План составления психолого-педагогической характеристики
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Основные сферы развития, необходимые для составления характеристики уровня развития психологических процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_sostavlenia_psikhologo.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План составления психолого-педагогической характеристики.
1. Общие сведения о ребенке:
Фамилия, имя, дата рождения.
Посещал ли детский сад? Год поступления в школу. В каких классах и сколько лет учился?
2. История развития:
Состояние здоровья родителей. Особенности беременности и родов. Раннее развитие ребенка. Заболевания и травмы в первые годы жизни.
3. Семья ребенка:
Состав семьи. Занятия родителей. Материальные условия жизни семьи.
Условия воспитания ребенка в семье. Режим дня. Взаимоотношения между членами семьи.
Отношение членов семьи к ребенку.
4. Физическое состояние:
Физическое развитие, соответствие возрасту. Отклонения в физическом развитии (рост, упитанность и т.д.).
Состояние моторики (развитие мелкой моторики, в том числе графической деятельности (рисунок, письмо); сформированность рисунка; правильные (неправильные) соотносительные размеры отдельных частей рисунка или письма; характер прорисовки линий, их четкость и «твердость»).
Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения).
Координация движений.
Состояние анализаторов (зрение, слух и т.д.).
Наличие хронических заболеваний. Утомляемость.
5. Особенности познавательной деятельности ребенка:
5.1 Познавательные интересы, любознательность.
5.2 Особенности внимания.
Легко ли привлекается внимание? Устойчивость внимания. Легко ли
переключается с одного вида деятельности на другой? Объем внимания.
Особенности произвольного и непроизвольного внимания.
5.3 Особенности восприятия и мышления.
Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения
предметов.
Особенности восприятия времени (времена года, месяцы, дни недели, время
суток).
Точность и осмысленность восприятия.
Понимание главного в воспринимаемом. Понимание содержания картин,
текстов.
Способность обобщать и делать самостоятельные выводы.
Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий
между ними.
Уровень усвоения общих и абстрактных понятий.
Установление причинно-следственных зависимостей.
5.4 Особенности памяти.
Быстрота, полнота, прочность запоминания.
Особенности запоминания цифрового, фактического и словесного
материала.
Особенности и объем преднамеренного и непреднамеренного запоминания.
Осмысленность, точность, полнота воспроизведения.
Использование приемов запоминания и припоминания.
Наличие и особенности логической (смысловой) памяти.
Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, смешанная).
Индивидуальные особенности памяти.
5.5 Особенности речи.
Дефекты произношения. Понимание устной речи (указаний, объяснений).
Понимание письменной речи (текстов, таблиц и т.д.).
Запас слов. Особенности активного и пассивного словаря.
Грамматический строй речи.
Эмоциональная окраска речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и
связно рассказывать?
Особенности письменной речи.
5.6 Общеучебные умения и навыки.
Умение слушать, выполнять словесные задания, работать с наглядными
пособиями и дидактическим материалом, учебником, тетрадью.
Умение планировать свою деятельность, работать по плану.
Навыки самоконтроля.
Особенности усвоения учебного материала. Умение применять усвоенный
материал, подбирать собственные примеры на изученное правило.
Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы,
проведенной учителем по преодолению этих трудностей.
5.7 Особенности усвоения отдельных учебных предметов.
Отношение к отдельным учебным предметам. Мотивы учебной
деятельности. Прилежание.
Познавательные интересы. Отношение к оценке, отметке, похвале и
порицанию.
Особенности овладения трудовыми умениями и навыками.
6. Эмоционально-волевая сфера.
Глубина и устойчивость чувств. Преобладающее настроение ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявление негативизма. Наличие дружеских и родственных чувств. Наличие патологических влечений.
7. Особенности личности.
Нравственность личности. Характер интересов. Уровень притязаний и самооценка. Ответственность. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Поведение в учебной, трудовой, игровой деятельности. Самостоятельность поведения. Взаимоотношения с детским коллективом и взрослыми. Место и роль в коллективе. Уровень притязаний и самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу.
Алгоритм правильного написания психолого-педагогической характеристики ребёнка для поступления в школу, включающий типологические, характерологические, психологические особенности, уровень развития мы...
План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»
Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...
Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу
Типологические особенности:1. активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый.2. Быстрота реакции на словесные раз...
Составление психолого-педагогической характеристики воспитанника с ОВЗ
1. *Психолого-педагогическая характеристика является аналитическим продуктом деятельности педагога в процессе наблюдения за воспитанником в различных сферах его жизни – обучении, общ...
Примерный алгоритм составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет
Примерный алгоритм составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет...
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...
Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности
В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...