Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»
методическая разработка по психологии

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

 

Задачи:

  • Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
  • Обучить воспитателей правилам построения эффективного общения с родителями, приемам установления хорошего контакта с ними, способам сообщения негативной информации о ребенке;
  • Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

  • Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
  • Обучить воспитателей правилам построения эффективного общения с родителями, приемам установления хорошего контакта с ними, способам сообщения негативной информации о ребенке;
  • Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

Материал: презентация к занятию, раздаточный материал к упражнениям, памятки для участников.

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ведущий: Представьте себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.

Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

- Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?

- Как вы считаете, почему так важно взаимодействовать с родителями?

- Как вы понимаете, что такое «взаимодействие»?

Выписываются ответы на доске и выделяются те, которые ближе всего совпадают с понятиями термина «Взаимодействие».

Ведущий делает акцент на понятиях «взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие» – как выстроить эффективное общение на их основе? Как расположить к себе родителей, которые приводят своих детей в детский сад, чтобы наладить с ними (родителями) доверительный контакт?

Чтобы выстроить такое общение важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Наше занятие посвящено тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Из чего складывается взаимоуважение? Кроме тех форм взаимодействия, которые мы с вами обсуждали, существуют общие «Правила построения эффективного общения».

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

Улыбка,

Имя собеседника

Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Упражнение «Приветствие»

Ведущий: Я предлагаю вам поприветствовать друг друга по очереди, или сказать друг другу что-то приятное в 3х интонациях: сердитой; равнодушной; и доброжелательной (улыбаясь, стараясь расположить к себе того, к кому обращаетесь).

Участники сидят в кругу и последовательно обращаются друг к другу, каждый в 3-х интонациях.

Обсуждение: легко ли было выполнить это упражнение, были ли затруднения, если были, то в чем.

Ведущий: Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"

Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"

В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям  и помочь им справиться с этой прблемой....

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива.

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива....

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы вместе"...

Тренинговое занятие для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».

Мероприятие с педагогами ДОУ. Целью которого является,   формирование толерантной личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантност...

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. Задачи:Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;Обучить воспит...

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОУ с родителями»

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОУ с родителями»Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.Задачи:Расширить представление педагогов о ...