Диагностические методики для изучения поисково-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Куренкова Ольга Николаевна

В данную публикацию включены диагностические методики для определения предпочитаемого вида деятельности, выявления места исследовательской де­ятельности в системе ценностных ориентации дошкольни­ков, исследования предпочитаемых детьми материалов, в процессе экспериментирования, изучения познавательной активности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ДЕТСКИЙ ДОМ № 2

Сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

для определения предпочитаемого вида деятельности, выявления места исследовательской деятельности в системе ценностных ориентации дошкольников, исследования предпочитаемых детьми материалов, в процессе экспериментирования, изучения познавательной активности детей.

Составитель:

КУРЕНКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА,

воспитатель

               Сельское поселение «Село Хурба»

Методика «Выбор деятельности»  Автор Л.Н. Прохорова

ЦЕЛЬ. Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1 - игровая;

2 -  чтение книг;

3 - изобразительная;

4 - детское экспериментирование;

5- труд в Уголке природы

6- конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.

Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляют в таблицу:

Ф.И.ребёнка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

Методика «Радости и огорчения» Автор И.В. Цветкова

ЦЕЛЬ. Помочь выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентации дошкольников.

После организованного познавательного занятия с элементами экспериментирования ребенка спрашивают:

— Что тебя больше всего порадовало во время занятия?

— Что тебя больше всего огорчило во время занятия?

Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоциях ребенка:

— Когда во время занятия ты сильнее всего чувствовал радость?

— Когда во время занятия ты особенно огорчался?

Анализ ответов фиксируется в схеме:

Фамилия, имя

Радости и огорчения

 Связанные с самим собой

Связанные с другими людьми, с общением

Познавательного характера, связанные с исследовательской деятельностью

с процессом

с результатом

Примечание: использовать методику сразу после занятия не-v желательно, т.к. полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от занятия. Более объективным и богатым будет тот материал, который основан на анализе нескольких занятий.

Методика «Маленький исследователь» Автор П.И. Прохорова

ЦЕЛЬ. Исследовать предпочитаемые детьми материалы, в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.

Ребенку предлагается осуществить последовательно 3 выбора:

«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».

После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляют в таблицу:

Ф.И.  ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

7

Методика «Древо желаний» Автор В.С. Юркевич

ЦЕЛЬ. Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).

1. Волшебник может исполнить пять твоих желаний. Что бы ты у него попросил? — 6 мин.

2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (Регистрируются первые 5 ответов.) —- 6 мин,

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (Регистрируются первые 5 ответов.) — 6 мин.

4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? — 5 мин.

5. В главной книге страны Вообразилии есть любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? — 5 мин.

6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? — (Регистрируются первые 5 ответов.) — 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

  • Высокий уровень познавательной потребности - 9 ответов и выше.
  • Средний уровень познавательной потребности - от 3 до 8 ответов,
  • Низкий уровень познавательной потребности - 2 и менее ответов.

Качественный анализ

  • Высокий уровень — стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень — потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень — дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания: иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации — 2, 3, 4, 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика руководства нетрадиционными приемами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Изобразительную деятельность  детей в детском саду, я считаю, ведущей деятельностью для полноценного развития фантазии, воображения и креативного мышления. Выбрав данную тему, я на св...

диагностический инструментарий для изучения интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД №48 «Пчелка»»г. Тамбов     Диагностический инструмент...

Брошюра "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в процессе изучения природы. Эксперименты и опыты"

В брошуре собраны и описаны опыты и эксперименты с водой, песком, воздухом и т.д....