Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»
методическая разработка по психологии
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.
Задачи:
- Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
- Обучить воспитателей правилам построения эффективного общения с родителями, приемам установления хорошего контакта с ними, способам сообщения негативной информации о ребенке;
- Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovoe_zanyatie_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.
Задачи:
- Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
- Обучить воспитателей правилам построения эффективного общения с родителями, приемам установления хорошего контакта с ними, способам сообщения негативной информации о ребенке;
- Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
Материал: презентация к занятию, раздаточный материал к упражнениям, памятки для участников.
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Представьте себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.
Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
- Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?
- Как вы считаете, почему так важно взаимодействовать с родителями?
- Как вы понимаете, что такое «взаимодействие»?
Выписываются ответы на доске и выделяются те, которые ближе всего совпадают с понятиями термина «Взаимодействие».
Ведущий делает акцент на понятиях «взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие» – как выстроить эффективное общение на их основе? Как расположить к себе родителей, которые приводят своих детей в детский сад, чтобы наладить с ними (родителями) доверительный контакт?
Чтобы выстроить такое общение важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Наше занятие посвящено тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Из чего складывается взаимоуважение? Кроме тех форм взаимодействия, которые мы с вами обсуждали, существуют общие «Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Самые универсальные – это:
Улыбка,
Имя собеседника
Комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Упражнение «Приветствие»
Ведущий: Я предлагаю вам поприветствовать друг друга по очереди, или сказать друг другу что-то приятное в 3х интонациях: сердитой; равнодушной; и доброжелательной (улыбаясь, стараясь расположить к себе того, к кому обращаетесь).
Участники сидят в кругу и последовательно обращаются друг к другу, каждый в 3-х интонациях.
Обсуждение: легко ли было выполнить это упражнение, были ли затруднения, если были, то в чем.
Ведущий: Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"
Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....
Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"
В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям и помочь им справиться с этой прблемой....
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива.
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива....
Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей
Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы вместе"...
Тренинговое занятие для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».
Мероприятие с педагогами ДОУ. Целью которого является, формирование толерантной личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантност...
Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. Задачи:Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;Обучить воспит...
Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОУ с родителями»
Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОУ с родителями»Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.Задачи:Расширить представление педагогов о ...