Организация работы детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
консультация по теме
Предварительный просмотр:
«Организация работы детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг»
«Чтобы подготовить человека духовно
к самостоятельной жизни,
надо ввести его в мир книг».
В.А. Сухомлинский
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений.
Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
ФГОС устанавливает способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющий собой альтернативу предметному принципу.
По словам известного литературоведа Ю.И. Лотмана художественная литература обладает свойством, "сгущенной информативности", то есть содержит столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественная литература - при правильном подборе - может охватить если не всё, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям.
Именно поэтому, мы используем чтение художественной литературы как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательно-воспитательном процессе.
Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.
Большое внимание педагоги детского сада уделяют формированию интереса у детей к книге. Методическая работа в данном направлении заключается в педагогическом просвещении воспитателей и специалистов детского сада, через разнообразные формы. Самыми действенными и популярными в данном направлении являются: педагогический совет, мастер-класс, практикум, круглый стол., а также привлечение социальных институтов (библиотека)
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых, – оттого, как организована предметно-пространственная среда их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже оттого, как они расположены.
Создание литературного центра – определенная ступень в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к высокохудожественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.
Литературные центры в наших группах обогащены разнообразной по жанру детской литературой, атрибутами, куклами для развертывания постановок по произведениям, масками, пособиями для художественно-литературного творчества.
Основными целями литературного центра являются:
- развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
- использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
- создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
- обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей
Важнейшей задачей взрослого стал отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами:
- целесообразность использования данного произведения в детской аудитории
- его принадлежность к подлинному искусству
- художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.
Образовательная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой в процессе непосредственно образовательной деятельности осуществляется по технологии "Пришли мне чтения доброго", автором которой является Зинаида Александровна Гриценко. Знакомство детей с детской литературой по данной технологии, помимо ежедневного чтения в свободной форме, предлагается через организацию специально-организованного чтения один раз в неделю, со среднего дошкольного возраста. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на мероприятиях разного вида:
- Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
- Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления худ. особенностей текста);
- Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);
- Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого понимания его смысла и худ. особенностей).
Содержание работы с детьми при организации каждого вида мероприятий усложняется от возраста к возрасту.
От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
Родители должны быть партнерами в деле приобщения детей к чтению. Без тесного сотрудничества с ними не будет высокого результата. Поэтому свою работу строим таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данной задачи.
Работу начинаем с анкетирования («Приобщение детей к художественной литературе», «Ребенок и книга») и бесед, целью которых является изучение потребностей родителей и их уровня знаний о проблеме, определение степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей. По результатам анкетирования родителей и диагностики детей составляем план мероприятий (просветительских, консультативных, информационных)
Поэтому равноправными партнерами по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» являются родители, которых воспитатель знакомит через разнообразные формы взаимодействия:
- с возрастными возможностями дошкольников – читателей;
- с позитивными и негативными стереотипами о детской литературе;
- расширяет представление родителей о детской литературе;
- обучает родителей руководству чтением детей;
- привлекает к взаимодействию с детским садом.
А самое главное - взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Ведь именно в дошкольный период происходит интенсивное обогащение словарного запаса, в результате приобретения новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать! - Сесиль Лупан (она не педагог и не психолог, а просто мама, правда, чуть более любопытная и наблюдательная, чем большинство из нас)
Список литературы:
- Арушанова, А. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения /А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2003.- №10.- С. 73 -80.
- Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с. – ISBN 978-5-89814-663-4.
- Гурович Л. М. Ребенок и книга: Учебное пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 2002. – 62 с.
- Гризик, Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. / О. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. – С. 5 – 10.
- Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. – С. 10 – 18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ (ВОСПРИЯТИИ КНИГ) У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Представлен опыт работы с семьей по формированию интереса и потребности в чтении (восприятии книг) у дошкольников....
"Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у старших дошкольников".
Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М. Шолохова, Н. Островского, но есть особая литература – литератур...
«Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у старших дошкольников»
Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М. Шолохова, Н. Островского, но есть особая литература – литератур...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении произведений поэтов и писателей России».
В данном материале представлена одна из главнейших проблем человечества в образовании. Раскрыта актуальность проблемы и задачи по ее устранению, на примере детей старшего дошкольного возраста....
Взаимодействие семьи и детского сада в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе
В последние десятилетия интерес взрослых и детей к книге снизился, что привело к снижению личностной культуры дошкольников. С появлением телевидения и компьютеров небывалая мощь потока информации удар...
Статья: "Дети и библиотека: формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении"
Михайличенко Н.А.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Сахалинская область, город Долинск...
Статья «Дидактическое пособие «Чемоданчик со сказкой » как современное средство формирования у дошкольников интереса и потребности в чтении художественной литературы»
Знакомство дошкольников с художественной литературой имеет огромное значение, ведь именно в этом возрасте воспитываются будущие читатели. Художественная литература, является действенным сре...