Методики для изучения высших психических функций
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сиразутдинова фарида Гадиловна

В разработке представлены методики для исследования мышления, памяти, внимания, восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_na_izuchenie_vpf_.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                                                            Альбом методик по изучению

высших психических функций

Название методики

Диагностическая направленность

Возрастной диапа-зон

Инструкция к методике

Стимульный материал

Критерии оценки

 Мышление

Методика «Коробка форм, или «Почтовый ящик»

Цель: проверка уровня развития наглядно-действенного мышления восприятия формы, способности соотнесения формы объёмного тела и её плоскостного изображения, возможности использования помощи, развития мелкой моторики, определение ведущей руки детей

Дети с 4-х лет

Перед ребёнком ставят коробку и раскладывают объёмные фигуры. Инструкция: «Это почтовый ящик, но не простой. Письма в него приходят разные и для них сделаны разные отверстия. Смотри, какое это письмо (обвести основание одной из фигур)? Его надо опустить сюда (обводим соответствующее отверстие и «опускаем письмо»). Теперь ты почтальон и должен разложить все письма». Инструкция может быть упрощена без введения сюжета.

Коробка имеющая по всем сторонам прорези разной формы и содержащая объёмные фигуры.

Дети с нормальным умственным развитием к заданию проявляют выраженный интерес. До трёх с половиной лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой, без учёта формы прорезей. После 4 лет дети пользуются способом примеривания, к 5 годам - зрительным соотнесением. При затруднении достаточно одного показа способа действия (высокая обучаемость).

У детей с ЗПР встречаются случаи неадекватных действий - манипулирования фигурами, разбрасывания, но при помощи взрослого они справляются с заданием. От помощи переходят к самостоятельному выполнению, однако намного дольше используют примеривание и пробы

Дети с УО самостоятельно не выполняют задание даже в 5 - 6 лет. Действия нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигур, много неадекватных действий. Помощь мало эффективна, при повторном выполнении задания возникают те же трудности.

Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

1 балл - не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла - понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий.

3 балла - понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения.

4 балла - понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.

Методика «Работа с матрёшками»

Цель: проверка понимания инструкции, адекватности и способов действий, возможности использования помощи, состояния моторики, сформированности понятия величины, наглядно-действенного мышления детей

Дети с 4-х лет

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрёшки методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Матрёшка пятисоставная, или мисочки, или кубики, или колечки.

Инструкция обработки: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности

1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла - понимает цель, но действует хаотически, т. е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет.

3 балла - понимает цель, складывает матрёшку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами.

4 балла - понимает цель и самостоятельно складывает матрёшку, пользуясь целенаправленными пробами.

Методика «Доска Сегена»

Методика предназначена для исследования уровня сформированности наглядно-действенного мышления детей от 3 до 6 лет.

Дети от

 3-х лет

Методика проведения опыта очень проста: экспериментатор показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вложить на место. Иногда экспериментатор начинает это делать сам, чтобы привлечь ребенка.

Используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками. Имеются варианты этик досок разной степени сложности. Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с двухлетнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше 3 лет.

Оценка результатов проводится на основании анализа процесса всей работы ребенка. Прежде всего следует обратить внимание на то, как ребенок воспринимает инструкцию и приступает к выполнению задания.

Во многих случаях важно установить, что простую (не требующую усвоения инструкции) работу ребенок выполняет охотно, старательно, испытывая видимое удовольствие от удачи. Это удовольствие проявляется у некоторых детей так явно, они так рады, что получили задание по силам, что по собственной инициативе вновь к вновь вынимают и вставляют вкладки такая заинтересованность наблюдается у личностно сохранных детей.

Интеллектуально полноценные дети в раннем дошкольном возрасте (с 2 лет) способны правильно соотнести фигуру с пазом и уложить каждую в соответствующее ей место. Некоторые из них, правильно понимая задание, испытывают чисто технические трудности при укладке фигур из-за неловкости мелких движений рук (вследствие общей моторной недостаточности).

Глубоко умственно отсталые дети бесцельно манипулируют фигурками, сосут их, стучат ими. Другие пытаются положить вкладки, но действуют хаотично и бессистемно, так называемым методом проб и ошибок (тычут любую фигурку в любой паз, накладывают фигурки на уже занятые пазы). Более сохранные дети воспринимают задачу правильно, но испытывают некоторые трудности при дифференциации более сложных сводных геометрических форм (овал и полукруг, ромб и шестиугольник и т. д.).

