СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении произведений поэтов и писателей России».
статья по художественной литературе (старшая группа)
В данном материале представлена одна из главнейших проблем человечества в образовании. Раскрыта актуальность проблемы и задачи по ее устранению, на примере детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткое сообщение из опыта работы | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ:
«Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении произведений поэтов и писателей России».
Выполнила:
воспитатель старшей группы
Дрябжинская Ирина Сергеевна.
ОРЕЛ 2020
Введение.
Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его.
«Книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».
М.Горький.
Результаты исследований за последние десятилетия, из материалов книги Дунаевой. Н. «О значении художественной литературы в формировании личности ребенка», в ряде стран показали, что:
-читающие люди способны проблемно мыслить;
-имеют больший объем памяти и активное творческое воображение;
-лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов);
-точнее формулируют мысли и свободнее пишут;
-легче вступают в контакты и приятны в общении;
-более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении;
-чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас.
«Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты».
Актуальность выбранной темы.
Актуальность темы «Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении русской художественной литературы» определяется тем, что дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке. По этому принципу 2015 год был провозглашен Годом Литературы в России, с целью привлечения внимания общества к литературе и чтению (Указ Президента РФ №426 от12.06.2014 г.).
Цель работы в ДОУ.
Цель моей работы в ДОУ по этой проблеме состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении книг (литературных произведений) через решение следующих задач:
-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-развитие литературной речи;
-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
-использование различных форм работы с детьми, для развития интереса к чтению художественной литературы.
Опыт работы с детьми в детском саду предлагает использовать в работе по формированию интереса к книге следующие формы работы:
- простое чтение воспитателя в кругу детей;
- недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;
- вечера чтения;
- выставки книг или организацию книжного уголка;
- организацию викторин: «Какие я знаю сказки? », «Каких детских писателей (сказочников) я знаю? »;
- конкурсы чтецов, рассказчиков;
- конкурсы: «Книга своими руками», «Книжки-малышки», «Юный книгоиздатель»;
- выставки: «От гусиного пера до современной авторучки», «Художники-оформители детской книги»;
- родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;
- праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения… » (любимого героя книги);
- тематические акции: «Помоги книге» (реставрация книг, «Возьму книгу домой»;
- воспитание толерантности через чтение сказок и рассказов народов мира;
- знакомство с книгами, ориентированными на гендерные различия (различия читательских предпочтений мальчиков и девочек, которые раскрывают те или иные особенности читательской аудитории в зависимости от пола и возраста;
- организация проектной деятельности по различным темам из сказок;
- оформление информационных стендов: ""Круг чтения Вашего ребенка", "Читаем дома", "Книга на выходные"; «Советуем прочитать»;
- организация библиотеки в детском саду;
- сотрудничество с детской библиотекой.
Круг чтения ребенка.
Исходя из материалов программы Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» по ФГОС ДО «Круг чтения российских дошкольников» подготовлен лучшими специалистами по детскому чтению России в помощь педагогов ДОУ и родителям, стремящимся, чтобы их дети с малых лет знали русскую культуру, русскую классическую литературу.
Классическая русская литература — ядро Русского мира. Она закладывает основы главных ценностей: сострадания, добра, справедливости. На протяжении веков на русских сказках, литературных произведениях лучших писателей росли новые и новые читательские поколения россиян. И наши дети обязательно должны пройти эту школу чтения.
Как и в каком возрасте нужно приобщать ребенка к чтению литературных произведений:
По материалам методического пособия « Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет.» Гербовой В.В следует, что:
В младшем возрасте детей можно начинать учить правильно воспринимать и понимать художественное слово. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрывать сценки из художественных произведений, организовывать диалогические игры-инсценировки, проводить дидактические игры: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?» и т.д.. Загадывать загадки, заучивать стихи, малые фольклорные формы. Показывать театры: магнитные, настольные, пальчиковые. Продолжать обучать правилам пользования книгой: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.
