Приобщение детей к чтению
материал по теме
В данном материале содержится информация о том, как научить детей любить и читать книгу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_k_chteniyu.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение детей к чтению»
Специалисты и родители в последнее время отмечают снижение речевых способностей у детей. Они не умеют и не любят рассказывать, их словарь беден, а представления об окружающем ограничены. Речь- это средство общения, регуляции поведения ребёнка, а также познания мира. Залог успешного обучения в школе – это развитая речь.
В раннем возрасте овладение разговорными навыками происходит только в живом общении, когда ребёнок включен в диалог, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями, чувствами. Речь развивается и обогащается под воздействием окружающей речевой среды, в процессе совместной деятельности со взрослыми: рисовании, конструировании, чтении.
Дети актуализируют свои речевые навыки во время игры со сверстниками, посредством речи учатся воздействовать на других, вовлекать их в игру, подчинять их своим правилам.
В своей группе мы исследовали речевую среду, провели анкетирование родителей, а также проанализировали содержание занятий, речевую нагрузку в режиме дня, игровую деятельность.
Анализ анкет родителей показал, что в большинстве семей ребёнок с раннего детства постоянно сидит у телевизора или компьютера. И многие родители считают, что просмотр познавательных фильмов приносит пользу. Многие родители мало читают детям, не всегда подбирают книги с учётом возраста ребёнка. Читают когда у них есть время, а не тогда, когда ребёнок выражает желание, не перечитывают полюбившиеся книги.
В нашем детском саду много времени уделяется развитию речи и ознакомлению с художественным словом. Однако традиционные занятия имеют свои недостатки.
- Оно длится полчаса, вовлечь каждого ребёнка в речевую деятельность за это время невозможно.
- В процессе занятия не задействуется и не развивается важнейшая функция речи - коммуникативная. Прослушав объяснения воспитателя, ребёнок отвечает на вопросы, составляет рассказ по образцу, он не создаёт собственное высказывание.
- В работе по развитию речи не принимают участие родители.
Проанализировав ситуацию, мы считаем одной из основных задач в работе над данным проектом - пробуждение интереса к родному языку и популяризацию чтения детской художественной литературы среди взрослых и детей, используя нетрадиционные формы по развитию речи. С этой целью мы организовали семейный клуб любителей чтения «Читайка». Его участниками стали воспитанники нашей группы и их родители.
Формирование традиций семейного чтения - дело долгое и поэтому начинать работу нужно с раннего детства.
В младших группах с родителями мы проводили консультации о развитии речи детей, о том, как и когда читать детям, какую литературу, проводили обзор детских книг.
В средней группе дети участвовали в просмотре мультфильмов по мотивам русских народных сказок, сказок В.Г. Сутеева. Перед просмотром мы сначала читали детям книгу, затем обсуждали прочитанное. Мультфильм помогал детям лучше понять сказку и закрепить полученные знания. Родителям мы давали рекомендации, о чём побеседовать с ребёнком, какие вопросы задать ему.
Дети старшей и подготовительной группы являются уже непосредственными участниками клуба « Читайка».
У детей этого возраста уже есть определённые знания и умения, они воспринимают большую по объёму книгу, анализируют содержание, отвечают на вопросы, а также придумывают собственные сюжеты. Чтобы активизировать детей, поддержать их интерес, мы придумали сказочного персонажа - Читайку.
Читайка- это мудрый, умный совёнок, живущий в лесу. Он очень любит читать. От Читайки каждый месяц приходит в группу письмо, в нём он делиться впечатлениями о прочитанной книге. Книги подбираются в соответствии с сезоном, и не входят в программу детского сада. Мы стремимся к тому, чтобы с этими книгами познакомили и родители. Также Читайка предлагает детям выполнить небольшие задания: выучить стихотворение, например, об осени и нарисовать иллюстрацию. В группе есть почтовый ящик для переписки с Читайкой. Свои рисунки, рассказы дети опускают туда.
Встречи с любознательным совёнком мы проводим в музыкальном зале, в торжественной обстановке, куда приглашаются дети из других групп. Совёнок придумывает интересные задания, игры , вопросы, викторины. Обязательно организуется выставка детских работ. Дети с удовольствием выполняют задания Читайки: читают стихи, рассказы. Это даёт им навык выступления перед публикой, умение держаться на сцене, говорить громко и выразительно. Каждый желающий может выступить, сравнить своё выступление с другими, понять, что успех выступления зависит только от тебя самого, сделать самостоятельные выводы.
Мы придумываем всё новые и новые задания, чтобы поддержать интерес детей. Мы выпустили с детьми книги: С.Маршак «Пудель», сборник стихов об осени с иллюстрациями, сказки А.С. Пушкина. Готовиться сборник рассказов наших детей. Эти книги пополняют библиотеку нашей группы.
После выполнения задания Читайки, детям вручается читательский билет. Все они хранятся в группе, каждый раз в них появляются всё новые и новые записи о прочитанных книгах. Читательский билет ребёнок получит на руки когда пойдёт в школу.
Родители получают полную информацию о работе клуба. Рекомендуем родителям подробно обсудить с ребёнком, что ему понравилось, а что нет, что нового узнал, вместе посмотреть мультфильмы и обсудить их. Клуб любителей чтения существует недолго, но уже приносит свои плоды. Многие родители (Белкины, Акимовы, Шубины, Бочкановы, Рослановы, Батраевы и др.) записались в библиотеку. Дети полюбили совёнка Читайку и с нетерпением ждут с ним новых встреч. Нами совместно прочитано множество книг. Мы надеемся, что дети, которым с раннего возраста в семье читали прекрасные книги, с которыми родители обсуждали и переживали прочитанное, дети, которые активно были включены в работу с книгой, получили возможность творить, обретут прекрасную, богатую и правильную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....
семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»
В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...
рекомендации родителям по приобщению детей к чтению
рекомендации родителям для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы...
Приобщение детей к чтению
Как приобщить ребенка к чтению художественной литературы....
Конспект занятия по приобщению детей к чтению.«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения.
«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения....
Презентация по чтению "Приобщение детей к чтению"
В презентации отражены различные методы обучения дошкольников чтению....
Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...