Другим критерием для оценки интеллектуальной деятельности является восприимчивость детей к помощи. Даже среди тех, кто выполняет задание методом проб и ошибок, есть дети, которые способны улучшить результаты под влиянием указания экспериментатора. Особенно хорошо удается выявить обучаемость ребенка при повторных и даже трехкратных предъявлениях того же задания. В одних случаях дети и во второй и в третий раз действуют хаотично и нецеленаправленно. Дети же, способные к неко-торому продвижению при повторном выполнении, улучшают способ действия.

Эти данные могут иметь прогностически важное значение

Методика «Достань ключик»

Цель: задание направлено на выявление уровня развития наглядно - действенного мышления

Дети 5-6 лет

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку, затем говорит: «Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи, как надо достать ключик».

Стимульный материал: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула - большой и маленький.

Принятие и понимание заданного решения задачи в наглядно - действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

1 балл - не принимает задание.

2 балла - принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения («Не знаю»).

3 балла - принимает задание, пытается решить задачу в наглядно - образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображённую на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображённые на картинке.

4 балла - принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображённую на картинке, воспринимает её как целостную, понимает взаимосвязь всех изображённых предметов и решает задачу в наглядно - образном плане.

Методика «Разборка и складыва-ние пирамидки»

Изучение наглядно-действенного мышления детей

Дети с 3-х лет

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Пирамидка из 6 колец для детей с 4 лет (для детей 3 лет - 4 кольцевая), кольца разного размера, разного цвета.

Инструкция обработки: оценивается принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

1 балл - не понимает цель, действует неадекватно.

2 балла - понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.

3 балла - понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания.

4 балла - понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.

Методика «Разрез-

ные картинки»

Выявление сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей.

С 3-4 лет

Сначала перед ребёнком кладут картинку, разрезанную на 2 части. Части кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть и получить целое изображение, а в перевёрнутом виде. Инструкция: «Собери картинку». Можно спросить: «Что должно получиться?» (это уже первая доза помощи в тех случаях, когда ребёнок не сразу приступает к работе). Так же предъявляется картинка из 4 частей, разрезанная по вертикали и горизонтали.

Картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на 2, три, четыре части по вертикалям и горизонталям.

Дети с нормальным умственным развитием складывают картинку из 2 частей с 3 лет. Преобладает способ проб.  После 4 лет действуют

Способом зрительного соотнесения. Картинка из 4 частей, разрезанная по горизонтали и вертикали, предлагается с 4 лет и к 5 годам выполняется способом зрительного соотнесения. При составлении картинки, разрезанной на 3 части по вертикалям, могут наблюдаться случаи соединения первой и последней части (часть. Находящаяся по середине, не используется). Однако при выражении исследователем удивления (мимикой, жестом) или при вопросе: «Куда положить эту часть?» ребёнок раздвигает части составленного изображения и кладёт среднюю часть на место. Подобная помощь оказывается эффективной. Отмечается интерес к заданию.

Дети умственно отсталые в указанном возрасте не проявляют интереса к заданию, не понимают его смысла. Наблюдаются беспорядочные, неадекватные действия: дети манипулируют частями картинок, накладывают их друг на друга, раскладывают на столе. Необходима помощь в виде показа складывания картинки и совместного выполнения. Но и при такой дозе помощи составление картинок из 4 частей этим детям не доступно.

Дети с задержкой психического развития начинают составлять знакомую картинку из 2 частей в 4 годам. Возможны пробы. Картинка из 4 частей, разрезанная по горизонтали и вертикали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте; однако, после показа способа выполнения (экспериментатор сам собирает картинку, а потом разрушает её) ребёнок выполняет задание. Допустимы примеривания. Составление картинки из 3 частей выполняют при организующей помощи. Интерес выражен. Но он не стойкий. Некоторые дети отвлекаются, не заканчивают работу.

Методика «Последо-вательные картинки».

Изучение логического мышления. Способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

С 5 лет.

Перед ребёнком на столе в произвольном порядке кладут 4 картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20-30 секунд. Инструкция: «Все эти картинки про одну девочку. Разложи их по порядку, что было сначала. Что потом». Если ребёнок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делала девочка? Положи эту картинку сюда, первой», « А что потом?» после того, как ребёнок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.