В средней группе дошкольники проявляют интерес к книгам. Они могут подолгу рассматривать иллюстрации, обмениваться мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке можно разместить знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. Предложить для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтяревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Также можно использовать литературные викторины, где по небольшим фрагментам или по иллюстрации к детской книге можно определить произведение и затем в рисунке передавать свои ощущения.
В старших группах детей необходимо учить понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формировать осознанное отношение к ним, обращать внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закреплять навыки аккуратного пользования книгой.
Можно также с детьми проводить беседы с использованием электронных пособий на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создаёт книгу», «Путешествие в прошлое книги», «Профессия- библиотекарь» и другие. Периодически оформлять тематические выставки, посвященные творчеству писателя: «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.д. В их организации могут принимать участие и сами дошкольники. Из лучших детских работ можно составить альбомы, готовить выставки поделок, макеты, сделанные по мотивам прочитанных произведений. Организовывать и мастерские по ремонту книг. Дети могут сами подбирать необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. д.
Тип правильной читательской деятельности.
Пока ребенок не приучен думать над книгой, пока он не знает и не догадывается, когда и почему ему надо смотреть, выбирая и читая книгу, что видеть, о чем думать, он, даже владея техникой чтения, настоящим читателем не станет. Так как он без целенаправленного обучения не способен к самостоятельному различению книг по содержанию, к осознанию разумного порядка в мире книг и в самой книге.
Рисунки (иллюстрации) на обложке и в тексте дают возможность «узнать», выделить нужную книгу из числа всех других книг даже ребенку, который еще не умеет читать, но при условии, что содержание нужной книги он, безусловно, и детально освоил. Тогда он может, перебирая книги, вглядываться в иллюстрации, выделать на них детали, прямо и непосредственно ассоциирующиеся с известным содержанием и определять содержание. При этом он осваивает основу типа правильной читательской деятельности - учится думать над книгой. Только тогда, когда педагог прочитал произведение вслух, проверил и убедился, что содержание прочитанного все дети освоили (не просто поняли, а представили, мысленно увидели в деталях), он показывает им книгу, где, вглядываясь в иллюстрации, по деталям же дети увидят то, о чем только что слушали, и узнают прослушанное произведение. А дома, по желанию пересматривая свои книги, воссоздавая содержание прослушанного произведения по памяти и действуя так, как на занятии, они смогут найти либо книгу такую же, о том же (о чем слушали), либо совсем другую книгу, но хорошо знакомого и любимого содержания.
Педагог ДОУ должен создать специально организованную среду, где можно разместить справочно-энциклопедическую литературу, детскую художественную литературу, пазлы по сказкам, аудио и видеозаписи и т.д.. В книжном уголке помещаются предметные и сюжетные картинки, наклеенные на твердую основу (картон). Можно изготовить маленькие «книжечки» , и дети с удовольствием их будут рассматривать, отмечая уже знакомые предметы. Когда они научатся пользоваться этими «книжками», можно внести в уголок первые настоящие книги, которые ярко, красочно оформлены, и это привлекало внимание малышей. Необходимо знакомить детей с каждой книгой, показывать иллюстрации, обучать правилам пользования книгой (не мять листы; посмотрев, поставить на место).
Главная задача педагога не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.
Для лучшего восприятия произведений детьми, я предлагаю следующие игры и упражнения:
Дидактическое упражнение «Волшебные слова»
Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке:
• По щучьему веленью, по моему хотенью… (Емеля из сказки «По щучьему велению»).
• Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь. (Василиса Премудрая, из сказки «Царевна – лягушка»).
• Избушка, избушка стань по-старому, как мать поставила, к лесу задом ко мне передом (Иван – царевич из сказки «Царевна – лягушка») .
Дидактическая игра «Дополни имя»
Воспитатель. У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть имени или названия, а вы – вторую.
