Формирование у дошкольников интереса к чтению
методическая разработка по теме
Процесс формирования интереса к чтению имеет свои особенности в каждой возрастной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
talant.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Любой талант нужно открыть, вырастить и воспитать. Читательский талант нужно воспитывать с детства. Только талантливый читатель обладает даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, переживать, чувствовать себя участником событий.
Читатель в ребенке рождается раньше, чем он научится читать. Ребенок-слушатель - это уже читатель. Еще когда ребенок просто слушает произведения русской и зарубежной литературы - колыбельные песенки, потешки, сказки, дразнилки, загадки, пословицы, былины, рассказы, - у него уже начинает складываться начитанность. С годами круг чтения расширяется, ко многим произведениям ребенок возвращается в школьные годы, переосмысливает, постоянно открывая в них что-то новое.
Воспитание интереса к чтению во многом зависит от взрослого, который становится посредником между ребенком-слушателем и писателем. Взрослый, чтобы привлечь ребенка к книге, сам должен любить читать, уметь передавать чувства героев, помогать ему понять авторский замысел, идею произведения.
Младший возраст. Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают мысленно воссоздать образ героя, запомнить логическую последовательность событий. При отсутствии определенного жизненного опыта и в силу еще неразвитого воображения содержание произведения не будет понятно, поэтому интерес к чтению может быть потерян. Чтение художественной литературы я всегда сопровождаю показом иллюстраций, беседами по содержанию, тем самым помогая понять смысл произведения. Также я провожу предварительные беседы, наблюдения; тем самым обогащая жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг.
Еще одна характерная особенность детей младшего возраста - это необычайная тяга к поэзии.
Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Уже первые песенки-потешки, подобно «Ладушкам» помогают ребенку проявить себя и внимательным слушателем, и благодарным зрителем, и голосистым певцом, и задорным танцором. У малыша появляется возможность практического использования полученных знаний, а это способствует возникновению интереса к данному виду деятельности.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.
Оформляя уголок, я создаю уют, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Литературу для уголка подбираю соответственно возрастным особенностям и потребностям детей.
В младших группах я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: приучаю рассматривать книги и картинки только в определенном месте, сообщаю правила, которые нужно соблюдать.
В книжной витрине младшей группы выставляю немного (4-5) книг, однако в запасе имею дополнительные экземпляры этих же книг. Кроме книг в «уголок» кладу отдельные картинки-иллюстрации, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Домашние животные» и др.).
Средний возраст.
На 5 году жизни дети более самостоятельны в восприятии художественного произведения, легко устанавливают цепочку событий и при необходимости вычленяют отдельные факты из этой цепи. Благодаря развитию воображения, роль наглядности несколько ослабевает, но не исчезает. При отсутствии иллюстрации к какой-либо части произведения, дети способны создать ее в своем воображении и уточнить при помощи последующих картинок.
У ребенка 4 - 5 лет появляется умение проводить грань между реальным и фантастическим, сказкой и рассказом. Дети чутко вслушиваются в каждое слово произведения. И самое обычное на наш взгляд слово, например, «вдруг», заставляет их насторожиться, приготовиться к повороту событий, попытаться предугадать развитие события. Зная такую особенность, я иногда предлагаю детям пофантазировать, и, учитывая жанр произведения, построить свою сюжетную линию.
Уголок книги для детей 4 - 5 лет более разнообразен. При его оформлении особое предпочтение отдаю книжкам, таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; «Федорино горе» К. Чуковского с рисунками В. Конашевича; «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака с рисунками В. Лебедева и др. Иллюстрации помогают войти в мир произведения, быть соучастником приключений. Используя их, я побуждаю детей вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды книжки. Предлагаю для рассматривания, например, одну и ту же сказку, например, «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает дошкольников высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Книжки-картинки использую реже, добавляю поэтические произведения, книги о природе, юмористические книги. Побуждаю детей инсценировать знакомые стихи и сказки.
Выставляю альбомы по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Времена года», портреты писателей (С.Маршака, А.Пушкина). Один раз в квартал оформляю тематические выставки «Сказки», «Времена года», ...
Привлекаю ребят к несложному труду в уголке книги: подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра. В уголок кладу материал для ремонта книг.
Старший возраст. У старшего дошкольника возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей. Самые любимые произведения в этом возрасте - сказки с их чудесными вымыслами, закрученными сюжетами и конфликтами между злыми и добрыми силами.