Рисунок из 4 последовательных изображений (одна и та же девочка просыпается, умывается, завтракает, сидит за партой в школе).

Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развёрнутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюдений.

Дети умственно отсталые справляются с этим заданием значительно позже (к 7-8 годам). В 5-6 лет они ограничиваются называнием отдельных картинок («Девочка», «Ещё девочка», «Кушает») с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображённых на картинках действий не устанавливают. Помощь не используют.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображённых событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. Затрудняются в составлении развёрнутого рассказа.

Методика «Найди такую же картинку».

Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа. Наблюдательность. Устойчивость внимания.

С 4-5 лет.

Рисунок разрезают по и поочерёдно кладут его части перед ребёнком. Инструкция: «Посмотри, нарисованы разные грибы. Среди них надо найти такой же, как этот (показывают на гриб). «А теперь найди такой же цветок».

Рисунок с изображением разных грибов и цветов.

Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес и начинают активный поиск похожего изображения. Возможны поспешные варианты, но при малейшей организующей помощи («Посмотри внимательно», «Проверь…») дети находят такой же гриб, цветок.

Дети умственно отсталые этого возраста не понимают задания. Некоторые могут назвать: «Это цветочки», «Это грибочки», но процессы сравнения и выделения признаков сходства им недоступны. Основная причина невыполнения задания – непонимание поставленной задачи, недоразвитие мыслительных процессов. Наблюдается также несформированность внимания.

Дети с задержкой психического развития не проявляют выраженного интереса к заданию. Им доступна словесная инструкция, однако в указанном возрасте установление сходства и различий на основе зрительного анализа представляет сложность. Необходимые для этой деятельности мыслительные операции  ещё не сформированы.

Внимание

Методика «Работа с лабиринта-ми»

Выявление понимания инструкции, устойчивости, концентрации, объёма внимания. Целенаправленность деятельности. Особенности зрительного восприятия.

С 4-5 лет.

Перед ребёнком кладут рисунок. Инструкция: «Посмотри, девочка и мальчик держат за верёвочку шарик и змея. Чтобы определить, кто что держит, надо вести по верёвочке указкой. Нельзя отрывать указку от  верёвочки». После выполнения этого задания кладут другой рисунок. Инструкция: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».

Два рисунка с лабиринтами, указка.

Дети с нормальным умственным развитием проявляют к этому заданию активный интерес. Им понятен смысл задания. Некоторые пытаются даже мысленно на основе зрительного соотнесения проследить путь к искомому предмету. Случаи сбоев в процессе выполнения задания связаны не с тем, что ребёнок не понимает задание, а с излишней поспешностью или недостатком внимания.

Дети умственно отсталые в этом возрасте не понимают смысла задания, поэтому и не проявляют интереса. Необходимо совместное выполнение задания (экспериментатор медленно ведёт руку ребёнка по дорожке). Однако и при такой помощи не происходит переноса способа деятельности на аналогичный рисунок.

Дети с задержкой психического развития интересуются этим заданием, понимают его смысл. При выполнении возможны ошибки из-за неумения сосредоточиться. Контроль и направляющая помощь оказывают положительное влияние.

Методика «Найди отличия».

.

Исследование устойчивости, переключаемости, распределения, объёма внимания.

С 5 лет.

Детям предъявляются одновременно две картинки. Задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»

Две картинки с незначительны-ми отличиями.

Дети с нормальным умственным развитием 5-6 лет с интересом сравнивают картинки, находя различия.

Дети с задержкой психического развития понимают задание и выполняют его к 6-7 годам. Некоторые нуждаются в организующей помощи.

Умственно отсталые дети и в 7-8 лет не понимают смысла задания. Они перечисляют то, что изображено на картинке, не проявляя особого интереса к сравнению картинок.

Методика «Чего не достаёт?»

Исследование способности к сосредоточению внимания, наблюдательности, характера эмоциональных реакций.

С 4,5 лет

Ребёнку последовательно предъявляют таблицы, на которых у изображённого предмета что-то не дорисовано. При этом задают вопрос: «Что тут (на картинке) не дорисовано?».

Картинки с недорисован -ными изображениями

Дети с нормальным умственным развитием 4,5-5 лет обычно самостоятельно определяют и называют недорисованные детали. Картинки с отсутствующими элементами вызывают улыбку, смех, удивление.

