Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу.
материал (подготовительная группа) по теме

Злобина Надежда Юрьевна

Алгоритм правильного написания психолого-педагогической характеристики ребёнка для поступления в школу, включающий типологические, характерологические, психологические особенности, уровень развития мыслительной деятельности и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу.

 

Типологические особенности:

 1. активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый.

 2. Быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость.

 3. Преобладающее настроение – жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня.

 4. Проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Обращается ли за помощью и использует ли ее.

Характерологические особенности:

 1. Общительность, замкнутость. Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации.

 2. Отношение к товарищам – дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и проч.

 3. Отношение к лидерству – стремление к первенству, признают ли за лидера другие. Проявляет ли организаторские способности, инициативу.

 4. Отношение к взрослым. Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям.

 5. Каким видам деятельности отдает предпочтение.

 6. Активность речевого общения – соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению.

 7. Поведение организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль.

Психологические особенности:

 1. Слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание. Запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти достаточный, ограниченный, низкий.

 2. Устойчивость внимания – способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается. Характер отвлечения – отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей.

 3. Переключаемость внимания – легкая, быстрая, замедленная, затрудненная.

 4. Распределение внимания – достаточное, затруднено.

 5. Общий уровень развития внимания – соответствует возрасту, низкий, не сформировано.

Уровень развития мыслительной деятельности:

 1. Способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений.

 2. умение использовать приемы для запоминания – опосредованность, группировку, ассоциации.

Развитие сенсорных функций:

 1. Состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете, понятие относительности – соответствует возрасту, не сформировано, нарушено.

Развитие воображения:

 1. Яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.) – соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.

Вербальная часть:

 1. Понимание рассказов со скрытым смыслом.

 2. Парные аналогии.

 3. Сюжетное рассказывание – номинативная и коммуникативная функции речи.

 4. Умение работать в режиме диалога.

 5. Речевая деятельность – адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.

Работоспособность на занятиях:

 1. Отношение активное, заинтересованное, безразличное.

 2. Во время занятий сосредоточен или часто отвлекается.

 3. Быстро или медленно включается в работу.

 4. Темп работы быстрый, средний, медленный. Причины замедленного темпа работы – обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности – вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.

 5. Утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы.

 6. Субъективные и объективные признаки утомления – жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость пр.

 7. Спад работоспособности в середине занятия, в конце занятия.

 8. Умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.

Произвольность деятельности:

 1. Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца.

 2. В процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении.

 3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.

Проводимая работа с ребенком:

 1. Проводилась развивающе-коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.) рекомендации для дальнейшей работы (по необходимости).

 2. Результаты, ее успешность, формирование навыков – по возрасту, с трудом, отсроченное.

 3. Работа с родителями, семьей – отношение родителей, успешность, систематичность и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу

Типологические особенности:1. активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый.2. Быстрота реакции на словесные раз...

Психолого-педагогические условия готовности ребенка к школе

Консультация для родителей будущих первоклассников...

Психолого-педагогические критерии готовности ребенка к школе.

Психолого-педагогические  критерии готовности ребенка к школе.    Основные психолого-педагогические критерии -  это...

План составления психолого-педагогической характеристики

Основные сферы развития, необходимые для составления характеристики уровня развития психологических процессов...

Составление психолого-педагогической характеристики воспитанника с ОВЗ

1. *Психолого-педагогическая характеристика является аналитическим продуктом деятельности педагога в процессе наблюдения за воспитанником в различных сферах его жизни –   обучении, общ...

Примерный алгоритм составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет

Примерный алгоритм составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет...

Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности

В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...