Очень популярны у старших дошкольников «толстые» книжки: «Приключения Буратино» Алексея Толстого, «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Дядя Федор, пес и кот» Эдуарда Успенского... Такие произведения удовлетворяют потребность детей в более длительном общении с полюбившимися героями, которые попадают в новые ситуации.
В этом возрасте возрастает уровень воображения. Дети приобретают способность понимать текст без помощи иллюстрации.
Усложняется понимание главного героя. Ребенок способен дать более сложную характеристику героям произведения по сравнению с предыдущим периодом, когда он просто делил героев на плохих и хороших. В данном возрасте дети понимают, что положительный герой тоже иногда совершает противоречивые поступки. Например, если вспомнить басню Ивана Андреевича Крылова, можно увидеть, что положительный, трудолюбивый Муравей не пускает в дом Стрекозу, тем самым подвергая ее возможной гибели. Но ребята в данном случае способны вскрыть причину данного поступка, понимая, что не Муравей ведет Стрекозу к гибели, а лень героини.
Выбирая произведения для чтения, я не забываю о силе воздействия книги на поступки ребенка (ведь дети всегда стремятся подражать героям, которые ему симпатичны). Путем правильного отбора книг стараюсь оказать благотворное влияние на нравственное становление личности дошкольника.
В старшем возрасте у детей появляются литературные пристрастия, индивидуальные интересы. Одни дети предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики рассматривают книги о приключениях. Для того чтобы каждый из детей нашел книгу по своему желанию и вкусу, на книжную витрину помещаю одновременно 10-15 разных книг.
Отбирая книги для уголка, обязательно выставляю 2 - 3 сказочных произведения. Также в уголке книги представлены стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью. Ребенка-дошкольника привлекает природа, поэтому в уголке присутствуют книги о животных, растениях.
На витрине обычно находятся издания тех произведений, с которыми в данное время дети знакомятся на занятиях. Таким образом, даю ребятам возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
В уголке книги дети знакомится с творчеством замечательных художников - Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других, посещая своеобразный художественный музей.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания юмористических книг. Кроме того, в уголок иногда помещаю интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также толстые книжки, которые я читаю в группе в течение длительного периода времени.
Для детей старших групп устраиваю тематические выставки книг. Цель таких выставок - углубить литературные интересы дошкольников. При организации выставки соблюдаю следующие правила:
• Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.).
• Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.
• Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно оформление, она не должна длиться более трех - четырех дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.
Привлекаю детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг, тем самым формирую умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств. Например, после чтения на занятии «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина приглашаю двух - трех детей к рассматриванию иллюстраций В. Конашевича. Обращаю их внимание на то, как изображены главные герои, показываю, как изменяется с развитием сюжета сказки море, - становится все мрачнее и чернее. Спрашиваю, почему художник выбрал именно такое решение. Предлагаю вспомнить, как об этом говорится в тексте. Дети сравнивают внешность старика и старухи на иллюстрациях: старик на всех рисунках одинаковый - с добрым лицом, босой, в простой рубахе и рваных штанах, а старуха от иллюстрации к иллюстрации одета все лучше, наряднее, а лицо злое, некрасивое. Рассматривание и обсуждение книги помогает понять ее замысел, проникнуть в мудрую атмосферу книги, постепенно формирует эстетические чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме : Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений.
Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений, перечень литературы для детей....
Консультация для родителей "Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений"
Материал сообщает как формировать у детей интерес к чтению художественных произведений....
Организация работы детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Работа с детьми по приобщению к ЧХЛ...
Методическая разработка «Мои любимые книжки». Взаимодействие семьи, детского сада, детской библиотеки по формированию у детей – дошкольников интереса к чтению книг.
Опыт многих поколений свидетельствует, что чем раньше у ребенка будет сформирован интерес к чтению книг, тем быстрее будет происходить формирование человека – личности с высоким творческим и инт...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении произведений поэтов и писателей России».
В данном материале представлена одна из главнейших проблем человечества в образовании. Раскрыта актуальность проблемы и задачи по ее устранению, на примере детей старшего дошкольного возраста....
Статья: "Дети и библиотека: формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении"
Михайличенко Н.А.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Сахалинская область, город Долинск...
Статья «Дидактическое пособие «Чемоданчик со сказкой » как современное средство формирования у дошкольников интереса и потребности в чтении художественной литературы»
Знакомство дошкольников с художественной литературой имеет огромное значение, ведь именно в этом возрасте воспитываются будущие читатели. Художественная литература, является действенным сре...