Дети с задержкой психического развития при организующей помощи могут ответить на поставленный вопрос.

Умственно отсталые дети справляются с этим заданием к 6-7 годам при условии, если их стимулируют к внимательному рассматриванию с помощью наводящих вопросов.

Память

Методика «Заучива-ние 10 слов»

Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

С 6 лет

Инструкция: «Сейчас прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Экспериментатор читает слова медленно. Чётко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своём протоколе крестики напротив них. Следующая инструкция: «Сейчас я снова прочту те же слова, а ты должен повторить их – и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил». Снова ставятся крестики. Затем опыт повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Ещё раз». В случае если испытуемый называет лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если эти слова повторяются, ставит крестики напротив. Через 50-60 минут снова просит воспроизвести эти слова.

Протокол

5 баллов – непосредственное воспроизведение 10 слов, отсроченное воспроизведение – не менее 8 слов.

4 балла – в результате заучивания ребёнок воспроизводит не менее 8 слов. При этом по мере повторения число воспроизводимых слов постепенно увеличивается; отсроченное воспроизведение – не менее 6 слов.

3 балла – в процессе заучивания воспроизводится не более 6-7 слов, отмечается неравномерность в процессе воспроизведения; единичные включения близких по смыслу слов; отсроченное воспроизведение – не более 5 слов.

2 балла – непосредственное воспроизведение менее 5 слов, отсроченное – 2-3 слова.

1 балл – непосредственное воспроизведение менее 5 слов, отсроченное – единичные слова.

Методика «Положи так же».

.

Выявление особенностей зрительной памяти и внимания.

С 5 лет.

Перед ребёнком кладут 5-6 карточек. Дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки». Затем картинки убирают и ребёнку предлагают следующую инструкцию: «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале». При новом предъявлении расположение картинок меняется.

Предметные картинки.

Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и выполняют его в 5-6 летнем возрасте. Исключение составляют лишь дети с нарушением внимания.

Дети с задержкой психического развития понимают задание и к 7 годам выполняют его. Некоторым требуется организующая помощь.

Умственно отсталые дети в этом возрасте не понимают задание и лишь манипулируют картинками.

Восприятие

Методика «Соотнеси по величине»

Выявление сформированности представлений о величине, способность различать понятия «большой». «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине  зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.

С 3 лет.

На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая, маленькая собачка и др.).

Ребёнку дают задание типа: «Покажи маленькую собачку», Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка?», «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».

Таблицы с изображением нескольких пар одних и тех же предметов, различных по величине.

Дети с нормальным умственным развитием различают предметы по величине и выполняют это задание к 3-3,5 годам.

Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности, нуждаются в помощи.

Умственно отсталые дети лишь при специальном обучении усваивают признак величины к 5-6 годам.

Трудным для всех детей является выделение и словесное обозначение 2одинаковых» по величине предметов.

Методика «Работа с сюжетны-ми вклад-  

ками»

Выявление сформированности пространственного восприятия, аналитико-синтетической деятельности, способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерности в изображении.

С 4 лет.

Перед ребёнком кладут рисунок. Инструкция: «Скажи, из какой это сказки». Затем вынимают вкладки (эти части обозначены на рисунке пунктиром) и перемешивают. Инструкция: «Положи их на место».

Рисунок с изображением фрагмента из народной сказки. Некоторые части рисунка вырезаны по пунктирам.

Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинку. Те, кто помнит сказку, сразу начинают рассказывать её. Без труда кладут на место вырезанные части.

Умственно отсталые дети не проявляют интереса к сюжету картинки. В этом возрасте они не воспринимают картинку как целое, не понимают сказок. Они могут лишь назвать: «Это зайка», «Это петушок». Вырезанные части не вкладывают в прорези, а кладут на картинку, так как не понимают цели задания. Возможность выполнения задания проявляется при совместной деятельности к 7-8 годам. Глубоко умственно отсталые дети 7-8 лет не выполняют это задание и при оказании помощи.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к изображённому на картинке. При оказании помощи вспоминают сказку. Самостоятельно кладут наместо голову петушка. Могут ошибиться, когда кладут лапки зайчика и петушка. Но достаточно взрослым высказать малейшее неодобрение мимикой (нахмуриться, удивиться) или словами : «Внимательнее!»), как ребёнок исправляет ошибку. Эти дети осмысленно отвечают на вопросы, связанные с содержанием знакомой сказки, но формулируют ответы с трудом. Использую обычно простые неполные предложения. Возможны дефекты произношения, аграмматизмы.

