявления места исследовательской деятельности в системе ценностных ориентации дошкольников, исследования предпочитаемых детьми материалов, в процессе экспериментирования, изучения познавательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ДЕТСКИЙ ДОМ № 2
Сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
для определения предпочитаемого вида деятельности, выявления места исследовательской деятельности в системе ценностных ориентации дошкольников, исследования предпочитаемых детьми материалов, в процессе экспериментирования, изучения познавательной активности детей.
Составитель:
КУРЕНКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА,
воспитатель
Сельское поселение «Село Хурба»
Методика «Выбор деятельности» Автор Л.Н. Прохорова
ЦЕЛЬ. Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1 - игровая;
2 - чтение книг;
3 - изобразительная;
4 - детское экспериментирование;
5- труд в Уголке природы
6- конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляют в таблицу:
№ | Ф.И.ребёнка | Выбор деятельности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Методика «Радости и огорчения» Автор И.В. Цветкова
ЦЕЛЬ. Помочь выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентации дошкольников.
После организованного познавательного занятия с элементами экспериментирования ребенка спрашивают:
— Что тебя больше всего порадовало во время занятия?
— Что тебя больше всего огорчило во время занятия?
Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоциях ребенка:
— Когда во время занятия ты сильнее всего чувствовал радость?
— Когда во время занятия ты особенно огорчался?
Анализ ответов фиксируется в схеме:
Фамилия, имя | Радости и огорчения | |||
Связанные с самим собой | Связанные с другими людьми, с общением | Познавательного характера, связанные с исследовательской деятельностью | ||
с процессом | с результатом | |||
Примечание: использовать методику сразу после занятия не-v желательно, т.к. полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от занятия. Более объективным и богатым будет тот материал, который основан на анализе нескольких занятий.
Методика «Маленький исследователь» Автор П.И. Прохорова
ЦЕЛЬ. Исследовать предпочитаемые детьми материалы, в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.
Ребенку предлагается осуществить последовательно 3 выбора:
«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».
После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляют в таблицу:
№ | Ф.И. ребенка | Выбор деятельности | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Методика «Древо желаний» Автор В.С. Юркевич
ЦЕЛЬ. Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
1. Волшебник может исполнить пять твоих желаний. Что бы ты у него попросил? — 6 мин.
2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (Регистрируются первые 5 ответов.) —- 6 мин,
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (Регистрируются первые 5 ответов.) — 6 мин.
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? — 5 мин.
5. В главной книге страны Вообразилии есть любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? — 5 мин.
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? — (Регистрируются первые 5 ответов.) — 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
- Высокий уровень познавательной потребности - 9 ответов и выше.
- Средний уровень познавательной потребности - от 3 до 8 ответов,
- Низкий уровень познавательной потребности - 2 и менее ответов.
Качественный анализ
- Высокий уровень — стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
- Средний уровень — потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
- Низкий уровень — дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания: иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации — 2, 3, 4, 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-148150-1353469348.jpg)
Методика руководства нетрадиционными приемами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Изобразительную деятельность детей в детском саду, я считаю, ведущей деятельностью для полноценного развития фантазии, воображения и креативного мышления. Выбрав данную тему, я на св...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-546837-1421318157.jpg)
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Путешествие с Капелькой» по методике О.В.Дыбиной
План-конспект по непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/20/picture-808503-1587412438.jpg)
диагностический инструментарий для изучения интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД №48 «Пчелка»»г. Тамбов Диагностический инструмент...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-904781-1489507148.jpg)
Брошюра "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в процессе изучения природы. Эксперименты и опыты"
В брошуре собраны и описаны опыты и эксперименты с водой, песком, воздухом и т.д....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-440849-1398247099.jpg)
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 2. Методика развития музыкального восприятия как основы творческой деятельности детей дошкольного возраста
Тема 1Тема 2Тема 3Практическая работа....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/08/picture-1055097-1536354800.jpg)
«Ошибки при организации рабочего места в процессе разных видов творческой деятельности» «Ошибки в методике преподавания и обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
Как избежать ошибок при организации рабочего места ребенка в ходе творческой деятельности?...
- Мне нравится (1)