• Кощей – (бессмертный)
• Василиса – (Прекрасная)
• Иван – (царевич)
• Змей – (Горыныч)
• Крошечка – (Хаврошечка)
• Сестрица – (Аленушка)
• Скатерть – (самобранка)
• Гуси – (лебеди)
Сказочные загадки
• У Аленушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
• Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
• Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем. (Жар-птица)
• Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех до сыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
• Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
• Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок смоляной бочок)
Дидактическая игра «Сказки о животных»
Выкладываются картинки животных: лиса, волк, заяц, медведь, петух, кот. Дети подбирают каждому герою фрагмент сказок, в которых встречаются эти герои. (Медведь - «Варежка», «Теремок» и др.).
Назовите сказки, в которых есть баба Яга?
Дети. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Царевна лягушка» и др.
«Исправь ошибку».
«Красная Бейсболочка» («Красная Шапочка»),
«Кот в шлепанцах» («Кот в сапогах»),
«Сестрица Алинушка и братец Иванушка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»),
«Трое косолапых» («Три медведя»),
«Снежиночка» («Снегурочка»),
«Иван-королевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»).
Проверим, хорошо ли вы знаете сказки. Из какой сказки эти слова?
• «Ловись, рыбка, и мала, и велика, ловись, рыбка, и мала, и велика». (Русская народная сказка «Лиса и волк»),
• «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел». (Русская народная сказка колобок»),
• «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша».(Русская народная сказка «Царевна-лягушка»),
• «Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы».(Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»),
• «Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается».(Русская народная сказка «По щучьему веленью»),
• «Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет, а козленочек возле нее скачет».(Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»),
• «Принесла бабка в решете снега. Толкли они снег и вытолкали девушку. (Русская народная сказка «Снегурочка»),
• «-Кто, кто в теремочке живет?
-Я, муха-горюха. А ты кто?
- А я блоха-попрыгуха. Пусти меня к себе жить». (Русская народная сказка «Теремок») .
Игра «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»
Педагог предлагает словосочетания необычных частей тела, а дети должны назвать персонаж
- Огнедышащая голова – Змей Горыныч;
- большие расплющенные уши – Чебурашка;
-костяная нога – Баба Яга;
-вместо ног хвост – Русалочка;
-длинный острый нос – Буратино;
-она маленького роста – Дюймовочка;
-голова в форме луковки – Чипполино;
- борода с волшебными волосками – Старик – Хоттабыч;
-у нее голубые волосы – Мальвина.
Перспектива опыта работы в ДОУ.
В перспективе моей работы по ознакомлению детей с художественными произведениями поэтов и писателей России я планирую организацию долгосрочного проекта «Сказки России», в который войдет:
-анкетирование родителей на тему «Сказки в жизни вашего ребенка»;
-иллюстрирование сказок;
-чтение сказок, просмотр мультфильмов по сказкам;
-изготовление костюмов, масок для мини-спектаклей;
-Игра-викторина «В мире русских сказок»;
-инсценировка сказки и т. д.
Литература.
- Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
- Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
- Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
- Международный образовательный портал Маам.
- О. С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия. Игры. Методические рекомендации. Мониторинг. Изд-во ТЦ Сфера, Москва 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы по теме «Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений
цель - формировать социально-значимые качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений....
Организация работы детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Работа с детьми по приобщению к ЧХЛ...
Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».
Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....
Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».
Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....
Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»
Презентация к сообщению из опыта работы на методическом объединении воспитателей младших и средних групп по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно...
Статья: "Дети и библиотека: формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении"
Михайличенко Н.А.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Сахалинская область, город Долинск...
Статья «Дидактическое пособие «Чемоданчик со сказкой » как современное средство формирования у дошкольников интереса и потребности в чтении художественной литературы»
Знакомство дошкольников с художественной литературой имеет огромное значение, ведь именно в этом возрасте воспитываются будущие читатели. Художественная литература, является действенным сре...