Методика

«Соотнесе-ние геометри-ческих фигур по форме»

Выявление понимания инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

С 4 лет.

Перед ребёнком кладут часть таблицы с изображением детей, а рядом – часть таблицы с изображением полотенец. Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили своё полотенце». Ответ ребёнка говорит о его способности или неспособности соотносить предметы по форме. Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т.п.)», «Скажи, что нарисовано на этом полотенце». На основании полученных ответов судят о способности различать и называть геометрические фигуры.

Таблицы с изображением детей, на футболках которых изображены геометрические фигуры и таблицы с полотенцами с такими изображениями

Дети с нормальным умственным развитием обычно к 4-5 годам соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знают их названия.

Дети с задержкой психического развития с удовольствием выполняют это задание. К 5 годам они без труда соотносят предметы сходной формы, различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Название фигур знают не все дети. В процессе работы некоторым детям требуется помощь.

Умственно отсталые дети начинают соотносить сходные по форме фигуры значительно позже. Даже в период школьного обучения они путают их названия и затрудняются при необходимости различать похожие по форме предметы.

Методика «Соотнеси по цвету и форме»

Выявить способность воспринимать и соотносить объекты с учётом признаков цвета и формы.

С 5 лет.

На таблице изображе-

ны  фигуры разного цвета и контуры этих фигур такого же цвета. Перед обследованием цветные фигуры вырезают и наклеивают на картон.

Ребёнку предлагают разложить эти фигуры в соответствии с цветом контура. Инструкция: «Положи фигуры на своё место». Затем ребёнка просят показать синий квадрат, жёлтый полукруг, красный овал и т.д.

Таблицы с изображением фигур разного цвета и их контуров такого же цвета.

Дети с нормальным умственным развитием способны к 5-6 годам соотносить воспринимаемые предметы с учётом двух признаков (цвет, форма).

Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности при сопоставлении по двум признакам, они нуждаются в организующей помощи.

Умственно отсталые дети начинают даже к 7-8 годам ориентируются лишь на один признак.

Методика «Соотнеси по цвету»

Определение способности соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.

С 4 лет.

Перед ребёнком кладут картинку с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и покажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». после этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зелёным (красным, синим, белым, жёлтым, чёрным) цветком. Назови, какого цвета этот цветок».

Картинку с изображением детей в детском саду.

Дети с нормальным умственным развитием 4-5 лет успешно справляются с предложенными заданиями.

Дети с задержкой психического развития выполняют задания; трудности возникают при определении названия цвета.

У умственно отсталых детей цветоразличение формируется значительно позже. Некоторые 6-7 летние дети не знают названий цветов. Бывают случаи недопонимания цели задания.

Список использованной литературы.

  1. Психолого-педагогическая диагностика. Под редакцией И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной, - М., Академа, 2003.
  2. Левченко  И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., Академа, 2000.
  3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». – М., Владос, 2003.
  4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. – Спб., Речь, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие произвольности - одна из важнейших характеристик дошкольного возраста, связанная с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания»

Закономерности и специфические особенности становления произвольного поведения на разных ступенях дошкольного детства....

Особенности высших психических функций при задержке психического развития

Особенности высших психических функций при задержке психического развития...

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ) ЛИЦ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Конспекты занятий, анкетирование родителей, характеристика ребёнка с ЗПР

Данная работа будет полезна  для начинающих специалистов: дефектологов, психологов, олигофренпедагогов. В данном материале кратко описаны основные виды ЗПР, особенности ВПФ детей с ЗПР. Также пре...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

"Особенности высших психических функций при задержке психического развития"

Особенности высших психических функций при задержке психического развития...

Изучение высших психических функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушеняими речи в условиях дошкольного учреждения

В статье описаны методы диагностики высших психическихфункций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи вусловиях дошкольного учреждения с позиции психолого-педагогического инейропсихол...

Мастер-класс «Нейропсихологические методы коррекции высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Память»

Что же такое вообще «Задержка психического развития»? Это понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими поражениями мозга или функциональной недостаточностью цент...